Содержание статьи:
Автоматический клапан подпитки системы отопления используется для добавления жидкости в нагревательную магистраль. Устройство предупреждает поломки из-за повышения сверх нормы давления в контуре и гидроударов. Конструкция модуля включает обратный клапан, регулятор напора, запорный автоклапан. Элементы дополняются вентилем для контроля закрытия.
Назначение клапана подпитки
Клапан подпитки для системы отопления
Область использования модуля – автономные отопительные магистрали домов и сооружений. Регулярная координация объема воды в системе проводится, чтобы при увеличении давления не возникали протечки, деформации трубопроводов. Пониженный напор теплоносителя грозит охлаждением радиаторов и секций теплого пола.
Причины уменьшения давления воды:
- автоматическое включение сбрасывателей воздуха;
- естественное испарение;
- использование кранов Маевского;
- замена фильтров и другая профилактика;
- срабатывание защитных клапанов;
- свойство полимерных труб расширяться под действием тепла.
Подпилочный модуль облегчает наполнение системы энергоносителем. На манометре рабочая зона нормального показателя давления всегда выделена, а отклонение ведет к блокировке отопительного агрегата.
Характеристики клапана
Технические характеристики работы устройства и комплектация
Узел автоподпитки поддерживает равномерный объем жидкости и давление в соответствии с инструкцией производителей котлов.
Технические характеристики клапана:
- наибольшее давление перед устройством – 10 бар;
- напор за клапаном (регулируется) – 05 – 3 бар;
- расход – 1,85 м3 в час;
- чуткость – 0,2 бар;
- максимальное нагревание системы – до +40°С.
Модуль подключается с помощью шланга диаметром 1/2´´ на входе и выходе. Гнездо манометра имеет резьбу 1/4´´. Напор антифриза в системе настраивается посредством манометра.
Способы управления
В редукционном клапане подпитки системы отопления встроена мембрана, испытывающая давление энергоносителя. Требуемый напор воды устанавливается с помощью пружины, когда перепонка поднимается и давит на спираль. С падением давления уменьшается действие на пружину, и жидкость поступает в появившееся отверстие.
Узел подпиточного устройства включает элементы:
- редуктор давления;
- редукционный автоклапан;
- шаровой кран;
- байпас;
- входной фильтр.
Модели подпиточных модулей комплектуются сетчатыми фильтрами, обратными клапанами, ручными очищающими элементами. Обратный клапан ставится за редукционным и служит для очистки водоснабжения.
Автоматические
Подпиточный клапан, встроенный в систему отопления
Автоматика работает по простой схеме и не требует внешней регулировки, кроме предварительной настройки параметров. Программируется уровень наименьшего напора в системе при потере определенного объема воды.
Принцип работы заключается в автоматическом срабатывании клапана и запуске подпиточного насоса для отопления. Для помпы также устанавливается количество вливаемой воды, которое определяется объемом потерянного энергоносителя. Клапан прекращает подпитку магистрали, когда система наполняется до заданной нормы.
Манометр врезается на трубе подачи холодной воды, иногда применяется датчик контроля напора жидкости в двух направлениях. В этом месте ставится реле, контактор – все приборы настраиваются на показатели рабочего давления.
Механические
Модуль имеет возможность полного перекрытия или открытия, что важно при запуске магистрали и наполнении системы энергоносителем. Для ускорения процесса предусматривается рычаг. Клапан вручную настраивается на предел давления, когда он будет срабатывать.
Подпитка с механикой ставится в небольших системах обогрева, т. к. в них повышение напора четко определяется положением мембраны. Недостаток энергоносителя в контуре компенсируется вручную простым открытием вентиля на трубе поступления жидкости.
Важна установка манометра, выходом на который снабжаются клапаны. Устройства без датчика стоят дешевле, но в отопительной магистрали без него нельзя обойтись.
Особенности монтажа
Направление воды должно совпадать с направлением стрелки на корпусе устройства
Клапан ставится на трубе так, чтобы совпадало направление жидкости с курсом стрелки. Фильтровальная пробка направляется вниз, а винт настройки должен быть доступен к использованию. Циферблат манометра поворачивается, чтобы удобно было считывать значения.
Подмоточный материал используется рационально, чтобы излишки не попадали в просвет редуктора. Подпитка котла в виде клапана не должна зависеть от магистральных нагрузок (сжатие, кручение, изгиб, вибрация). Для этого ставятся дополнительные опоры или компенсаторы.
Несовпадение осей трубопроводов не должно быть больше 3 мм при длине 1 м. При большей протяженности добавляется по 1 мм на каждый погонный метр. Подпиточный контур присоединяется к трубопроводу недалеко от расширительного бака.
Расчет подпитки
Вычисление требуемого объема добавляемой воды проводится в соответствии с СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети».
В закрытых отопительных контурах используется коэффициент 0,075 к общему объему энергоносителя в сетях и присоединенных к ним трубопроводах.
