Собственная скважина на участке позволяет пользоваться проточной водой без каких-либо ограничений — не нужно выбирать определенное время, чтобы постирать, принять ванну, вымыть машину или полить клумбы возле дома. Согласитесь, здорово, когда вода всегда течет из крана без перебоев и нет графика подачи/внеплановых отключений.
Проблемы с подачей воды могут возникнуть, если сломается насос. Зная, как разобрать погружной насос, можно самостоятельно выявить неисправности и устранить их в домашних условиях. О том, как правильно диагностировать поломку мы поговорим в этом материале. Также детально рассмотрим инструкцию по разборке насоса своими руками, снабдив статью пошаговыми фото и полезными видеорекомендациями.
Почему оборудование ломается?
Погружной скважинный насос обеспечивает удобство и простоту использования скважины. Он поднимает воду с большой глубины на поверхность, где она по коммуникациям поступает к точкам водозабора.
Производят бытовые погружные насосы отечественные и зарубежные предприятия. И хотя перекачивающее оборудование отличается надежностью, в процессе эксплуатации время от времени могут возникать поломки.
Все элементы погружных насосов точно подогнаны и легко разбираются. Если в процессе сборки детали не становятся на свои места свободно, значит порядок установки отдельных компонентов нарушен
Отлаженную и четкую работу погружного насоса часто нарушают следующие причины:
- высокая (более 50%) концентрация взвешенных частиц в воде;
- работа «всухую», когда аппарат функционирует, не касаясь воды;
- перепады напряжения выше допустимого уровня, регулярно случающиеся в сети;
- некачественно закрепленные кабельные соединения;
- трос агрегата, не корректно прикрепленный в области оголовка скважины;
- подводный кабель не верно зафиксирован.
Провоцируют возникновение неисправностей отсутствие фильтра или его слишком сильное загрязнение, нестабильно работающее реле давления или плохо функционирующий гидроаккумулятор.
При отсутствии заземления электрохимическая коррозия поражает металлические элементы оборудования. Насос перестает нормально качать воду и требует немедленного обслуживания.
Если проблемы возникают с новым насосом, находящимся на гарантии, не стоит устранять их самостоятельно. Лучше отвезти прибор в фирменный сервис. Там его работоспособность восстановят профессиональные мастера с опытом
Очень часто причиной неисправности становятся ошибки, допущенные пользователями в процессе установки насоса и его эксплуатации. Производители и сотрудники сервисных центров рекомендуют покупателям непосредственно перед подключением приборов, внимательно читать инструкцию и строго следовать всему, что там написано. Это позволит избежать многих проблем и продлит срок службы насосного оборудования.
Обзор неисправностей и советы по устранению
Любые изменения в работе погружных приборов четко указывают на проблемы и неполадки. Игнорировать такие моменты нельзя. Своевременно выполненный ремонт продлевает жизнь устройства и обеспечивает его нормальное функционирование в удобном для хозяев режиме.
Думать про обслуживание перекачивающего агрегата нужно, если обнаружены следующие моменты:
- выраженное снижение напора воды;
- повысившийся шум из скважины;
- интенсивная вибрация обсадной колонны;
- импульсное поступление воды из крана;
- увеличение расхода электроэнергии;
- выбивание пробок при активации агрегата;
- гудение включенного двигателя при отсутствующей прокачке.
В этом случае нужно извлечь погружной аппарат из скважины при помощи страховочного троса, разобрать, выявить область неполадок и устранить их.
Вынимая насос из скважины, следует действовать аккуратно. Помешать процессу могут повредившиеся или перекосившиеся части обсадной трубы, илистые отложения или сформировавшийся на стенах известковый налет, если вода отбирается из артезианских пластов
Причем, одна и та же неисправность по-разному устраняется у различных типов насосного оборудования.
Так, в зависимости от конструкционных особенностей и принципа действия, погружные насосы могут быть:
- центробежными – у них главный элемент крыльчатка («Водолей», «Водомет»);
- вихревыми – схожи с центробежными, но у них большая круговая скорость жидкости («Вихрь»);
- вибрационными – у вибрационников главным элементом служит поршень («Малыш»).
Прежде чем перейти к популярным поломкам насосов, предлагаем еще раз вспомнить их устройство.
