Ремонт радиаторов отопления – занятие достаточно неприятное и трудное. К тому же этот процесс дорого стоит, если платить за работу профессионалов. Поэтому во избежание расходов можно сделать его своими руками. Для этого стоит придерживаться последовательности действий, а также иметь в доме необходимые инструменты и материалы.
Классификация батарей
Батарея – это прибор отопления, состоящий из нескольких секций, по которым циркулирует вода или другая жидкость. Они сделаны в виде металлических колонн. Элементы радиаторов соединяются между собой при помощи ниппельной системы. Стыки батарей уплотняются резиновыми прокладками.
Сами они имеют высоту от 35 сантиметров до одного метра. Мощность батарей напрямую зависит от числа секций, а также от того, настолько большая площадь теплоотдачи. Радиаторы отопления могут быть разных видов и сделаны из разных материалов. Это могут быть и медные, и чугунные, и алюминиевые, и латунные, и даже биметаллические батареи.
Материал
Для начала необходимо немного подробней рассмотреть радиаторы отопления, чтобы понять, какому материалу отдавать предпочтение.
Батареи из чугуна чаще всего устанавливают в многоквартирных помещениях. Это очень мощные и малогабаритные приборы, которые невосприимчивы к качеству циркулирующей внутри их воды. Они имеют хорошую теплоотдачу. К тому же такой материал не боится коррозии, что делает батареи более долговечными. Так как они имеют огромный вес, чугунные радиаторы очень теплоемки. Но в то же время это качество и усложняет как монтажные работы, так и процесс обслуживания системы отопления.
Есть и некоторые недостатки у таких батарей – это быстрое изнашивание уплотнителей, а также постоянное разрушение ниппелей, что может привести к протеканию радиаторов. В некоторых случаях на стенках внутри батареи образовывается налет, который намного понижает ее теплоотдачу.
Радиаторы отопления, сделанные из алюминия, обладают большой теплоотдачей. Они имеют совсем небольшое пространство для воды внутри. Алюминиевые радиаторы очень удобны, ведь если их установить, то в помещении можно будет регулировать температуру.
Такие радиаторы бывают двух подвидов: экструзионные и литые. В первом варианте каждая секция имеет три компонента, которые соединены между собой герметично. Второй представляет собой цельную литую батарею.
Такие радиаторы достаточно легко поддаются разрушению при любых перепадах давления. Но в то же время это очень легкие конструкции, которые нетрудно установить. В них быстро накапливаются газы, что приводит к завоздушенности системы.
Биметаллические радиаторы состоят из стальных элементов, находящихся внутри самой конструкции. Это дает им возможность выдерживать большое давление. Вода, которая находится в радиаторах, изолирована от алюминия, входящего в состав батареи. Единственным недостатком таких радиаторов является достаточно высокая цена.
Конструкция
Батареи для отопления имеют следующие конструкции: трубчатые, панельные и секционные; это обязательно нужно учесть при ремонте.
Панельные радиаторы делают из двух листов стали. Они состоят из специально сделанных углублений, которые при сваривании превращаются в каналы для циркулирующей горячей воды.
Такие радиаторы имеют небольшой вес. Поверхность каждого радиатора не только дополнительно обезжиривается, но и покрывается слоем эмали. Но такой подвид достаточно быстро подвергается коррозии и поэтому имеет недолгий срок службы.
Секционные радиаторы немного схожи с чугунными батареями. Их отличие заключается в сваривании однотипных соединений, которые очень надежно скрепляются друг с другом. Такие батареи отличаются большой прочностью, однако высокая цена мешает их популярности.
Трубчатые батареи состоят из конструкций, сваривающихся между собой. Работы по отделке стыков существенно уменьшают вероятность протекания радиаторов. Недостаток их состоит в том, что сталь недостаточно толстая. Зато они имеют необычные формы и размеры. Поэтому их можно использовать в интерьерах в разных стилях.
Для того чтобы сделать ремонт батарей отопления, необходимо знать все основные и дополнительные элементы, которые входят в конструкцию. Многие комплектующие зависят от типа батареи, но все основные элементы одинаковые.
К ним относятся:
- Каналы или секции, внутри которых находится циркулирующая жидкость.
- Кольца разъема, которые служат для закрытия входной трубы, идущей из панелей.
- Патрубки для соединения подводных и отводных труб. Они бывают разной формы и разных размеров.
- Пластиковый стержень, при помощи которого фиксируются разъемные кольца.
- Пробки (заглушки), которые находятся с боку батареи. Служат они для слива воды.
- Шаровые краны, а также вентили, установленные для перекрытия воды.
- Терморегулятор, служащий для настройки температуры внутри комнаты.
