Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.
Что вы получаете, обустроив вентиляцию
- за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
- устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
- удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
- продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
- получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
- добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.
Какая бывает?
Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.
Естественная
Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.
Как это работает
Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.
Плюсы:
- дешево и сердито;
- простейший монтаж;
- нет зависимости от электроснабжения.
Минусы:
- летом ухудшается воздухообмен;
- необходимо регулярно очищать воздухообменники;
- при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.
Принудительная
Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:
- фильтра;
- вентилятора;
- калорифера.
Как это работает
В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.
Плюсы:
- не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
- стабильная работа системы.
Минусы:
- требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
- в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
- монтаж далеко не всегда оказывается доступным.
Комбинированная
Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.
Как это работает
Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.
Плюсы:
- нет зависимости от температуры снаружи помещения;
- достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.
Минусы:
- нет подогрева воздушного потока;
- каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.
Приточная
Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.
Как это работает
Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.
Плюсы:
- недорого и просто
Минусы:
- не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.
Нормы и правила
Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.
Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.
Материалы и инструменты
- металлические либо пластиковые трубы;
- герметик;
- вентилятор;
- электрокалорифер для механической системы вентиляции;
- болгарка;
- перфоратор и др.
Технологическая карта процесса
Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.
Шаг 1. Расчеты.
На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.
Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.
Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.
Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.
Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.
Шаг 4. Оформите выход.
Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.
Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.
Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.
Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.
Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.
В погребе или подвале
Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.
Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.
При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.
Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.
Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.
В смотровой яме
Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.
Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.
В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.
Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.
Заключение
Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.
Читайте также: как сделать экономное отопление в гараже своими руками?
Если воздух в гаражном помещении слабо вентилируем, то постоянно образующийся на автомобильных агрегатах конденсат неизбежно приведет к их поломке. Да и на обивку салона повышенная влажность положительно не влияет. Поэтому делать вентиляцию в гараже своими руками следует максимально вдумчиво и правильно. Влаги внутри должно быть как можно меньше, а выхлопные газы уходить на улицу должны как можно быстрее.
Содержание
Схемы вентиляции для гаража
В большинстве случаев частный гараж – это небольшое помещение для одной легковой машины. Плюс нередко часть пространства в нем отдана под верстак с инструментами и место для складирования покрышек, канистр и т.п.
Сделать в таком строении самостоятельно вентиляцию проще простого. Производить сложные расчеты по воздухообмену здесь не требуется. Достаточно знать пару формул и норм.
Схем организации вентиляции гаража существует две:
- С естественным воздухообменом.
- С принудительной циркуляцией воздуха между улицей и помещением.
Реализация обоих вариантов предусматривает установку двух вентиляционных отдушин с трубами – одна на вытяжку, вторая на приток. Принудительная схема вентиляции нуждается в электрическом вентиляторе. Но для большинства гаражей с избытком будет хватать обычной системы с естественной тягой воздуха. Она энергонезависима, предельно проста в монтаже и дешева.
Циркуляция воздуха в гараже с ямой при естественной вентиляции
Требующую электропитание проточную или вытяжную вентиляцию в гараже делать стоит только при наличии в нем отопления. При этом лучше всего оставить свой выбор на одной вытяжке. С ее помощью можно организовать вполне эффективный воздухообмен. А обойдется она не так дорого, как комбинированная приточно-вытяжная вентиляция. Последняя состоит из немалого количества дорогостоящего оборудования, требующего еще и дополнительных трат при эксплуатации.
Выбирая схему вентиляции гаража, необходимо также учитывать конструктивные особенности гаражного бокса. Если он стоит в ряду однотипных сооружений, то есть ограничения по проделыванию вентиляционных отверстий в некоторых его стенах. Трубы вентиляции получится вывести далеко не со всех сторон строения. Но для повышения естественной тяги они должны располагаться в гараже как раз с разных его концов.
В таком случае рекомендуется останавливать свой выбор на вытяжном, приточном либо комбинированном варианте. Эти виды вентиляции в гараже не так сильно зависят от месторасположения и размера воздуховодов. Здесь более важна будет мощность вентилятора.