На схеме приведены основные конструкционные элементы погружного электронасоса центробежного типа. Знание устройства оборудования поможет выявить причину неисправностиЗнания устройства погружного насоса вибрационного типа помогут диагностировать поломки и выполнить ремонт соответсвующего элемента конструкции электронасоса
Далее рассмотрим перечень частых поломок вибрационных и центробежных погружных насосов, а также рекомендации по их устранению в домашних условиях.
Проблема #1 — насос не работает
Если устройство не функционирует, возможно сработала электрическая защита. Необходимо отключить аппарат от электропитания, а потом включить пробку-автомат снова. Потом нужно подключить к сети электронасос.
Если фазу опять выбьет, проблему следует искать не в погружном оборудовании, а внимательно осмотреть кабель и предохранители. В этой ситуации прибор к сети лучше не подключать до выяснения обстоятельств неисправности.
Перегоревшие предохранители требуется сразу же заменить. Если они снова перегорят, причина кроется в силовом кабеле насоса или в области его подключения к электрической сети. Все эти элементы следует проверить и устранить обнаруженные повреждения. Только после полного обслуживания насосом можно снова воспользоваться.
При повреждении подводного кабеля насос качать жидкость не будет. Чтобы вернуть прибору работоспособность, необходимо вынуть его из скважины, восстановить целостность кабеля, поставить обратно и подключить к сети
Проблема #2 — падает напор
Существенно снизившийся уровень напора воды у центробежных моделей четко указывает на чрезмерный износ крыльчатки, ее заиливание или на ее смещение по валу. Также эту ситуацию провоцирует засор механического фильтра, расположенного на всасывающем патрубке.
Решением в этой ситуации является тщательная проверка крыльчатки, очистка крыльчатки и фильтра, замена изношенного импеллера.
К заметному ослаблению напора у вибрационников приводит переставший закрываться всасывающий клапан или появившийся на нем налет из ила и песка. Эта же проблема возникает, когда поршень вибрационного механизма теряет свою эластичность. Также причиной может послужить ослабление крепления поршня, амортизатора или элктромагнита. Все эти нюансы устраняются в домашних условиях без больших усилий – достаточно подтянуть крепления или заменить клапан.
Или же причина падения напора у вибрационных и центробежных насосов может быть еще проще – слабое напряжение в сети. В таком случае не помешает установка стабилизатора.
Проблема #3 — импульсная подача воды, шум и вибрация
Усилившийся шум из скважины свидетельствует о поломке вала или ослаблении гаек, фиксирующих положение стержня на амортизаторе в вибрационной помпе. В первом случае вал нужно поменять на новый, во втором – подтянуть разболтавшиеся крепежные детали подручным инструментом.
Прерывистая, свистящая струя в кране говорит о том, что уровень воды в скважине упал ниже динамического, и оголился фильтровочный элемент на всасывающем патрубке. Исправить ситуацию можно, просто опустив насос на большую глубину. Если расстояние до дна шахты предоставляет такую возможность
Если насос начал сильно вибрировать и это отразилось на обсадной колоне, возможно из строя вышли вал или шток. Оборудование следует извлечь, разобрать и отремонтировать поврежденные детали. В случае фатальных поломок заменить на новые.
Проблема #4 — перерасход электроэнергии
Заметив неожиданное увеличение счетов за электрическую энергию, следует обратить на погружное оборудование самое пристальное внимание. Возможно, понадобится балансировка рабочих колес погружного центробежного электронасоса.
Либо в корпус попали ил или песок, и это вызвало механическое трение. Нагрузка повысилась, и агрегат стал потреблять больше электроэнергии для прокачки стандартного объема воды.
Насос не сможет отключиться, если реле давления будет неправильно отрегулировано или выйдет из строя. Установка новой детали позволит быстро справиться с проблемой
Повышенное потребление могли спровоцировать износившиеся полости шнека и втулки на валу винтового агрегата. Их необходимо как можно быстрее заменить на новые и насос вернется к работе в прежнем режиме.
Проблема #5 — постоянное выбивание пробок
Всегда срабатывающая защита при включении погружного насоса-вибрационника (выбивание пробок) – результат нарушениягерметичности корпуса двигательного отсека. Попавшая внутрь влага негативно воздействует на управляющую электронику и препятствует нормальной работе. Итогом часто становится короткое замыкание, за которым следуют дополнительные проблемы, вплоть до сгорания оборудования.