- Кран Маевского, который устанавливается для сброса давления в отопительной системе. В некоторых случаях это могут быть автоматические краны, предназначенные для данной функции.
- Элементы, соединяющие секции радиаторов. Это могут быть и силиконовые прокладки, и стальные втулки, и другие соединители.
- Крепление для батарей.
- В комплект некоторых радиаторов может входить насос для лучшей циркуляции.
Типы и признаки поломок
Перед началом ремонта стоит подробней рассмотреть, какие бывают поломки отопительных радиаторов, а также изучить их признаки. Есть такие неисправности, с которыми могут справиться только специалисты. Например, если в радиаторах слышен шум, то причина, скорее всего, заключается в завоздушенности всей системы отопления. В таких случаях без мастера не обойтись. Ведь то, какой радиатор неисправен, можно определить только специальным прибором.
Неправильный выбор и присоединение радиатора
Если соотношение отопительной системы не будет совпадать с техническими характеристиками радиаторов, то они не подойдут друг другу, и подсоединить их будет достаточно проблематично. Так, если взять обычные трубы и к ним подобрать медные переходники, а корпус батарей окажется алюминиевым, то их соприкосновение может спровоцировать коррозию металлов. Поэтому стоит очень тщательно выбирать батареи и правильно их устанавливать.
Протечки
Если они появляются, то это первый признак того, что лопнул радиатор и появились неисправности в работе всей системы отопления. Это может быть и неправильное подключение батареи к трубопроводу, и засорения, и разрушение резьбовых ниппелей, и много других причин.
Большой вес
Если взять в руки чугунные радиаторы, то стоит сразу заметить, что они имеют достаточно большой вес. Это становится самой большой проблемой при их установке. Ведь даже небольшая ошибка в монтажных работах может привести к неисправности системы. Наличие слабых кронштейнов приведет к перекосу батареи, а впоследствии могут даже образоваться трещины на стене.
Высокое давление и гидроудары
Даже имея прекрасные технические характеристики, чугун все равно не является идеальным материалом. Он восприимчив к слишком большим нагрузкам, которые создает циркуляция воды в системе. Если произойдет гидроудар, то в местах, где соединяются секции, можно увидеть образовавшуюся протечку.
Грязь
Вместе с теплоносителями по трубопроводу разносятся разные примеси и небольшие частицы ржавчины или даже грязи. Это часто приводит к засорениям в каналах. Если радиатор вовремя не промыть, то он может начать подтекать. Также загрязнение батарей часто приводит к тому, что они не будут достаточно качественно прогреваться.
Износ прокладок и ниппелей
Очень часто из-за износа прокладок протекает сам радиатор. Причина может заключаться в очень низком качестве воды в системе отопления. Тогда владелец видит, как порой капает или даже течет вода в этих местах. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя подкручивать ниппеля.
Устранение неисправностей
Если нет возможности заменить старую батарею новой, то в случае ее поломки нужно как можно быстрее все исправить. Самым лучшим вариантом будет вызов профессионалов. Но если в доме имеется необходимый для ремонта отопительной системы инструмент, то можно все отремонтировать своими руками, не дожидаясь мастера и не сливая воду.
Существует несколько способов ремонта радиатора. Все зависит от того, какая возникла неисправность. Если появилась протечка на стыке батареи, то ее можно устранить при помощи медицинского бинта и эпоксидного клея. Подобная реставрация не требует особых усилий. Чтобы ремонтировать течь, необязательно снимать батарею. Устранить неполадки можно даже не трогая радиатора. Также можно применить холодную сварку. Так как она напоминает в некотором роде пластилин, то с ее помощью можно просто замазать течь.
Если же протечка большая и бинт не помогает, тогда необходимо временно наложить маленький кусочек резины и покрепче затянуть место течи.
Иногда при сильном протекании лучшим вариантом ремонта в квартире станет снятие радиатора. Конечно, для профилактики ремонт лучше делать после окончания отопительного сезона. Но обычно это происходит тогда, когда в этом возникает нужда.
Подготовка
Чтобы правильно устранить неисправность, к работе нужно хорошо подготовиться. Для начала надо найти место протечки, которое иногда видно сразу. Однако бывают и такие течи, которые очень трудно найти. В таких случаях необходимо сделать демонтаж батареи и поместить в большую посуду с водой, можно в ванную. Из того места, где расположена дыра, будут выходить пузыри.
После определения места протечки подготавливаются необходимые инструменты и материалы:
- Трос. Лучше, если он будет тонкий и стальной.
- Замазка. Это может быть холодная сварка, эпоксидная смола, полимерный герметик и другие нужные для этого материалы.