Воздухообмен при принудительной вентиляции
Варианты вентиляции в гараже
Проще всего своими руками смонтировать вентиляцию в собственном гараже в исполнении с естественной воздушной тягой. Для этого необходимо рассчитать диаметр труб на вытяжку и приток, а после пробить отверстия в стенах и/или крыше и установить эти воздуховоды. Главное потом не забыть про необходимость надежной герметизации просветов между трубой и бетоном, кирпичом или металлом стены.
Варианты оборудования вентиляционной шахты
По нормам тяга в гаражном помещении должна быть такой, чтобы весь объем воздуха полностью замещался в нем за час 6–10 раз. По минимуму это 180 кубов/час на 10 квадратов пола гаража. Чтобы обеспечить подобный естественный воздухообмен, на каждые 10 кв.м. необходима труба сечением около 15 см.
Приточное отверстие вентиляции следует располагать на высоте 15–20 см над землей на стене с дверью. Вытяжное должно размещаться напротив первого в крыше или в стене под потолком с подъемом воздуховода над кровлей порядка полуметра. Так тяга выйдет максимальной. При этом труба притока в сечении должна быть равной, а лучше немного меньше диаметра воздуховода-вытяжки. Если размеры сделать наоборот, то возможно опрокидывание тяги.
Схема расположения вентиляционных труб в гараже с ямой
Эффективность естественной вентиляции в гараже зависит от:
- разницы температур воздуха внутри и снаружи;
- наличия на улице ветра и его силы;
- разницы давления между верхней точкой вытяжки и нижней притока;
- места расположения вентиляционных труб на фасаде и степени их утепления.
Как расположить вентиляционную шахту для лучшей тяги
Факторов влияния немало. Поэтому нередко приходится делать систему вентиляции, функционирующую благодаря принудительной тяге воздушных масс. Здесь расчет параметров еще проще.
Трубы можно взять вдвое меньше, чем в рассматриваемом выше варианте. Все равно обмен воздуха будет производиться за счет работы вентилятора. Его мощность подбирается исходя из кубатуры гаража и необходимой кратности воздухообмена. В подавляющем большинстве случаев вполне хватает осевой канальной модели на 100 Вт.
Трубы и отверстия располагаются так же, как и в варианте с естественной тягой. При этом самостоятельно сделать вентиляцию с принудительным обменом зачастую проще. Воздуховоды требуются меньше в диаметре. А значит и дырки в стенах пробивать придется меньшего размера. Однако по затратам такая вентиляция за счет наличия электрооборудования выйдет дороже обычного аналога.
Схема воздушных потоков потоков при разных типах вентиляции
Если устанавливается вентилятор, то следует брать модель с таймером. Оставлять его постоянно включенным невыгодно по деньгам (счета за свет выйдут немалыми) и опасно из-за риска пожара. Работающее электрооборудование без присмотра надолго бросать не стоит.
Схема естественной вентиляции в гараже
А так можно задать нужный режим, чтобы вентилятор включался на некоторое время для полного замещения воздуха в помещении, а потом сразу отключался. Ведь выстраивается система вентилирования гаража, а не вентиляция в ванной комнате и туалете, где воздушная циркуляция должна быть непрерывной.
Нюансы по монтажу и советы по расчету
Гаражная вентиляция с естественным воздухообменом должна проектироваться так, чтобы между ее нижней и верхней точками было расстояние около 3-х метров. Если будет меньше, то тяга выйдет пониженной.
Элементы вентиляционной конструкции
Чтобы зимой гараж не промерз, необходимо иметь возможность регулировки проходящего через вытяжку объема воздуха. Для этого рекомендуется выбирать для монтажа вентиляционные решетки с регулируемыми жалюзи. При необходимости их можно прикрыть, а после открыть на полную.
Воздухообмен при принудительной вентиляции с подогревом
Если отопления в гаражном боксе нет, а иногда обогрев требуется, то стоит смонтировать приточную систему вентилирования с нагревательным элементом. Такая вентиляция в гараже позволит быстро нагреть его, когда надо. Электрический воздухонагреватель потребляет немало электроэнергии. Но для недолгих включений его на обогрев при необходимости отремонтировать автомобиль в зимнее время – самое то.