Множитель 0,05 применяется к объему для расчета подпитки участков, которые удалены от котельной на расстояние больше 5 км, в открытых и закрытых системах.
В открытых магистралях берется коэффициент 0,12 к объему среднему расходу жидкости на горячий водопровод и прибавляется фактический объем энергоносителя в трубах с множителем 0,075.
Популярные производители
При выборе клапана внимание обращается на комплектацию модуля и удобство применения. Учитывается конструкция и технические характеристики подпиточного устройства. Рабочий механизм защищает отопительную систему от остановки, производители устанавливают в конструкции фильтры. Имеет значение диапазон рабочего давления, допустимая температура нагревания энергоносителя.
Watts
Клапан подпитки фирмы Valtec
В латунном корпусе помещается обратный клапан, запорное устройство, грубый фильтр, винт для сброса воздуха. Входное давление ограничивается порогом в 10 бар, а на выходе устанавливается в диапазоне 0,3 – 4 бар. Биметаллическая мембрана выполнена из спрессованных пластин с разными показателями расширения. Деформация перегородки прямо пропорциональна изменению нагрева.
Emmeti
В конструкции установлены редукционный, запорный и обратный клапаны, закрытие и открытие которых регулируется проверочным вентилем, предусмотрено гнездо для монтажа манометра. Обратный клапан препятствует попаданию энергоносителя в водопроводную систему. Максимально расходует в час 1,8 м3 жидкости, чувствительность на уровне 0,2 бар. Максимальный нагрев питающей магистрали устанавливается +40°С, манометр рассчитан на давление в 0-4 бар.
Valtec
Корпус выполнен из латуни, пружины обратного клапана, редуктора и фильтровальная сетка сделаны из нержавейки. Манометр имеет класс точности 3 и настраивается в диапазоне 1 – 10 бар. Фильтры и манометры рассчитаны на работу в подающей магистрали с нагревом до +130°С и давлением на входе клапана в 16 бар. Выходной напор выбирается 2 – 5 бар при заводском параметре 3 бара.
Подпиточная система отопления является основополагающим моментом во всем механизме. Для предотвращения всевозможных неприятностей в обязательном порядке необходимо изучить устройство, понять всю суть деятельности и разобраться с топливными веществами.
Любое отопление, как правило, начинается с котельной, то есть места, где сжигают разнообразное топливо. После этого выработанное тепло теплоносителем передается по трубам. Важно отметить, что тепловые носители могут классифицироваться на несколько видов:
- Пар;
- Воздух;
- Вода.
Вода по своей сущности является наиболее распространенным тепловым носителем.
Однако рассматриваемое вещество наделено способностью быстро замерзать в момент снижения температуры.
Именно поэтому нередко применяют специальную жидкость под названием антифриз, которая при разбавлении с водой значительно уменьшает негативное воздействие на трубопровод. Тепловые носители при центральном отоплении могут направляться по обычной или же насосной системе. Система обычного направления имеет очень простую структуру. Насосная же система более сложная. Она в основном используется в закрытом отоплении.
Производство подпитки
Клапан подпитки системы отопления предназначен для того, чтобы в момент ослабевания трубных соединений не происходили утечки. Именно поэтому регулярные проверки, подпитки, контроль давления и водного объема строго необходимы.
Соблюдая все правила можно забыть о возможных авариях и прочих неприятностях.
Подпиточный клапан для системы отопления может работать в автоматическом режиме. Если рассматривать схематично, то структура становится предельно понятной. В подпиточный насос входит специальный клапан, в который встроена мембрана и пружина. Пружина, в свою очередь, удерживается этой мембраной. В момент трубного давления эти два элемента опускаются, создавая определенное отверстие, пропускающее воду. Спустя некоторый срок давление вновь нормализуется, а мембрана встает в свое исходное положение.
Помимо всего прочего, автоподпитка системы отопления предполагает в своей структуре и специализированные фильтры, не допускающие проход грязной воды. Каждый такой фильтр имеет манометр, указывающий на общее давление. Таким образом, можно беспрепятственно определить степень загрязнения в трубах.
Подпиточный клапан для системы отопления должен устанавливаться рядом с расширительным баком. Именно в этом месте он будет иметь возможность корректно работать, с точностью, сравниваемой с аптекарскими весами.
Важно знать, что расчеты расстояния между котлом и подпиткой должны быть максимально правильными.
Устройство автоматической системы отопления
Автоподпитка системы отопления и ее устройство имеет определенный алгоритм работы, состоящий из нескольких важных этапов:
- В момент падения давления до уровня меньше рабочего открывается специальный клапан, в котором отопление вновь пополняется тепловым носителем;
- В момент достижения рабочей нужной величины клапанового напора выключается насосная система.
Рассматриваемая схема максимально проста. Наиболее широко применяется электрическая система.