- Бинт или ткань, которые используют для закрепления замазки.
- Хомут металлический или изолента.
Способы и средства
Так как радиаторы бывают сделаны из разных материалов, то стоит подробней рассмотреть способы и средства их ремонта.
Чтобы отремонтировать алюминиевые батареи, существует несколько способов. Прежде всего это замена уплотнительных резинок. Для этого необходимо демонтировать радиатор и полностью разобрать его на секции.
Для того чтобы устранить протечку в алюминиевой батарее во время отопительного сезона, необходимо либо заменить одну секцию, либо полностью удалить радиатор. Однако иногда это сделать невозможно. И тогда наилучшим способом будет применение холодной сварки.
Если существуют совсем небольшие дефекты в радиаторе, то можно воспользоваться припоем для алюминия. Но все это будет лишь временной мерой, чтобы можно было сделать полноценный ремонт по окончанию сезона.
Самым надежным способом ремонта радиаторов считается аргонная сварка, но она требует специальной подготовки. Однако имея дело с алюминиевыми радиаторами, нужно помнить, что данный материал очень мягкий и требует бережного отношения к себе. Если правильно ими пользоваться, то вопрос ремонта не возникнет никогда.
Так как паять алюминий ни в коем случае нельзя, сразу встает вопрос о том, какие средства подойдут для того, чтобы заклеить батарею. Наилучшим образом подойдет для этого флюс из канифоли и железа. Им покрывают заранее очищенную поверхность радиатора, а после припой вводится непосредственно под флюс. Такой быстрый ремонт подойдет лишь для небольших течей.
Способов ремонта чугунных радиаторов существует также несколько. Самым быстрым и эффективным считается вариант с медицинским бинтом. Для этого его нужно хорошо пропитать клеем, затем плотно обмотать им место протечки и подождать немного. После того как клей высохнет, место ремонта необходимо прокрасить в тон радиатора. Такой простой способ обеспечит герметичность батареи на год или два.
Также можно использовать металлический хомут. Это кольцо, сделанное из металла и имеющее герметизирующие пластины. Они прикрепляются при помощи двоих болтов.
Еще один способ ремонта чугунных батарей – это холодная сварка. Ее состав напоминает пластилин. Применяется она достаточно просто. Стоит ее немного размять до однородной массы и приклеить к поврежденному месту. Холодная сварка не боится высоких температур, поэтому ее используют для совсем небольших протечек.
Порядок работ
Ремонтные работы радиаторов разных типов не слишком отличаются. Однако стоит подробней рассмотреть их. Ведь если владелец решит делать ремонт отопительных батарей своими руками, то только пошаговая инструкция поможет разобраться в некоторых ситуациях.
Первым стоит рассмотреть порядок ремонтных работ алюминиевых батарей. Для начала нужно подготовить поверхность радиатора и нанести на него флюс из железа и канифоли. Далее при помощи разогретого паяльника необходимо протереть зону, которая была повреждена.
После того как канифоль растечется по всей поврежденной поверхности, нужно ввести свинцово-оловянный припой, имеющий примесь опилок из железа. Запаянную алюминиевую батарею необходимо опять окрасить. Перед этим старую краску нужно стереть при помощи специальной смывки. Затем обработать наждачной бумагой. Последним штрихом считается покраска батареи эмалью или термостойкой краской. Если она состоит из секций, то начинать нужно с покраски межсекционных участков. Радиатор при этом должен быть абсолютно холодным.
Другое дело – ремонт чугунных радиаторов. Сразу нужно оборудовать место для ремонта. Для этого под батарею необходимо положить или кусок пленки, или клеенку. Для большей надежности можно поставить еще и ведро для излишков воды.
После этого можно приступать к зачистке мест протечки. Очень часто это бывает стык, находящийся между секциями батарей. Если это так, то нужно убрать старую краску и остатки разрушенной прокладки. Сделать это можно при помощи тонкого троса, имеющего на обоих концах небольшие узелки. Им необходимо зачистить все повреждения до самого металла. Очищенное место нужно промыть или бензином, или ацетоном. Это делается для более прочного закрепления обмотки на батарее.
Следующий этап – это замазывание протечки. Для этого необходимо смешать либо металлический порошок, либо эпоксидную смолу и нанести на ленту, сделанную из ткани. Дальше ленту с готовой смесью нужно очень туго намотать на стык радиатора. Она должна быть намотана в два или три раза для более прочного закрепления. Если в качестве замазки использовались белила цинковые, то слоев должно быть пять.
Далее при помощи металлического хомута нужно закрепить участок, который замазан. Для этого его нужно закрепить болтами и гайками, причем соединение должно быть расположено противоположно к месту протекания. Вместо хомута можно использовать изоленту или резину. Выбранным материалом нужно обмотать несколько раз место протекания и зафиксировать проволокой.