Также причиной выбивания пробок может быть обрыв/замыкание в кабеле или катушке электромагнита, перегрев электромагнита по причине низкого напряжения в электросети, или же ложное срабатывание пробок. В этой ситуации предстоит заменить кабель или катушку (смотря где обнаружена неисправность), проверить пробки и заменить их при необходимости, установить стабилизатор.
Если изоляция питающего кабеля по каким-то причинам нарушена (пробой), защита обязательно сработает. После восстановления целостности слоя насос вернется к обычному режиму функционирования
К срабатыванию защиты центробежного типа насосов приводит короткое замыкание обмотки статора или якоря электродвигателя и заклинивание аппарата различными частицами мусора. Для устранения проблемы понадобится почистить агрегат от возможных засоров, отнести на перемотку в сервисный центр или установить новую катушку.
Проблема #6 — насос гудит, но не качает
Когда погружной насос громко гудит, но не прокачивает воду из скважины в коммуникационную систему, причин может быть сразу несколько. Быть может, упало напряжение в сети и оборудованию просто не хватает мощности для нормального запуска. Если падение напряжения характерно для вашего региона, есть смысл подстраховаться и установить стабилизатор.
Другие возможные причины для центробежных моделей: износ или заиливание крыльчатки, ослабление крепления крыльчатки к валу, засорение фильтра грубой очистки, поломка шпонки, соединяющей импеллер с валом. Также, если насос долго хранился без воды, крыльчатка может «склеиться» с корпусом. Или в корпусе скапливается грязь и прибор заклинивает.
Для устранения этих поломок предстоит почистить все загрязненные элементы, заменить неисправные новыми, подтянуть крепления.
Эта же проблема с гулом электронасоса-вибрационника может возникать по причине: износа клапана или поршня, смещения электромагнита, сминания амортизатора и ослабления его крепления. Ремонтные работы в этом случае будут заключаться в замене изношенных деталей, затягивании креплений, установки электромагнита и амортизатора на место и надежная их фиксация.
Для устранения неполадок оборудование придется вынуть из скважины, внимательно осмотреть и отремонтировать.
Подробная инструкция разборки насоса
Для определения и устранения неисправностей погружного насоса, его необходимо разобрать на составные элементы. Для этого понадобятся просторное рабочее место и устойчивый широкий стол, тиски, крестовая и плоская отвертки, набор ключей и пассатижи.
Процесс разборки не сложен, но требует точности, скрупулезности и внимания.
Выполняется поэтапно в определенном порядке.
Галерея изображенийПри помощи обычной отвертки выкрутить винты, фиксирующие сетку прибора. Снять ее и отложить в сторонуВручную попытаться провернуть вал двигателя. Если это сделать не удастся, значит проблему стоит искать в насосной части агрегата либо в электродвигателеЧтобы добраться до насосной секции, необходимо выкрутить все винты, на которых крепится силовой кабель, и аккуратно отсоединить его от корпуса прибораОткрутить 4 анодированных гайки, придерживающих фланец насоса. Отделить насосную части от электродвигателяШаг 1 – Выкручивание винтов, держащих сеткуШаг 2 – Ручное проворачивание вала двигателяШаг 3 – Выкручивание винтов, удерживающих силовой кабельШаг 4 – Удаление гаек, фиксирующих фланец
Когда насосная часть и моторный отсек отделены друг от друга, искать неполадки значительно проще и удобнее.
Тонкости разборки вала насосной секции
Для точного определения места возникновения неполадок попробовать прокрутить вал насосной секции. Если нет такой возможности, значит, проблема именно там.