Схема вентиляции для гаража с обогревом
Каждая из труб (вытяжка и приток) на всем своем протяжении должны иметь одинаковый диаметр. Сужения здесь недопустимы, а поворотов должно быть минимум. Благо в большинстве гаражных помещений их можно сделать вертикальными без горизонтальных отводов.
Смотрите также видео как рассчитать и сделать вентиляцию в гараже:
Читайте про другие наши материалы:
Многие автовладельцы пользуются гаражом для того, чтобы защитить свой автомобиль от угона и неблагоприятных погодных условий. Однако, при отсутствии хорошей вентиляции создаются крайне неблагоприятные условия для машины в виде повышенной влажности, вызывающей коррозию металла. Не стоит забывать и о том, что для человека кроется опасность отравления парами бензина или другими производными работы двигателя. В этой статье будет рассмотрено как сделать вентиляцию в гараже своими руками.
Классы воздухообмена в гараже
Необходимо заметить, что проветривание гаражного бокса с подвалом и без него практически не отличаются друг от друга.
Вентиляция в гараже своими руками может быть изготовлена по следующим схемам:
- естественная. Является самой простой из всех. Воздухообмен в помещении осуществляется за счет различия температур в помещении и снаружи;
- механическая (принудительная). Система является дорогостоящей, однако наиболее эффективной. Воздухообмен происходит за счет оборудования, производящего поступление и удаление воздуха;
- комбинированная. Работает аналогично естественной, отличаясь добавлением в схему вентилятора для удаления воздуха из помещения.
СНиП и вентиляция
Для нежилых помещений нормы вентиляции также строго регламентируют циркуляцию воздуха.
Строительные нормы и правила предусматривают обеспечение воздухом гаражного помещения в количестве 180 литров в час.
Циркуляция воздушных масс должна быть организована постоянно. Отметим, что в западных странах эта цифра превышает и должна быть выше в два раза.
Если говорить о материалах, из которых построено помещение, вентиляция в металлическом гараже ничем не будет отличаться от вентиляции в кирпичном или бетонном гараже.
Оборудование и материалы
Для установки вентиляции понадобятся следующие инструменты: болгарка и перфоратор.
Без электроинструмента — никуда
После расчета приобретаются трубы из металла или пластика, а также герметик и вентиляторы. Если есть желание обезопасить вентиляционные вход и выход, необходимо приобрести решетки и крышки.
Установка естественного воздухообмена
Такая вентиляция ввиду простоты установки и дешевизны подходит многим. Ее принято использовать также для погребов.
Установка вентиляции в гараже обязательно начинается с расчета.
Согласно СНиП, на каждые 10 квадратных метров площади должно приходиться 15 сантиметров диаметра воздуховода.
Например, размер гаражного помещения равен 5 на 4 метра. Площадь гаража будет равна двадцати квадратным метрам. Рассчитываем согласно формуле: 20*1,5=30 сантиметров.
В результате получаем диаметр каналов в 30 сантиметров. Если планируется установить две вытяжки и два приточных канала, следует уменьшить эту величину вдвое.
На рисунке показана вентиляция в гараже своими руками, схема показывает расположение вентиляционных проемов.
Схема вентиляции гаража
Следующий этап – подготовка проема для поступления воздуха. Делают его при помощи перфоратора на высоте около десяти сантиметров от пола. Правильная вентиляция гаража будет происходить при установке вытяжки в противоположной приточной стене, причем желательно, чтобы отверстие было сделано по диагонали.
При помощи перфоратора проделываем то же самое, только под потолком. Это необходимо, потому что труба вентиляции будет выведена над крышей помещения на высоту примерно пятьдесят сантиметров.
Высота трубы над крышей
Таким образом, монтаж вентиляции обойдется примерно в 300 рублей. Стоит учесть, что естественный воздухообмен наиболее эффективен при температуре снаружи менее 10-12 градусов Цельсия.