Упрощение системы
Клапан подпитки системы отопления значительно упрощает процесс наполнения устройства. По своей структурной части рассматриваемый механизм состоит из нескольких важных элементов:
- Редуктор давления, поддерживающий постоянное системное давление в диапазоне от одного и до трех атм;
- Редукционный клапан, воспринимающий жидкостное давление;
- Шаровой кран, наделенный диаметром 0,5;
- Байпасная линия, ускоряющая процесс наполнения;
- Фильтр грубой очистки, устанавливающийся на узелковом входе;
- Обратная магистраль, подключающая уже собранный узел;
- Отопительный котел.
На клапан подпитки системы отопления цена установлена в зависимости от подобранного варианта. В большинстве случаев выбранные модели укомплектованы обратными клапанами, сетчатыми фильтрами, а также ручными фильтрами.
Кроме того, на стоимостную расценку также влияет максимальное давление в рабочем состоянии и максимальный рабочий температурный режим.
Помимо всего прочего, необходимо отметить и установочный диапазон давления, который может варьироваться в различных показателях.
Наличие стабильно работающей системы обогрева является обязательным для любого жилого дома. Движение теплоносителя напрямую зависит от объёма жидкости в обогревательной системе. Как следствие, подпиточный клапан необходим в любом случае. Объяснение этому есть: даже при следовании всем правилам и требованиям, всё равно будут протечки жидкости, допустим, через соединения труб, кран Маевского либо уплотнение около насоса циркуляции и т.п. По большому счёту, это незначительное количество теплоносителя, однако, через определённый промежуток времени, может быть заметная потеря в объёме.
Содержание статьи
Клапан подпиточный WATTS серии ALOMD с манометром 1/2″
Чтобы вследствие данных протечек не случилось аварийных ситуаций, требуется монтировать подпиточный клапан. Стоит заметить, что объём жидкости становится меньше при работах по прочистке фильтров, при температурных колебаниях за пределами помещения, из-за чего изменяется режим обогрева.
Узнать цену и купить отопительное оборудование и сопутствующие товары вы можете у нас. Пишите, звоните и приходите в один из магазинов в вашем городе. Доставка по всей территории РФ и стран СНГ.
Зачем нужен?
Клапан подпитки необходим для поддержания минимального давления системы обогрева в заданных параметрах, докачивая воду из системы водяного снабжения. Нормальное давление для отопления — от 1,5 до 3 бар, водоснабжения – от 2,5 до 6 бар. В случае упадка давления по каким-либо причинам, подпиточный клапан его автоматически восстановит.
По стандартам клапан монтируется на трубу, где циркулирует обычная вода. То есть на трубу, которая соединена с водоснабжающей системой. Про это стоит помнить, так как для системы обогрева используется очищенная вода (она оставляет меньше налёта изнутри труб и батарей).
В тот же момент, привычная водопроводная вода фильтрации не подвергалась. На входе рационально будет поставить маленький фильтр и периодически его заменять. Так вы убережёте трубы и стыки от быстрого скопления отложений.
Клапан подпитки монтируется только в обогревательную систему, где носителем тепла является вода. Если залит антифриз, то не дозированное разбавление «незамерзайки» может посодействовать выпадению осадка, а это, в свою очередь, плохо скажется на всей обогревательной системе.
Различают клапан подпитки системы отопления двух видов:
- механический;
- автоматический.
Прибор с механическим управлением может крепиться в компактных обогревательных системах из-за того, что там на повышенное давление оказывают влияние мембраны баков. В таком случае объём жидкости сделать меньше можно самостоятельно, просто открыв подающий воду кран.
Однако, чтобы осуществлять эти работы в нужное время, требуется иметь немного опыта. Из-за того, что необходимо регулярно корректировать значения давления внутри отопительной системы и объём жидкости. Если теплоносителя замного, то аварийные ситуации возникнут с большой вероятностью. Клапан автоматического типа нужно монтировать в большие обогревательные системы, где есть множество контуров.
В современных моделях котельного оборудования автоматический клапан (его также называют редукционным) входит в стандартный комплект. Если быть точнее, то этот прибор – это часть автоматики. Отдельно установить редуктор подпитки можно только при зависимости всей схемы от электрической энергии.
Клапан автоподпитки системы отопления Huch EnTEC Fuelly
Где установить?
Мастера рекомендуют крепить подпиточный клапан для системы отопления вблизи расширительного бака. И это логично, ведь бак срабатывает всегда, и, естественно, сразу после понижения давления из-за работы бака оно автоматически корректируется клапаном.
Нестабильность давления недолгая и не повлияет на системную работоспособность.
Не стоит устанавливать клапан автоподпитки системы обогрева на контуре обратки около котла. В противном случае доза холодной жидкости может спровоцировать сбои в работе.
Не надо проводить установку прибора и на контурах подачи. Иначе слишком горячая вода может повредить элементы самого узла.