После окончания отопительного сезона лучше заменить отремонтированную батарею отопления или хотя бы отдельную секцию. Если же нет такой возможности, то нужно еще раз повторить обработку поврежденного места.
Даже биметаллический радиатор не застрахован от неисправностей. Чаще всего это засорение ржавчиной. Чтобы исправить данную ситуацию, необходимо сделать чистку всей системы отопления.
Прежде чем приступить к работе, нужно снять радиатор и отсоединить его от самой системы. На пол нужно постелить клеенку. Если на батарее нет запорного крана, воду необходимо слить со всей системы. Далее при помощи трубного ключа нужно отсоединить радиатор от общей системы, слить с него воду и отнести в ванную комнату, чтобы сделать чистку.
В саму ванну необходимо поместить деревянный поддон, чтобы не повредить ее. Затем с батареи нужно снять заглушки и сильной струей промыть ее до тех пор, пока не потечет чистая вода. Если же это не помогает, то необходимо применить дополнительные средства, способные воздействовать на материал, например, обычный уксус. Его нужно залить на некоторое время в ванну, а потом также промыть батарею под сильным напором воды. Далее заглушки надо установить на место и собрать биметаллическую батарею.
Полезные советы
Делая ремонт отопительных радиаторов, стоит прислушаться к советам и рекомендациям специалистов. Это поможет избежать ненужных ошибок.
Чтобы немного увеличить тепло, исходящее от батарей, нужно их окрасить в темный цвет. Особенно это актуально для чугунных радиаторов.
Специалисты рекомендуют устанавливать батареи отопления на расстоянии в 10 сантиметров от подоконника, а от стены до радиатора расстояние должно быть как минимум 20 сантиметров. Если нарушить пропорции установки, нарушится тепловой поток. Это значительно уменьшит эффективность всей отопительной системы.
Для увеличения потока тепла в само помещение стоит приклеить на стену позади батареи теплоизолирующую пленку, поверхность которой сделана из фольги.
Оптимальное расстояние между полом и радиатором – от 12 до 15 сантиметров. Если оно будет больше или меньше, перепады температуры приведут к сквознякам в доме.
Также стоит учесть то, что если батарею подключить обратным способом, то мощность всей системы уменьшится на 7 процентов.
Очень важную роль в эффективности отопительной системы играет место установки батареи. Наилучшим вариантом будет размещение радиатора под подоконником. При этом теплоотдача будет доходить до 97 процентов. Если батарею закрыть частично, это снизит теплоотдачу до 93 процентов. При полном закрытии радиатора она уменьшится до 80 процентов.
Оптимальным вариантом для многоквартирных домов будут чугунные радиаторы. Ведь они не только выдерживают все нагрузки, но и практически не ломаются. Но даже при появлении протечек проблему решить легко: их можно заклеить, даже не вызывая мастера на дом.
Если говорить о биметаллических и алюминиевых радиаторах, то это довольно эффективные модели. Однако покупая их стоит помнить о том, что ремонтировать их не получится. Единственное, что можно сделать – это промыть батарею или заменить на новую.
Чтобы избежать неисправностей радиаторов, нужно правильно подбирать сами модели. Но если все же протечка где-то образовалась, не стоит впадать в панику. Лучше трезво оценить ситуацию и посмотреть, что можно сделать для ее устранения.
В экстренных случаях можно решить проблему самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессионалам. Поэтому на досуге лучше изучить особенности процесса и последовательность действий. Ведь в некоторых случаях промедление с ремонтными работами может привести к замерзанию радиатора, а впоследствии к его растрескиванию.
Об собенностях процесса и последовательности действий при ремонте радиаторов отопления смотрите в следующем видео.
Каждый мужчина должен уметь выполнять мужскую работу, ремонт радиаторов отопления в квартире, как раз такая работа. Это очень сложный процесс, который требует определённых знаний, умений и сообразительности. Чтобы не платить большую сумму денег за ремонт радиаторов отопления, его можно починить самостоятельно в домашних условиях. В статье мы узнаем цены на ремонт радиаторов отопления и расскажем об их особенностях.
Классификация батарей
Батарея – это прибор отопления, его конструкция состоит из нескольких секций, по которым течёт горячая вода, что обеспечивает комфортную температуру в доме. Сейчас батареи делают в виде характерных металлических колон. Все элементы радиатора связаны между собой и имеют один путь подачи воды. На рынке строительных материалов вы можете приобрести:
- Чугунные батареи.
- Латунные.
- Медные.