Галерея изображенийДля разборки узла выкрутить все крепежные элементы, фиксирующие нижний фланец насосной секции модуляДля защиты резьбы от потенциально возможных повреждений вкрутить переходник в верхний штуцер блокаНа рабочем столе разместить железные тиски и плотно закрепить в них насосную частьНижний фланец отсоединить при помощи подходящего инструмента, затем снять и отложить в сторонуВытянуть блок с крыльчатками из корпуса и внимательно осмотреть на предмет обнаружения возможных неисправностейТщательно проверить состояние опорного вала. Выяснить, нет ли люфта. Определить уровень износа деталиПоврежденные либо стершиеся рабочие колеса обязательно заменить. Для этого жестко закрепить вал в тисках и выкрутить верхнюю гайкуБлоки с рабочими элементами снять, промыть в проточной воде, если обнаружились загрязнения. Если детали слишком истерты или изменили форму, заменить на новыеШаг 1 – Выкручивание крепежных элементов нижнего фланцаШаг 2 – Установка переходника для защиты резьбыШаг 3 – Закрепление насоса в тисках на столеШаг 4 – Снятие нижнего фланца насосаШаг 5 – Выемка блока с крыльчатками из корпусаШаг 6 – Осмотр на уровень износа и наличие люфтаШаг 7 – Выкручивание крепежной гайки из блока с крыльчаткамиШаг 8 – Очистка элементов крыльчатого блока
По окончанию мероприятий, связанных с ремонтом/заменой/обслуживанием насосной части оборудование снова собрать, тщательно соблюдая инструкцию. Потом соединить с двигателем и вернуть на рабочее место.
Пошаговый процесс разборки электродвигателя
Если на двух вышеописанных этапах область проблемы выявить не удалось, велик шанс, что она кроется в двигателе. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сделать следующие важные действия.
Галерея изображенийОтсоединенный от насосной части двигатель зафиксировать в тисках. Удалить крепеж и осторожно снять полимерную защиту фланцаВзять пассатижи и убрать держащее крышку стопорное кольцо. Отверткой с прямым шлицем поддеть крышку и вынутьАккуратно достать из корпусной части насосного оборудования упругую резиновую мембрануВытащить конденсатор. Корректно провести диагностику оборудования и проверить уровень масла. Определить причину заклинивания и устранить ееШаг 1 – Разборка двигателя погружного насосаШаг 2 – Удаление стопорного кольца и крышкиШаг 3 – Выемка резиновой мембраны из корпусаШаг 4 – Извлечение конденсатора из глубинного насоса
Собрать блок двигателя, следуя подсказкам инструкции. Проследить, чтобы все детали оказались на своих изначальных местах.
Характерные поломки насосов разных марок
У оборудования популярных отечественных и зарубежных брендов есть свои характерные поломки. Приборы датского производителя Grundfos, несмотря на надежность и выносливость, нуждаются в регулярной замене торцовых уплотнителей. Если этого не сделать своевременно, вода проникнет внутрь и повредит обмотку.
Обслуживать агрегат в домашних условиях не желательно. Специфическая конструкция требует, чтобы ремонт проводил специалист с опытом, в идеале, сотрудник фирменного сервисного центра.
Выраженное гудение и упавший до минимума напор указывают, что в насосе износилась или сместилась по оси крыльчатка. Прибор необходимо разобрать, почистить от песка, заменить поврежденные элементы и установить новые уплотнители
У агрегатов Джилекс часто вытекает жидкость из электродвигателя. Замена ее возможна, но только на аналогичный состав.
Отдельные мастера считают, что покупать дорогостоящее вещество не обязательно. Можно обойтись глицерином или трансформаторным маслом. Однако, это – не самый удачный совет. Техника очень плохо переносит заливку альтернативными средствами и может полностью выйти из строя после такой операции.
Лучше не чинить прибор самостоятельно, а поручить эту задачу квалифицированным специалистам. Они гарантированно зальют в двигатель оригинальный состав и сделают это в четком соответствии с пожеланиями производителя. После обслуживания будет работать также исправно, как и в первый день покупки.
На износ сальников указывает понизившийся уровень масла в двигателе насоса. Их замену лучше произвести как можно быстрее. Это убережет мотор от перегрева
В устройствах «Малыш» российского предприятия Ливгидромаш нередко выходят из строя катушки. Провоцирует эту неприятность работа «всухую». Сильный шум, раздающийся при включении без откачки воды, указывает на обрыв центральной оси, к которой крепятся мембраны с якорем. Эту поломку легко обнаружить после разборки агрегата.
Замена оси даже в домашних условиях не представляет сложности. Но вот найти деталь в продаже – действительно, проблема.
Насосы «Водолей» имеют свойство перегреваться. Особенно активно этот недостаток проявляется, когда оборудование работает в скважинах небольшой глубины. Ремонт обходится дорого и порой составляет около 50% от изначальной стоимости. Многие пользователи в таких случаях предпочитают купить новый аппарат, правда, уже другого производителя.