Соответственно, в летнее время обмен воздуха будет малоэффективен. К тому же часто зимой происходит замерзание труб, что приводит к переохлаждению помещения.
Установка комбинированной схемы
Такая схема практически не отличается от предыдущей. Точно так же будет делаться отверстие с одной стороны гаража на высоте десяти сантиметров от пола. Отличие состоит лишь в том, что нет необходимости делать вытяжное отверстие в противоположной стене. Установка вентилятора позволяет делать его в любом месте.
В комбинированной схеме добавляем вытяжной вентилятор
Таким образом, комбинированный способ обмена воздухом является более подходящим, так как будет работать эффективно в любое время года.
Что касается вентиляторов, потребление электроэнергии у многих из них минимальное, поэтому при покупке стоит выбирать тот, который будет издавать наименьшее количество шума.
Механический воздухообмен
Принудительная вентиляция в гараже осуществляется за счет установки в отверстия для притока и вытяжки воздуха вентиляторов. Однако существуют и другие устройства, способные справляться с этой задачей.
Приведем лишь некоторые из них:
- Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
- Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
- Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
- Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.
Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция в гараже своими руками может быть и совсем недорогой. Для этого нужно сделать то же самое, что и для установки естественной вентиляции: перфоратором проделать отверстия в противоположных друг другу стенах по диагонали и установить в них трубы. Далее на входные отверстия воздуховодов устанавливается по вентилятору.
Такая схема позволит регулировать воздухообмен в любое время года. Для того, чтобы зимой воздуховод и сам гаражный бокс не замерзали, можно поставить задвижки или регуляторы оборотов вентиляторов. А для сохранения помещения от влаги зимой специалисты советуют закрывать смотровую яму или погреб.
Очищение воздуха в погребе
Как правило, гараж используется не только для стоянки автомобиля, но и для хранения продуктов. Соответственно, это тоже дает дополнительную влагу. Но даже если хранение не производится, проветривание ямы должно быть организовано для комфортной работы в нем.
Совмещение вентиляции погреба и гаража
Как отмечают специалисты, в погребе естественная вентиляция является лучшим вариантом.
При условии хорошего воздухообмена в помещении возможно использовать трубы диаметром 10 сантиметров.
Одна из них устанавливается в районе десяти сантиметров от пола, а вторая на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выводится наружу.
Также стоит позаботиться и о защите вытяжки.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, как правильно сделать вентиляцию в гараже. Каждый из представленных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Выбор в сторону одного из них стоит делать исходя из бюджета. Лучший по соотношению цены и качества вариант – комбинированная схема.
Как стало известно из этой статьи, вентиляция в гараже своими руками – это необходимо для каждого автовладельца, к тому же и совсем несложно. Не стоит забывать о том, что благодаря ей «железный конь» прослужит дольше, а также для хозяина гаража будет меньше опасности для здоровья при посещении этого помещения.
</ul>
В современном мире с ежегодным увеличением числа автомобилей на душу населения гаражи стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Помимо этого помещение гаража стало использоваться для хранения всевозможных вещей, в том числе при правильном обустройстве погреба, как места складирования овощей и прочих летних заготовок. В таких условиях неизбежно образование конденсата на всех поверхностях помещения, включая узлы автомобиля.
В конечном итоге это может привести к появлению ржавчины и плесени. Для избежания подобных проблем в гаражном помещении следует организовать искусственное вентилирование воздуха. Сделать это достаточно просто и к тому же для этого не потребуется больших финансовых затрат и физических усилий.
Содержание
Вытяжка в гараже. Особенности работы и расчёт.
Гаражное помещение с постоянно хранящимся в нём автомобилем требует организации в нём вентиляции. Циркуляции воздуха предотвратит возникновение ржавчины в гараже и предохранит автовладельца от выхлопных газов и других вредных испарений.
Для избежания появление ржавчины объём воздуха в гараже должен сменяться около 10 раз в час. СНиП-ом 21.02.99 установлена зимняя температурная норма для хранения автомобиля +5 градусов.