Монтаж
Установка подпиточного клапана подразумевает:
- Работы по монтажу следует начинать с подготовки узла, запаковав все резьбовые соединения: с одной стороны устанавливается полипропиленовая американка 20х1/2, с другой стороны — концевая муфта 20х1/2.
- Теперь нужно впаять монтажные краны, установить штатный манометр и подключить собранный узел к любой точке обогревательной системы.
- Теперь встаёт вопрос, как отрегулировать клапан подпитки системы отопления. Ведь чтобы запустить в работу собранную систему, её требуется настроить на необходимое давление. Для этого в верхней части прибора есть регулировочный винт давления. Его нужно выкрутить целиком и медленно закручивать затем обратно. Контролируется повышающееся давление по манометру.
- Настроив необходимое давление, необходимо прочно закрепить винт контргайкой. Нижняя ручка запорного прибора перекрывается, а при откручивании – открывается.
После того, как проведена регулировка подпиточного клапана, систему можно считать готовой к работе.
Монтаж клапана подпитки для системы отопления
Расчёт подпитки системы отопления
Как было сказано выше, клапан подпитки обеспечивает безопасную работу обогревательной системы. С целью её стабильной работы требуется провести качественный расчёт снабжения системы и выполнить надёжную установку клапана.
Чтобы рассчитать подпитку отопления, используется формула, в которой площадь дома умножается на климатическую мощность и делится на десять. Коэффициент климатической мощности выясняется исходя из региона, где стоит дом.
Расчёт мощности подпитки отопления исходя из региона
Наименование региона | Мощность подпитки, кВт |
---|---|
Центральный регион | 1,3-1,6 |
Северный регион | 1,6-2,2 |
Южный регион | 0,8-0,95 |
- Формула расчёта мощности подпитки
Производители клапанов подпитки
Основными производителями рассматриваемых клапанов являются Watts (Германия) и Emmeti (Италия).
Производство компании Watts Industries (входит в концерн WATTS WATER TECHNOLOGIES) берёт своё начало в 1874 году. Это крупнейший производитель инженерной сантехники в Евросоюзе. Выпускает системы отопления, водяного снабжения и водоподготовки для жилых, коммерческих и общественных зданий. Подпиточные клапаны компании зарекомендовали себя как качественные, надёжные, эффективные.
Watts> имеет свыше 20 наград международных отраслевых выставок инноваций в сфере отопления и водоснабжения.
Подпиточный клапан НВ EMMETI ALIMATIC
Emmeti – это компания, выпускающая компоненты для обогревательных систем с 1976 года. Главной её целью является качество. Научные разработки, инновационные технологии и стабильное развитие – это ключевые факторы успеха. Продукция Emmeti имеет сертификаты качества в соответствии со стандартами ISO 9001. Клапаны подпиточные EMMETI отличаются высоким качеством материалов и сборки.
Автоматический клапан подпитки является простым способом избежать перебоев в работе обогревательной системы. Не нужно время от времени проверять давление, перекрывать насос и вручную восполнять количество жидкости. Немного вложений и времени на монтаж – и система обогрева будет функционировать без отказа, а в доме всегда будет благоприятный микроклимат.
Качественное и стабильное отопление необходимо в каждом доме. Бесперебойная работа системы обогрева напрямую зависит от того, сколько теплоносителя в ней содержится. Для того чтобы избежать аварийных ситуаций и всегда поддерживать уровень жидкости в норме, необходим клапан подпитки системы отопления. Прежде чем провести монтаж приспособления, стоит ознакомиться с полезной информацией.
1 Характеристика приспособления</span></h2>
Клапан подпитки требуется для того, чтобы поддерживать давление в обогревательной системе в нормальных пределах: для отопления — 1,5—3 бар, для водоснабжения — 2,5—6 бар. Если давление упадет, подпитывающий клапан сработает и восстановит его. Существуют признаки, по которым можно определить, что системе критически недостает теплоносителя:
- 1. В системе открытого типа сначала истощается расширительная емкость, а основной стояк наполняется воздухом, который поднимается от котла. В результате при перегревании подающего трубопровода батареи становятся холодными. Работа насоса на высокой скорости не позволяет решить ситуацию.
- 2. Аналогично проявляется и дефицит теплоносителя при самотечной разводке, кроме того, становится слышно бульканье жидкости в стояке.
- 3. При открытой схеме газового обогрева происходит частное включение и выключение горелки. Это приводит к перегреву оборудования и закипанию котла.
- 4. Дефицит энергоносителя в закрытой схеме фиксируется на манометре, и давление плавно уменьшается. В газовых котлах настенного типа оно автоматически прекращает падать при достижении 0,8 бар.
- 5. Напольное оборудование и ТТ котлы продолжают согревать остатки теплоносителя, пока освобожденный объем не будет заполнен воздухом. После того как система перегреется, заработает предохранитель.