- И самые популярные – алюминиевые трубы.
«>»>»>»>»>»>»>»>»>
Каждая секция имеет высоту от 30 сантиметров и до 1-ого метра. Мощность радиатора будет непосредственно зависеть от количества секций, чем их больше, тем соответственно они мощнее и теплее.Материал
Чтобы понять, какой радиатор вам больше всего подойдёт, для начала нужно определиться с его материалом, это очень важный шаг, который в дальнейшем сможет облегчить вам ремонт радиатора в будущем.
Чугунные радиаторы
Радиаторы из такого материала чаще всего устанавливают в большом многоквартирном помещении.
Чугун не дорогой материал, но очень крепкий и долговечный. Они имеют хорошую теплоотдачу. Чугун практически не поддаётся коррозии и со временем не будет портиться.
Дальнейшее обслуживание такого радиатора, в случае поломки, будет проблематичным и дорогостоящим. Их слабым местом являются уплотнители, которые в течение нескольких лет полностью изнашиваются и будут требовать ремонта. По приблизительным расчётам капитальный ремонт радиаторов отопления вместе с уплотнителем будет стоить от 3 до 4 тысяч рублей за одну секцию. «>»>»>»>»>»>»>»>»>
Алюминиевые радиаторы
Радиаторы отопления, сделанные из алюминия, обладают самой большой теплоотдачей, это обуславливается особенностями материала. Они компактные и эстетически привлекательны. Пространство для воды в таком радиаторе небольшое, но этого хватает для обеспечения тепла в помещении. Их существует 2 вида:
- Экструзионные
- Литые
Экструзионный радиатор состоит из 3 частей соединённых между собой герметично. Литый выглядит как 1 цельная батарея. Такие радиаторы самые популярные на рынке стройматериалов и их можно встретить абсолютно везде. Но главная проблема этих труб – коррозия. По истечению 5-7 лет, они начинают поддаваться разрушению, в результате чего часто возникает утечка воды и потопы.
Но в то же время их конструкция очень проста и ремонт алюминиевых радиаторов отопления не будет дорогим и сложным. Поэтому большинство покупателей выбирает именно алюминиевые радиаторы из-за их практичности и простоты в ремонте.
Проведение ремонта
Ремонт радиаторов отопления своими руками требует не только определённых навыков, но и специального оборудования, без которого произвести починку не получится. «>»>»>»>»>»>»>»>»>
Частой причины поломки радиатора является износ прокладки. Исправить данную неполадку можно путём её замены и заваривания холодной сваркой. Поломка метчика, футорки, заглушки, также исправляется путём их замены, но уже без сварки, так как она может повредить их целостность.Устранение течи батареи отопления
Для устранения этой неисправности, прежде всего, вам необходимо перекрыть подачу воды в нужную секцию. Сделать это не составит труда, так как на каждой секции есть кран регулирующий подачу воды. Далее нужно найти место протекания и начать действовать.
- Терморегулятор для радиатора отопления: назначение, виды, устройство, монтаж в систему и советы по уходу и ремонту (видео + 105 фото)
- Вертикальные радиаторы отопления — как выбрать идеальный радиатор отопления и особенности его применения (90 фото + видео)
- Мощность радиатора отопления: расчет тепловой мощности и методика расчета отопительных радиаторов (85 фото и видео)
Устранить неполадку можно путём горячей сварки, специальных (сверхпрочных) хомутов, эпоксидным клеем или плотной резиной (предварительно обмазав её эпоксидным клеем) для 100% гарантии того, что течи больше не будет.
Для общего развития советуем посмотреть фото ремонта радиаторов отопления, в дальнейшем вы будете понимать, с какой проблемой вы столкнулись. «>»>»>»>»>»>»>»>»>
После того как проблема будет устранена, нужно вызвать мастера для детального осмотра, чтобы убедиться что такого больше не произойдёт. Надеемся, вам было интересно, вы много узнали и в случае неполадки сможете её устранить. Удачи!Фото радиаторов отопления
Слабая теплоотдача от радиаторов в отопительный сезон может происходить по разным причинам. Наиболее популярной из них является разгерметизации или снижение проходной способности в полостях. Избавляться от таких элементов системы не всегда удастся, поэтому можно провести самостоятельный ремонт батареи отопления. С его помощью во многих случаях удается восстановить работоспособность вышедшего из строя узла.
В современных жилых помещениях встречаются несколько типов радиаторов, которые эффективно справляются со своей задачей. Основное отличие между ними заключается в используемом материале. Принято использовать такие типы:
- Чугунные. Доступные по цене, но имеют большую массу. Применяются чаще в многоквартирных домах.