При увеличении температуры до комфортной для человека (около 15 градусов) увеличивается степень таяния льда и снега, а соответственно увеличивается и испарение. Вследствие этого стоит придерживаться установленных 5.
В погодных условиях России устройство вентиляционной системы для закрытого бокса должно быть организовано очень внимательно.
Для этого нужно учитывать следующие моменты:
- Разность температуры воздуха окружающей среды и гаражного помещения. За счёт того, что воздух внутри бокса теплее, а соответственно легче, он будет подниматься вверх. В то же время более тяжёлый воздух из окружающей атмосферы самотёком по воздуховоду будет поступать внутрь.
- Между приточным патрубком и патрубком отвода должна быть разница не менее 3 метров по высоте. За счёт этого будет достигаться разность в давлении.
- Патрубок притока воздуха должен быть установлен с той стороны гаража, с которой преобладающе дует ветер. И соответственно патрубок отвода с противоположной.
Соблюдение перечисленных правил обязательно. В противном случае эффективность вентиляционной системы будет минимальна.
В летний период патрубки отвода и притока воздуха должны быть максимально открыты. В этом случае вентиляция будет максимально зависеть от ветра.
Для увеличения притока воздуха в помещение стоит вместо круглого воздуховода установить воздухозаборник — решетку. Причём его диаметр должен быть в 2-3 раза больше диаметра основной трубы. Он должен монтироваться на высоте до 50 см. Для уменьшения или увеличения притока воздуха в нём должна присутствовать специальная заслонка.
Стоит не забывать важное правило — диаметр открытой вытяжки всегда должен быть меньше диаметра открытого притока. Вывод вытяжной трубы должен быть выполнен вертикально над крышей и не менее чем на 50 см. В том случае, когда в гараже обустроен погреб, в нём должны быть сделаны отдельные трубы притока и отвода воздуха.
Как сделать вентиляцию в гараже. Улучшение естественной вентиляции.
Существует два способа улучшить вентиляцию в гаражном боксе:
1. Прогрев воздухоотводящий канал:
Включатся обычные законы физики. Более тёплый прогретый воздух будет стремиться вверх и выходить наружу.
Существует несколько способов сделать это:
- В летний период достаточно покрасить трубу отвода в тёмный цвет (лучше чёрный). Чёрные стенки канала будут лучше всего поглощать солнечные лучи и соответственно прогревать воздух.
- Осенью и зимой прогреть вытяжной канал можно с помощью обычной лампочки накаливания. Но так как выделяемого ею тепла может не хватить на прогрев всего канала, то обязательно необходимо его теплоизолировать. Стоит отметить, что энергосберегающие лампы для этой цели не подойдут. В следствие того, что выделяют гораздо меньше тепла.
2. Установив вентиляционный дефлектор
Можно увеличить вытяжку воздуха примерно на 20 процентов. Работа дефлектора основана на законе Бернулли. Данное устройство включает в себя следующие части:
- Стакан (диффузор) устанавливает разницу давления воздуха и увеличивает вытяжку. Выполнен в виде конусообразной трубки.
- Колпак или зонт, выполняет защитную функцию. Препятствует проникновению в дефлектор осадков и мусора.
Корпус устройства выполнен в виде цилиндра. С его помощью создаются участки пониженного давления. Наиболее часто используемые в России дефлекторы ЦАГИ, флюгерообразные, тарельчатые, ротационные. Эффективность работы прибора напрямую зависит от наличия ветрового потока. При его отсутствии эффективность дефлектора практически нулевая.
Вентиляция в гараже своими руками. Обустройство механической или комбинированной системы.
Обустройство комбинированной вентиляции включает в себя естественную циркуляцию с добавлением в вытяжной воздуховод центробежного или осевого вентилятора. В остальном системы естественной и комбинированной вентиляции абсолютно схожи: одинаковое расположение приточных и отводящих патрубков; диаметр воздуховодов; наличие дефлектора.
Мощности вентилятора в данном случае хватит до 100 Вт.