‘ >Подпитка системы отопления от бойлера
Прибор устанавливается на трубу, которая соединена с водоснабжением. Любой клапан автоподпитки системы отопления монтируется только в ту схему обогрева, где теплоносителем является вода. Если используется антифриз, то его применение в неправильных пропорциях способно привести к образованию осадка, что негативно отразится на работе всей системы.
РекомендуемУстройство автоматического воздушного клапана для отопления
2 Разновидности деталей</span></h2>
Есть два вида клапанов — автоматические и механические. Второй тип может устанавливаться в компактных отопительных системах, поскольку в таких устройствах мембрана бака действует на давление. В этой ситуации стабилизировать объем жидкости можно своими силами, для этого нужно просто открыть подающий воду кран. Но чтобы провести эти действия в нужное время, необходимо иметь опыт.
Клапан автоматического типа (редуктор) следует устанавливать в системы, имеющие множество контуров. В современном котельном оборудовании эта деталь является частью автоматики. Отдельная установка редукционного клапана возможна только при зависимости системы от электроэнергии.
‘ >Воздушный клапан (воздухоотводчик) для котла — Устройство, профилактика, ремонт.РекомендуемПринцип работы перепускного клапана системы отопления
3 Популярные производители</span></h2>
Выбрать автоматический клапан довольно просто. Большой популярностью пользуются следующие компании, производящие подобное оборудование:
- 1. Watts. Немецкая компания, основанная в 1874 году. Это крупный производитель, выпускающий обогревательные системы и сопутствующие товары для жилых и промышленных помещений. Продукция компании зарекомендовала себя как высококачественное, эффективное и очень надежное оборудование. Watts получила более 20 наград на международных выставках в области водоснабжения и отопления.
- 2. Emmeti. Итальянская компания, производящая комплектующие для систем отопления с 1976 года. Продукция славится своим высоким качеством. Для создания оборудования применяются инновационные технологии и последние научные разработки. Приспособления Emmeti обладают сертификатом качества ISO 9001.
РекомендуемПринцип работы трехходового клапана для отопления с терморегулятором
4 Установка клапана</span></h2>
Профессионалы советуют размещать подпитку рядом с расширительным баком. Это логично, поскольку бак срабатывает во всех случаях. Сразу после снижения уровня давления из-за действия бака оно стабилизируется клапаном в автоматическом режиме. Нестабильность в давлении будет непродолжительной и это никак не повлияет на работоспособность оборудования.
Важно помнить о том, что не нужно монтировать редуктор на обратке возле котла. В этом случае доза холодного теплоносителя может привести к сбоям в эксплуатации. Также не следует устанавливать приспособление на подающих контурах. Слишком горячая жидкость может навредить элементам узла.
‘ >Подпитка системы отопления от бойлера
4.1 Особенности монтажа</span></h3>
Установка редуктора довольна проста. Для начала стоит подготовить узел, все резьбовые соединения аккуратно запаковать, на одной стороне разместить американку из полипропилена 20х½, на обратной стороне — концевую муфту 20х½. После этого необходимо прикрепить манометр, впаять монтажные краны и подсоединить готовый узел к любой точке системы отопления.
Далее нужно отрегулировать редуктор. Чтобы собранная конструкция функционировала, следует настроить ее на нужное давление. Для этого вверху прибора есть винт регулировки давления. Его необходимо полностью выкрутить, а затем плавно закрутить обратно. Давление контролируется с помощью манометра.
После того как нужный уровень давления закреплен, нужно надежно зафиксировать винт контргайкой. Нижний рычаг запорного механизма перекрывается, а при откручивании — раскрывается. Когда регулировка будет завершена, система готова к эксплуатации.
4.2 Расчет подпитки</span></h3>
Для того чтобы работа клапана была стабильной, необходимо выполнить точный расчет снабжения оборудования и надежно закрепить редуктор. Для расчета подпитки площадь дома умножают на климатическую мощность (КМ), а затем делят на 10. Коэффициент КМ зависит от региона, где находится дом:
- центр — 1,3—1,6 кВт;
- север — 1,6—2,2 кВт;
- юг — 0,8—0,95 кВт.
5 Принципы безопасного использования</span></h2>
В процессе эксплуатации очень важно правильно производить заливку воды и частичную дозаправку. Необходимо следовать простым рекомендациям:
- 1. При пополнении системы нужно раскрыть вентиль на ¼ хода рычага и проводить дозаправку медленно. Такие действия позволят предотвратить образование воздушных пробок и скачков температуры.
- 2. Если производится заправка с нуля, тогда ее нужно делать при выключенном насосе и неработающем теплогенераторе.
- 3. Нужно определить давление в расширительном бачке, а также проверить все радиаторы, повернув краны Маевского для выхода воздуха.
- 4. Если система оснащена современной электроникой, следует внимательно изучить инструкцию и пункты, касающиеся заправки. В некоторых случаях нужно включить специальный режим.
- 5. Избыток давления с легкостью сбрасывается через воздухоотводчик.