- Алюминиевые. Востребованы в системах небольшим давлением. Плохо переносят перепады давления и гидроудары.
- Биметаллические. Имеют длительный срок службы. Стоят достаточно дорого.
- Стальные. Обладают хорошей теплопроводностью, но подвержены скорым коррозионным процессам, снижающим срок эксплуатации.
В большинстве случаев ремонт радиаторов отопления оказывается эффективным с чугунными секциями.
Владельцы жилья обычно начинают волноваться, когда течет батарея отопления, а не при появлении первых проблемных симптомов. Чтобы снизить вероятность выхода из строя радиаторов, стоит обращать внимание на поведение системы в целом и отдельных ее участков:
- ремонт чугунных батарей или из другого материала может понадобиться при неверно подобранных диаметрах труб, при ошибочно установленном давлении или несоответствующем выборе температуры теплоносителя;
- при большом количестве нежелательных примесей в составе теплоносителя происходит физико-химическое разрушение материала изнутри радиатора;
- батареи отопления потребуют ремонт, когда сформируется налет на стыках между секциями радиаторов, засоряющий проход теплоносителя по системе;
- повреждение резьбовых ниппелей приводит к ремонту батарей отопления;
- когда шумит радиатор отопления в квартире, это не всегда говорит о его неисправности, но можно вызвать ремонтную бригаду для проверки этого процесса;
- шумят батареи отопления, в том числе и от сформировавшихся воздушных пробок, которые возникают из-за протечки труб.
Место протечки в чугунном радиаторе
Оставлять без внимания проблемные радиаторы нельзя, так как это может привести к образованию материального или физического ущерба, ведь температура теплоносителя внутри системы очень высокая.
С этой статьей читают: Как заменить батарею в квартире
Появление протекающих участков обычно наблюдается во время пиковых нагрузок на систему отопления. Если потекла батарея отопления, что делать подскажем дальше. Заметить течь легко по выступающим капелькам на горячем участке или по небольшому влажному участку под одной из секций.
Самостоятельный ремонт чугунной батареи будет эффективным в частном доме или в квартире с индивидуальным отоплением. В многоквартирных домах рекомендуется подключать к процессу специалистов из управляющей компании, так как в системе более высокое давление и не всегда есть возможность самостоятельно отключаться от центрального отопления.
Лучшим выходом станет замена старого радиатора на новый
Перед работой необходимо снизить давление и температуру в трубах, так как устранить течь в горячей чугунной батарее отопления бывает проблематично. Применяют несколько методик ремонта:
- Если на стыке течет батарея отопления, и не знаешь, что делать, то достаточно взять медицинский бинт и эпоксидный клей. Смоченным в клее бинтом обматываем протекающий шов. Высохшая поверхность хорошо держит краску, поэтому после окрашивания не выделяется по цвету.
- Что делать, если потекла батарея? Нужно посетить строительный магазин и купить там специальные хомуты. Они представляют собой каркас из металла, имеющий резиновые прокладки. Между собой части стягиваются парой болтов.
- Когда капает батарея отопления, что делать неизвестно, а времени на поиски эпоксидного клея или хомутов нет, то подойдет любой лоскут резины или силикона (кусок велокамеры или медицинского жгута). Желательно выбирать термостойкий (можно проверить, прижав на некоторое время к нагретому участку радиатора) и достаточно прочный материал. Кладем на нужную область и максимально прочно фиксируем подручными материалами (кусок проволоки, ненужный кабель или шнурок).
- Используется также холодная сварка для чугунных батарей (похожа на детский пластилин). Этот материал желательно покупать заранее, если в доме есть чугунные радиаторы. И если батарея уже потекла, то будете знать, что делать дальше. Частичку от «пластилина» отламываем и разминаем в руках до пластичного состояния. Далее наносим на нужный участок и ожидаем застывания. Холодная сварка для труб отопления является временным решением, и очень опасным, так как в любой момент под давлением она может отвалиться, и тогда будут затоплены соседи.
Отверстие, образовавшееся в результате коррозии или механического повреждения, лучше заварить, чем использовать холодную сварку. Для чугуна используются отдельные электроды, а для удобства ремонта можно снять секцию, предварительно перекрыв стояк с водой.
С этой статьей читают: Замена батарей отопления на сварке своими руками
Работы по реставрации необходимо проводить после полного сезонного выключения отопления. Если секции встроены в нишу и не предполагается их демонтировать, то они обязаны находиться на достаточном расстоянии от стены. С демонтированными элементами реставрация чугунных батарей проводится обычно в горизонтальном их положении. Второй метод предпочтительнее. Из полостей удаляют остатки теплоносителя и избавляются от заглушек или футорок.