Прибор монтируется в теплоизолированный участок вытяжки и часто оснащается таймером, располагающимся между розеткой и вилкой. Таймер необходим для экономии электроэнергии и увеличения ресурса устройства.
Главным преимуществом механической вентиляции является её полная независимость от внешних факторов
Но в то же время — это её главные недостатки: зависимость от электричества и вследствие этого достаточно высокая цена.
В гаражах обычно монтируют следующие типы механического вентилирования:
- Модульная механическая вентиляция представляет собой систему притока и отвода воздуха, состоящую из отдельных блоков. Блоки отвода и притока воздуха работают отдельно друг от друга. Для их объединения в единый комплекс используются специальные датчики.
- Моноблочная механическая вентиляция представляет собой единый механизм, отвечающий и за приток и за вывод воздуха. Наиболее практичными моноблочными моделями являются системы, оснащённые рекуперационными пластинами. Данное устройство гораздо проще в установке. Перед началом его установки потребуется сделать одно отверстие. В то же время модульная система более производительна.
По итогу вышесказанного следует вывод, что механические модели систем лучше применять в отапливаемых боксах. В то время как естественная вентиляция подойдёт для холодных помещений. Гаражные помещения оборудованные под землёй всегда следует оснащать механической вентиляцией, с подсоединёнными датчиками угарного газа.
Чтобы правильно организовать проветривание гаражного строения, необходимо знать параметры, объемность постройки, приблизительный перечень работ, которые планируется там производить. Немаловажным фактором является тип устанавливаемого оборудования, используемые материалы, расчет необходимых параметров. От того, насколько верно произведены предварительные расчеты, подобрано оборудование, зависит эффективность вентиляционной системы, которую планируется установить для гаража.
Способы вентиляции гаража
Как и любое другое, проветривание гаражного строения сводится к нескольким основным видам. Кратко рассмотрим отличительные особенности каждого из них.
Естественное вентилирование. Основано на использовании природного механизма смены воздушных масс, когда плотный свежий воздух вытесняет теплый и более легкий. Специально организованные вентиляционные проемы для естественного движения воздухопотока входя в систему аэрации.
Механическое проветривание. Полностью автоматизированная подача, отведение воздушных масс. Большие гаражные здания, где могут проводиться длительные ремонтные, технические работы, рекомендуется оснащать механической системой вентилирования.
Смешанная (комбинированная) вентсистема позволяет сэкономить на установке приточного оборудования. механической является зачастую именно вытяжка.
Кроме того, вентиляция может быть приточной, вытяжной, приточно-вытяжной. Наиболее эффективной представляется приточно-вытяжная система воздухообмена. Она организовывается естественным, механическим или комбинированным способами, что зависит от габаритов здания, специфики проводимых работ, количества машин и т.д.
Нормы вентиляции гаража
Строительство гаража планируется без обустройства дренажного оборудования, системы удаления избыточной влаги. Она попадает внутрь строения вместе с автомобилем – это оставшиеся на днище грязный снег, влага, соль, другие химические реактивы, используемые коммунальными службами для обработки дорог. Без выведения данных источников уровень относительной влажности внутри помещения повышается. В совокупности с оставшимися реактивами, солью влага постепенно начинает портить, разъедать кузов. Кроме того, неотрегулированный температурно-влажностный баланс негативно сказывается на деревянных, металлических конструкциях гаража, поверхностях инструмента.
Нормализовать температурный, влажностный показатели способна вентиляция строения. Также она вместе с отработанным потоком воздуха удаляет токсичные пары лако-красочной продукции, технических жидкостей, масла, топлива, угарный и выхлопные газы.
Нормы вентилирования гаражного строения, согласно СНиП, предусматривают организацию приточно-вытяжной вентсистемы для отапливаемого и неотапливаемого помещения, чтобы удалять, разбавлять вредные теплогазовыделения в соответствии с расчетом ассимиляции.
Внутри отапливаемого гаражного строения, предназначенного для хранения автомобиля, определяется температурный показатель – +5⁰ С. Внутри строения для хранения одной машины предусмотрен воздухообмен более 180 м³/ч. Иностранные изготовители вентиляционного оборудования рекомендуют оборудовать гаражи системой, позволяющей производить 6-10кратную смену воздушной массы за одни сутки.