‘ >Кран шаровый с электроприводом Mosklapan MS-211 и MS-311
Стоит обратить внимание на то, что теплообменники из чугуна способны дать трещину от сильных скачков температуры, а внутри стальных устройств может накапливаться конденсат, который при смешивании с сажей создает налет.
Подпитывающий клапан необходим для поддержания стабильного уровня теплоносителя в системе отопления. Выбор и установка этой детали не представляют никакого труда. Соблюдение простых правил эксплуатации позволит добиться исправной и долгой работы оборудования.
‘ >Насос отопления. Устанавливаем правильноФото
Рабочий объем теплоносителя в отопительной сети может уменьшиться из-за ряда причин – утечки, испарения, сброса пара через автоматический клапан, выполнения ремонтных работ. В схеме открытого типа главный стояк опорожняется и заполняется воздухом из расширительного бака, закрытого — существенно снижается давление. В любом случае необходима подпитка системы отопления, которую можно сделать несколькими способами.
Признаки критической нехватки теплоносителя
Далеко не все хозяева частных домов отслеживают техническое состояние водяного отопления, работает – и ладно. Когда образуется скрытая протечка, система продолжает функционировать некоторое время, пока количество теплоносителя не снизится до критического уровня. Этот момент отслеживается по следующим признакам:
- В открытой системе сначала опорожняется расширительная емкость, затем наполняется воздухом основной стояк, поднимающийся от котла. Результат: холодные батареи при перегреве подающего трубопровода, включение максимальной скорости циркуляционного насоса не помогает.
- Недостаток воды при самотечной разводке проявляется аналогичным образом, вдобавок слышно бульканье воды в стояке.
- На газовом отопителе (открытая схема) наблюдаются частые запуски / включения горелки — тактование, ТТ-котел перегревается и кипит.
- Нехватка теплоносителя в закрытой (напорной) схеме отражается на манометре – давление постепенно снижается. Настенные модели газовых котлов автоматически останавливаются при падении ниже порога 0.8 Бар.
- Напольные энергонезависимые агрегаты и твердотопливные котлы продолжают исправно греть остатки воды в закрытой системе, пока освобожденный теплоносителем объем не заполнится воздухом. Циркуляция остановится, возникнет перегрев, сработает предохранительный клапан.
Важное уточнение. При кипении ТТ-котла, работающего в открытой гравитационной системе, взрыва не последует, поскольку теплоноситель сообщается с атмосферой. Нагреваемая отопителем вода испарится, затем в котельной начнется пожар. Хотя описанный процесс занимает немало времени, подобные ситуации – далеко не редкость.
Для чего нужна подпитка системы, мы пояснять не станем – это очевидная мера для сохранения работоспособности отопления. Остается выбрать способ пополнения теплосети.
Выбор варианта дозаправки
Для пополнения запаса теплоносителя используется несколько методов:
- Ручная подпитка – самый дешевый и универсальный вариант, подходящий для всех типов разводок.
- Автоматическое пополнение из водопровода практикуется только в системах, работающих под давлением.
- Для заправки закрытой сети незамерзающим теплоносителем тоже применяется ручной опрессовочный насос. Устройство автоматизированной схемы с электрической насосной станцией, подключенной к емкости с антифризом, практикуется в промышленных котельных.
Примечание. Если радиаторная сеть и теплые полы заполнены антифризом, простая подпитка делается небольшим ручным насосом. Но чаще всего в системе отопления используется фильтрованная водопроводная вода, почему – из-за цены незамерзающих теплоносителей (особенно, безвредного пропиленгликоля).
Принцип действия автоматического подпиточного узла основан на срабатывании редукционного клапана, реагирующего на снижение давления в теплосети. Когда оно падает ниже установленного значения, клапанный механизм открывается и запускает воду из магистрали. Аналогичным образом действует насосная станция, закачивающая антифриз из отдельного бака.
Возьмем на себя смелость рекомендовать использование ручной схемы подпитки. Причины:
- Узел состоит из 2—3 недорогих элементов и никогда не включится без ведома домовладельца.
- Как бы надежно и качественно ни была смонтирована тепловая сеть, вероятность протечки и срабатывания клапана существует.
- Ситуация: прорыв трубы, длительное вытекание теплоносителя в отсутствие хозяев. Полностью автономная «умная» подпитка зальет весь дом, испортит напольное покрытие и дорогостоящий ремонт.
- Представьте идентичную ситуацию в многоквартирном доме — утечка из индивидуальной системы и включение автоматизированного пополнения затопит соседей снизу.
- Под седлом клапана накопится мельчайший песок и элемент со временем потеряет герметичность. Под давлением со стороны водопровода 4—7 бар начнется самопроизвольная подпитка. Самый безобидный сценарий – сброс лишнего теплоносителя через предохранитель на группе безопасности котла.