При раскручивании радиаторов стоит учитывать, что заглушки имеют нарезанную левую резьбу, а футорки – правую.
Совмещаем рабочую головку ключа с ниппелем в секции. Под ключ устанавливаем упор, чтобы не согнуть его. Далее начинаем разбирать секции. Если заржавевшая резьба не поддается, то данное место необходимо прогреть горелкой или автогеном, прокручивая огонь вокруг резьбы. Заменив проблемную секцию, возвращаем радиатор на свое место.
Желательно не допускать возникновения очагов коррозии на внешней стороне радиаторов. Для этого их рекомендуется регулярно красить. Предварительно поверхность зачищают щеткой по металлу или наждачной бумагой.
Отдельно несколько слов нужно сказать о краске для радиаторов. Выбирать следует специальное нетоксичное покрытие, рассчитанное на перепад температур, с защитой от коррозии и растрескивания, чтобы при нагревании не выделялись отравляющие вещества.
С этой статьей читают: Краска для батарей отопления без запаха
Все чаще в квартирах и домах можно встретить нетрадиционное оформление радиаторов. Чаще всего речь идет о защитных экранах – эстетично оформленная панель, которой закрывают радиатор, но при этом она не препятствует конвекции. Гораздо реже батареи окрашивают в различные цвета. И хотя это встречается пока еще редко в наших квартирах, это всегда выглядит очень оригинально и свежо.
С этой статьей читают: Экран для батареи отопления своими руками
ВИДЕО: Как отремонтировать радиатор, не спуская воду со стояка
Произвести ремонт радиаторов отопления – дело, в общем-то, нехитрое и специальных знаний особо не требует. Здесь главное иметь общее представление о том, что этот самый радиатор из себя представляет. Поэтому надо бы сначала разобраться, какие бывают радиаторы, а уж потом говорить об их ремонте.
Ремонт батарей отопления — штука тонкая
Итак, радиатор – это отопительный прибор, который состоит из колончатых элементов, или секций. Все эти секции внутри полые и по этим полостям циркулирует теплоноситель. В большинстве случаев это вода, но бывает и другая теплонесущая жидкость. Например, минеральное масло.
Классификация радиаторов
Делятся радиаторы на несколько видов:
- Чугунные.
- Алюминиевые.
- Стальные.
- Биметаллические.
- Масляные.
Чугунный радиатор отопления устанавливаются в многоэтажных помещениях. Они довольно мощные и компактные, не реагируют на плохое качество циркулирующей в них обогревающей жидкости и не подвержены коррозии, что обусловливает их долговечность. Благодаря большому весу эти батареи достаточно теплоемки, однако эта же характеристика усложняет их монтаж и обслуживание.
Старый, но еще не забытый чугунный радиатор
Еще одним минусом является, вероятно, разрушение ниппелей и изнашивание межсекционных прокладок, что часто приводит к образованию течи. Кроме того, на стенках пористых внутренних каналов образуется налет, который снижает теплоотдачу.
Алюминиевые радиаторы имеют следующие подвиды:
- литые, в которых каждая секция – это цельное литое изделие;
- экструзионные, то есть такие, в которых каждая секция состоит из трех герметично соединенных компонентов.
Конструкции для отопления, выполненные из алюминия, имеют высокую теплоотдачу. За счет того, что эти батареи вмещают в себя небольшое количество обогревающей жидкости, они достаточно удобны, когда есть потребность в постоянной регулировке температуры.
Широко известный алюминиевый радиатор
Применение данного вида радиаторов в системах, предназначенных для централизованного отопления, не желательно, поскольку они легко разрушаются при перепадах давления. Наряду с этим, они достаточно легко устанавливаются и весят сравнительно немного.
Главным недостатком таких батарей является то, что они плохо переносят те компоненты, которые входят в состав обогревающей жидкости. Кроме этого, в них накапливаются газы, а это обусловливает завоздушивание системы отопления.
Стальные радиаторы бывают следующих подвидов:
- панельные;
- секционные;
- трубчатые.
Панельная батарея состоит из двух листов стали. Эти листы имеют специальные углубления, которые при сварке образуют каналы для циркуляции обогревающей жидкости.
Панельный стальной радиатор
Такие изделия мало весят, а также имеют небольшую глубину. Для их производства используется сталь, которая обезжиривается, фосфатируется и покрывается эмалью. Данный подвид радиаторов боится коррозии и срок его службы очень не долог.
Секционные стальные батареи очень схожи с чугунными, но их секции соединены сваркой. Они очень прочные, однако, их цена негативно сказывается на популярности.
Трубчатые радиаторы – это сварные конструкции, стыки которых значительно снижают вероятность течи. Их большим минусом можно назвать небольшую толщину стали.