Скорость движения воздушных масс – 0,3 м/с.
Естественное вентилирование
Естественное проветривание обустраивается внутри небольших построек, металлических переносных конструкций. Так как приточные, вытяжные проемы организуются намеренно, можно говорить о том, что это – аэрация.
Данный способ вентилирования основывается на природной смене воздушных масс. Поступающий свежий воздух почти всегда холоднее, а значит тяжелее и плотнее того. Который находится внутри. Он вытесняет теплый и легкий поток вместе с частицами углекислого, выхлопного, других токсичных газов наружу через зазоры, щели или специальные проемы, воздуховоды.
Чтобы усилить естественную тягу, часто устанавливаются воздуховоды. Вытяжной воздуховодный канал оптимально монтировать таким образом, чтобы его высота была как можно больше. Это создаст область разреженного давления внутри гаражного строения, поэтому свежий приточный воздухопоток будет сам, автоматически затягиваться.
Также помогают диффузоры, турбодефлекторы. Они монтируются на оголовки приточной, вытяжной труб соответственно, усиливая воздушную тягу.
Используя этот естественный механизм, представляется возможным в определенной степени проветрить внутреннее гаражное пространство. В летнее время он перестает работать из-за снижения температурной разницы температур внутри и снаружи. Здесь может понадобиться помощь механизмов принудительного побуждения движения воздушных масс.
Расчет естественной вентиляции
Расчет вентиляции естественного побуждения производится еще на стадии проектирования гаражного здания. При этом необходимо учитывать параметры здания, количество хранящихся автомобилей, специфика, количество производящихся внутри работ, уровень токсичности жидкостей, находящихся внутри.
Для естественного проветривания (аэрации) чаще всего предлагается два способа расчета внутреннего сечения воздуховодных труб:
- На 1 м² приходится 15 мм диаметра трубы. Если следовать данной формуле, для гаражного строения площадью 10 м² понадобятся вентиляционные воздуховоды с внутренним сечением 150 мм. В данном случае не учитывается высота здания, т.е. его объемный показатель в целом.
- Сумма площадей вентиляционных каналов равен 0,3% от площади гаражного строения. Как правило, данный метод используется для одноканального проветривания.
Кроме того, необходимо правильно рассчитать схему установки воздуховодных каналов:
- приток устанавливается над уровнем пола – 10-15 см;
- вытяжка устраивается внутри потолка, или внутри стены (10-15 см от потолка);
- оптимальное расстояние от входа притока до выходя вытяжки – 3 м;
- высота вытяжки над кровлей гаража – от 50 см.
Для большого строения результат расчета диаметра вентиляционного канала может оказаться очень большим, тогда целесообразно сделать две воздуховодные трубы с суммарным внутренним сечением не меньше, чем в расчетах.
Особенности зимней вентиляции
Механическое вентилирование
Часто применяется, особенно актуально для крупногабаритных гаражных построек с двумя этажами, хранением нескольких автомобилей и т.д. Данный способ не зависит от атмосферных условий, силы и направления ветра, сезонности, температуры наружного воздуха.
Для обустройства необходимого движения воздушных потоков внутри строения механизмы принудительного побуждения, вентиляционные каналы, по которым подается, удаляется воздух.
Применяются вентиляторы, устанавливаемые внутри вентканалов (канальные), вентиляционных проемов (осевые). Мощность механизмов примерно одинакова. При выключенном состоянии вентиляторов проветривание также осуществляется, но с меньшей производительностью.
Основные схемы вентиляции гаража >>>>>
Выбор оборудования
Механическое вентилирование осуществляется при помощи вентиляторов. Механизмы выбираются, исходя из площади строения, необходимой кратности воздухообмена, а также следуя объему удаляемого воздуха, который показывает прибор.
Производительная мощность вентилятора должна соответствовать заданным параметрам. Маломощный прибор не справится с удалением или подачей нужного количества воздушных масс. Механизм, более мощный, чем необходимо, станет неэкономичным по энергопотреблению, будет превышать допустимые значения рабочего шума.