Чем ликвидировать последствия описанных неприятностей, лучше выделить толику времени для личного контроля над своим отоплением. Обнаружив признаки потери теплоносителя, вы самостоятельно примете решение – подпитывать систему сразу, искать протечку либо производить ремонт. Негативный пример использования подобной автоматики смотрите на видео нашего эксперта:
Схема ручной подпитки
Простейший вариант наполнения системы реализован в 90% двухконтурных настенных котлов, куда априори подведена труба холодного водоснабжения. Внутри корпуса установлен ручной вентиль, соединяющий эту магистраль с обратной линией отопления. Нередко кран подпитки котла встречается на твердотопливных теплогенераторах с водяным контуром и без такового (пример — отопительные агрегаты чешского бренда Viadrus).
Справка. На некоторые модели газовых отопителей, оборудованные теплообменником ГВС (в частности, Beretta), производители вместо ручного крана ставят автоматический клапан подпитки с электромагнитным приводом. Если давление теплоносителя падает ниже 0.8 Бар, котел сам набирает воду до требуемого уровня.
Для сборки классического подпиточного узла, подходящего к любому типу системы, понадобятся такие детали:
- тройник с боковым отводом Ду 15—20, соответствующий материалу трубы отопительной магистрали, — фитинг для металлопластика, полипропилена и так далее;
- тарельчатый (пружинный) обратный клапан;
- кран шаровой;
- соединительные муфты, фитинги.
Задача обратного клапана — не пускать воду из тепловой сети назад, в водопровод. Если речь идет о подкачке антифриза с помощью насоса, без клапана вовсе не обойтись. Арматура устанавливается именно в порядке перечисления:
- Тройник врезается в обратку отопления после циркуляционного насоса.
- К отводному патрубку тройника подсоединяется обратный клапан.
- Следом ставится шаровой кран.
Совет. Если на входе водопровода в частный дом отсутствует фильтр тонкой очистки, таковой желательно предусмотреть на линии подпитки. Элемент предохранит теплосеть от попадания мелкого песочка и частиц ржавчины, накапливающихся на тарелке обратного клапана и в седлах трехходовых вентилей.
Принцип действия узла простой: при открытии крана вода из централизованной магистрали поступает в трубопроводы отопления, поскольку ее давление выше (4—8 Бар против 0.8—2 Бар). Процесс наполнения закрытой системы отслеживается по манометру котла или группы безопасности. Если вы случайно превысили давление, воспользуйтесь краном Маевского на ближайшем радиаторе и стравите лишнюю воду.
Чтобы контролировать количество теплоносителя в расширительной емкости открытой теплосети, расположенной на чердаке дома, бак нужно оснастить 2 дополнительными трубками диаметром ½ дюйма:
- Контрольный трубопровод, заканчивающийся краном в котельной, врезается в боковую стенку примерно на половине высоты резервуара. Открыв данный вентиль, вы сможете определить наличие воды в баке, не забираясь на чердак.
- Трубка перелива врезается на 10 см ниже крышки бака, конец отводится в канализацию либо просто на улицу под свесом кровли. Находясь в топочной и открывая кран подпитки, вы должны видеть этот патрубок, когда оттуда потечет вода, заполнение прекращается.
Замечание. Если вас интересует расчет минимального объема расширительной емкости, перейдите по выделенной ссылке.
Схема с обратным клапаном и запорным краном также применима для заливки гелиосистем (солнечных коллекторов) и геотермальных контуров тепловых насосов антифризом. Как пользоваться котловым вентилем подпитки, рассказывается на видео:
Автоматический подпиточный узел
Если вы твердо уверены в надежности и качестве сборки системы, можете смонтировать автоматизированную схему, добавляющую воду из трубы ХВС. Что нужно купить:
- редукционный клапан (проще – редуктор);
- 3 шаровых крана;
- 2 тройника;
- труба для устройства байпаса.
Важный момент. Поступающая в редуктор вода должна предварительно очищаться грубым сетчатым фильтром, иначе клапан станет быстро засоряться. Если на вводе в здание такой фильтр не предусмотрен, установите его перед блоком подпитки.
Главный исполнительный элемент схемы – редуктор – состоит из следующих деталей:
- фильтр тонкой очистки на входном патрубке;
- пружинный седельный клапан с резиновыми уплотнителями;
- рукоятка регулятора давления с нанесенной шкалой, диапазон – 0.5…4 Бар (или выше);
- ручной запорный вентиль;
- обратный клапан на выходе.
Примечание. Существуют более дорогие модели подпиточных редукторов со встроенным манометром, измеряющим давление на стороне системы отопления. Поскольку данный прибор уже стоит в группе безопасности либо котле, тратить лишние деньги и дублировать его нет смысла. Исключение – ситуация, когда подпитка врезана далеко от источника тепла (читайте следующий раздел).
Как видите, редукционный автомат уже содержит все необходимые элементы – фильтр, обратный клапан и регулятор. Осталось собрать простую схему с байпасом и сервисными кранами, предназначенными для снятия и обслуживания редуктора.