Биметаллические батареи отопления, в отличие от алюминиевых, имеют стальные элементы внутри конструкции. Это позволяет ей принять на себя достаточно высокий уровень давления. Обогревающая жидкость в этих радиаторах совершенно изолирована от алюминия, который входит в состав изделия. Единственным минусом биметаллических батарей является очень высокая цена.
Биметаллический радиатор — прочность и эффективность
Существуют также масляные радиаторы. Такая батарея отопления имеет герметичный корпус, заполненный минеральным маслом. В этом корпусе располагается электрический нагреватель
Ремонт — шаг за шагом
Стоит еще раз сказать, что ремонт радиатора самостоятельно сделать довольно не сложно. В этом деле самое главное, это наличие необходимых инструментов. Основное средство для ремонта радиатора – это специальный радиаторный ключ.
Чаще всего встречается такая неисправность, как течь батареи отопления, причиной ее может оказаться порванная прокладка. Исправляется данный дефект посредством замены испорченного элемента конструкции. Бывает, что течь возникает в результате образования небольшого отверстия в батарее. Это отверстие можно заварить холодной сваркой.
Место протечки чугунной батареи
Случается, когда проблема связана с неисправностью метчика, заглушки или футорки. Тогда ремонт батареи осуществляется так же – путем замены изношенной детали. Это легко сделать своими руками, не прибегая к посторонней помощи.
Если произошло что-то из вышеперечисленного, то начинается ремонт радиатора своим руками со слива воды. Удобнее всего выполнять ремонтные работы не в отопительный сезон, когда батарея холодная, но выбирать не приходится. Иногда после слива внутри радиатора остается какое-то количество жидкости, чтобы она не попала на пол, надо просто подставить тазик и течь не испортит покрытие пола.
Кран для слива воды с системы отопления
Очень часто ремонтные работы затрудняются тем, что не откручиваются заглушки и футорки. Такая ситуация возникает в результате «склеивания» указанных деталей. В этом случае целесообразным будет вызвать мастера, который решит эту проблему с помощью автогена. Это, конечно, стоит денег, но без описанных действий не обойтись.
Иногда ремонт чугунных радиаторов – это, скорее, их реставрация, поскольку дефектом является порча внешнего вида. Исправить сие неудобство можно своими руками с помощью краски, так что стоимость ремонта радиаторов этого типа, в данном случае, напрямую зависит от того, какую именно краску вы собираетесь использовать.
Снятие старой краски с батареи
Покраска батарей производится только в том случае, если поверхность отопительного прибора будет холодной. Перед нанесением нового слоя краски необходимо удалить старый, затем хорошенько вымыть батарею и обезжирить ее поверхность.
Случается, что единственным способом исправить дефект радиатора является его замена. Демонтаж батареи надо проводить тогда, когда отопление отключено, чтобы изделие было холодным. Отделяется радиатор от системы с помощью специальных средств. Такая работа не терпит отлагательств, особенно в холодное время, в противном случае можно вообще остаться без отопления.
Поменять радиатор проще, но дорого
Что касается других видов батарей (алюминиевых, биметаллических, стальных), то их ремонт мало чем разнится. Если повреждение не сложное, его можно исправить своими руками. Небольшую течь можно заделать холодной сваркой. Демонтируются такие конструкции довольно просто, хотя для выполнения этой задачи надо два человека, не меньше.
Ремонт масляных радиаторов также можно произвести своими руками, однако здесь нужно учитывать, что поломка может касаться электрического нагревателя.
Заказать услуги одной из фирм, специализирующейся на ремонте радиаторов, можно сегодня и в сети Интернет, и по телефону, и непосредственно в офисе избранной вами фирмы.
Ремонт и изготовление радиаторов выполняется ныне многими фирмами. Их ценовая политика различна, как и качество продуктов и услуг. Поэтому выбирать надо очень внимательно, анализируя и просчитывая все варианты. Однако если речь идет о незначительной неисправности, лучше выполнить все ремонтные работы самостоятельно, насладившись процессом и сэкономив деньги.
Ремонт радиаторов своими руками – дело ответственное (особенно учитывая высокое давление, под которым подается теплоноситель), но вполне осуществимое. Если вашего опыта для этого не хватает – воспользуйтесь нашими советами или проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом.
Используемые источники:
- https://stroy-podskazka.ru/otoplenie/radiatory/remont/
- https://otopleniehouse.ru/remont-radiatorov-otopleniya/
- http://www.portaltepla.ru/radiatori-otopleniya/remont-batarei-otopleniya/
- https://klivent.biz/otopleniye/remont-svoimi-rukami.html