Целесообразно приобретать вентиляторы с таймером, датчиком влажности, датчиком движения, чтобы система вентилирования работала автоматически, без участия автовладельца.
Воздуховодные каналы приобретаются из материалов, стойких к воздействию агрессивной среды токсичных, тепловых выделений. К таким относятся пластиковые водопроводные трубы, асбестоцементные трубы, а также из оцинкованной стали.
Кроме того, в число вентиляционного оборудования входят: переходные, поворотные сегменты, переходники, дроссель-клапаны, диффузоры, воздухозаборные решетки, блок управления.
Расчет механической вентиляции
Чтобы произвести расчет необходимого количества поступающего воздуха, предлагается воспользоваться следующей формулой:
L = NхSхH
L – расчетное количество приточного воздушного потока (м³/ч);
N – норма кратности воздушного обмена внутри гаражного здания, в данном случае – 6-10;
S – площадь постройки (м²);
H – высота здания (м).
В данной формуле учитывается не только площадь постройки, но и ее высота, т.е. в расчетах используется объемность всего строения.
Также необходимо учитывать размеры воздуховодов, что напрямую зависит от производительной мощности вентиляторов. Например, при низкой мощности уровень шума будет незначительным, но воздушные каналы должны быть увеличены в размере, что не всегда удобно и возможно сделать.
При высокой производительности вентилятора и узких вентиляционных каналах поток воздуха будет создавать дополнительный шум, что создаст дискомфортные условия нахождения, работы внутри гаража.
Чтобы рассчитать оптимальные размеры воздуховодных каналов, используется формула:
Sc = L x 2,77 / V
Sc – рассчитываемое значение параметров воздуховода;
L – количество поступающего воздухопотока (м³/ч);
V – скорость воздушного потока в сети (м/с), как правило, этот показатель равен 3-4 м/с;
2,77 – согласующий коэффициент.
Как организуется вентиляция в гараже >>>>>
Комбинированное вентилирование
Смешанный или комбинированный тип проветривания – популярный способ организовать вентилирование гаражного пространства. Один из каналов остается функционировать естественным способом, другой же оснащается механическим прибором для движения воздушной массы.
Зачастую для гаража средних габаритов вполне достаточно обустроить механическую вытяжку, в то время, как приточный воздух поступает самостоятельно через специально организованные проемы гаражных ворот, стен, воздуховод.
Вентилятор создает разреженное давление, в которое инерционно затягивается свежий воздух с улицы. Следует помнить, что при таком способе проветривания приточный поток не прогревается, не очищается от пыли. Это может быть важно, если в гараже производятся специфические работы, например, покраска. В данном случае необходим определенный температурный режим, чистота бокса.
В других же случаях, не предусматривающих таких видов работ, комбинированное проветривание – эффективный способ удаления отработанного, загрязненного воздуха. Все необходимые расчетные работы производятся в соответствии с приведенными выше формулам.
Вентиляция гаража необходима при его обустройстве. Она позволяет удалять опасные для автовладельца воздушные примеси: токсичные газовые смеси, углекислый газ, излишнюю теплоту, влажность. Закладка вентиляционной системы производится на стадии строительства здания. Для эффективной, оптимальной работы вентиляции необходимо сделать правильные расчеты притока, подачи воздуха, соблюсти кратность воздухообмена, размеры вентиляционных каналов.
Используемые источники:
- https://garazhmechty.ru/kak-sdelat-ventilyatsiyu-v-garazh.html
- https://sdelat-dom.ru/remont/ventilyaciya/ventilyaciya-v-garazhe/
- https://ventilyaciyadom.ru/garazha/pravilno-sdelat-ventilyatsiyu-garazhe.html
- https://ribler.ru/ventilyaciya/ventilyaciya-v-garazhe-svoimi-rukami-ventilyator-ili-estestvennaya-cirkulyaciya/
- https://foundmaster.ru/ventilation/raschet-ventilyatsii-chastnogo-garazha.html