Управлять вентилем просто – с помощью регулятора настройте минимальный порог давления в теплосети, откройте краны прямой магистрали, а байпас закройте. Как правильно отрегулировать автоматический клапан, показано в коротком видеосюжете:
Совет. Если планируете ставить перед редуктором грубый фильтр, предусмотрите дополнительный сервисный кран, дабы очищать сеточку, не отключая воду во всем доме.
Для организации автоматического добавления антифриза в систему можно приспособить «гидрофор» — водяную станцию с электронасосом, предназначенную для водоснабжения из колодца. Реле давления агрегата нужно перенастроить под минимальный напор 0.8 Бар, максимальный – 1.2…1.5 Бар, а всасывающий патрубок направить в бочку с незамерзающим теплоносителем.
Целесообразность такого подхода весьма сомнительна:
- Если «гидрофор» сработает и станет подкачивать антифриз, вам все равно придется искать и устранять причину проблемы.
- При длительном отсутствии хозяев подпитка тоже не спасет ситуацию в случае аварии, поскольку размер емкости ограничен. Насосная станция продлит работу отопления на какое-то время, но потом котел отключится.
- Ставить большую бочку опасно – можно затопить токсичным этиленгликолем полдома. Неядовитый пропиленгликоль слишком дорог, как и устранение последствий разлива.
Вывод. Вместо дополнительных насосов и автоматических редукторов лучше приобрести электронный блок типа «Кситал». После относительно недорогой инсталляции вы сможете контролировать работу отопления через сотовый телефон либо компьютер и быстро реагировать на возникновение аварийных ситуаций.
Как подключить к системе отопления
При закрытой схеме нет большой разницы, куда подсоединять трубопровод подпитки — к подаче или обратке. Мы рекомендуем пользоваться классической проверенной методикой — точка врезки должна располагаться на обратной линии рядом с котлом, после циркуляционного насоса и расширительного бачка. Причины:
- узел располагается в помещении топочной, рядом с оборудованием и приборами;
- подкачка воды в обратку сразу отражается на манометре, установленном на подаче за котлом;
- врезка располагается в самой нижней точке, поток распределяется по 2 направлениям – в котел и радиаторы, воздух выдавливается равномерно.
Обвязка твердотопливных агрегатов предполагает устройство контура защиты от конденсата с трехходовым вентилем. Нельзя делать подпитку перед этим клапаном – от холодной воды он сразу закроется и котловой манометр начнет запаздывать с показаниями. Врезайтесь внутри контура, между 3-ходовым вентилем и теплогенератором.
Аналогичным образом подпитка врезается в обратную магистраль открытой системы. Второй вариант – добавление теплоносителя прямо в бак, недостаток метода – прокладка подающей трубы на чердак.
Подключение подпиточной линии допускается и в других точках:
- к отдельному штуцеру твердотопливного котла, предусмотренному заводом – изготовителем;
- к нижней части гидрострелки;
- к обратному коллектору распределительной гребенки;
- к выходу бойлера косвенного нагрева.
Указанные варианты обычно реализуются в сложных и разветвленных системах загородных коттеджей. Подключение подпитки к бойлеру демонстрируется в очередном видео:
Напоследок о безопасном добавлении теплоносителя
Выполняя заливку воды либо частичную подпитку, соблюдайте наши рекомендации:
- Разогретую систему пополняйте медленно, открыв вентиль на четверть хода рычага. Таким способом удастся избежать образования воздушных пробок и предохранить теплообменник котла от температурного шока.
- Заправку с нуля делайте при неработающем теплогенераторе и отключенном циркуляционном насосе.
- Проверьте давление в расширительном баке и пройдитесь по всем радиаторам, открывая краны Маевского для выпуска воздуха.
- Если ваш котел оборудован современной электроникой, обязательно изучите пункты инструкции, касающиеся подпитки. Зачастую в агрегате необходимо активировать специальный сервисный режим.
- Лишнее давление легко стравливается через ближайший воздухоотводчик.
Справка. Чугунные теплообменники запросто дают трещины от резких перепадов температур, а стальные топки покрываются изнутри конденсатом. Последний смешивается с сажей и образует плотный налет.
Закачка антифриза ручным насосом не таит подводных камней. Опрессовочные установки оснащены собственным манометром, позволяющим контролировать актуальное давление в точке врезки.
Используемые источники:
- https://strojdvor.ru/otoplenie/podpitochnye-klapany-dlya-sistem-otopleniya/
- https://wikiteplo.ru/klapan-podpitki-sistemy-otopleniya-k/
- https://teplofan.ru/sistemy-otopleniya/komplektuyushhie/podpitochnyj-klapan
- https://oventilyacii.ru/otoplenie/montazh-avtomaticheskogo-klapana-podpitki-sistemy-otopleniya.html
- https://otivent.com/podpitka-sistemy-otoplenija