Такая же проблема характерна для моделей «Ручеек». Несмотря на современную конструкцию и соответствие актуальным евростандартам, они плохо переносят режим непрерывной работы.
Производитель говорит, что устройства могут беспрерывно прокачивать воду не дольше 7 часов. Однако почти всегда такая нагрузка приводит к перегреву. Во избежание проблем лучше делать перерывы и давать оборудованию отдыхать каждый 2-3 часа. Таким способом срок службы насоса удастся продлить.
Нельзя запускать приборы для перекачки воды при перекрытом запорном вентиле. В будущем это приведет к поломке насосного оборудования. Перед включением задвижку обязательно нужно открыть
Насосное оборудование «Водомет» считается достаточно надежным и эксплуатационно устойчивым. Большинство поломок здесь возникает из-за неправильного использования. Также оборудование при контакте с загрязненной водой быстро забивается илом и песком. В этом случае требует замены насосная часть агрегата.
Когда возникшая проблема не подлежит решению в домашних условиях, стоит обратиться за помощью к профессиональным мастерам сертифицированного сервисного центра. Они быстро определят, что случилось с оборудованием, и восстановят его работоспособность. Либо порекомендуют приобрести и поставить новый насос, если старый не подлежит ремонту или это экономически не выгодно.
Выводы и полезное видео по теме
В этом ролике рассмотрен процесс разборки погружного насоса. Как сделать все правильно и какие для этого требуются инструменты, смотрите далее:
Насос забился песком и не качает воду. Как справиться с одной из самых распространенных проблем перекачивающего оборудования расскажет следующее видео:
Насос в скважине включается, гудит, но не качает воду. Две самые частых причины возникновения подобной проблемы рассмотрены в ролике ниже:
Знания о правилах разборки погружного насосного оборудования обязательно пригодятся владельцам частных домов со скважинами. Ориентируясь в популярных неисправностях насосов, вы сможете распознать вид поломки и своими руками ее устранить. Это удобно, когда сервис находится далеко, а насос, в силу определенных причин, работает с перебоями и не позволяет комфортно пользоваться водой.
Вы столкнулись с поломкой насоса, о которой мы не упомянули в этом материале и хотите поделиться своим опытом ее ремонта? Расскажите об этом в блоке комментариев, добавляйте фото, демонстрирующие процесс устранения поломки – наш читатели будут вам благодарны за помощь.
Или вам требуется помощь в диагностике неисправности? Задайте свои вопросы нашим экспертам – используйте для этого форму обратной связи, расположенную ниже.
Установки для водоснабжения загородных домов и дач могут сломаться или перестать обеспечивать необходимым количеством воды.
Если у вас есть минимальный набор инструментов и навыки пользования ими, то вы сможете самостоятельно произвести ремонт погружных насосов.
Устройства и основные узлы
В настоящее время в России можно найти гидроаппаратуру производителей Италии, США, Германии, Франции, Дании: ZDS, PEDROLLO, CALPEDA, WILO, Busch, GRUNDFOS, Tapflo и другие; российских компаний Джилекс, Ампика, Пинский ОМЗ, ГМС Ливгидромаш.
Погружные насосы предназначены для откачивания воды из скважин, колодцев или подвальных помещений зданий и при необходимости подачи её в разборную сеть водоснабжения. При этом рабочая область у них погружается в жидкость, из-за чего их так называют.
Существует несколько типов этих устройств:
- Центробежные, у которых главным элементом является крыльчатка (рабочее колесо) или винт.Примером их могут служить «Водомет», «Водолей», «Вихрь», «Спрут».
- Вибрационные, у которых во главе стоит поршень.Примером их может служить насос «Малыш».
- Вихревые, похожие на центробежные, но отличаются большей круговой скоростью жидкости.Примером может служить вихревой насос «Вихрь».
На заметку: центробежные установки делятся на штанговые, когда гидравлическая часть с электродвигателем находятся в разных местах, а соединены между собой штангой, и бесштанговые, когда электродвигатель объединен с гидравликой.
К основным узлам центробежных аппаратов относятся:
- рабочее колесо или винт/шнек;
- электродвигатель;
- штанга;
- сальниковые блоки;
- соединительные муфты;
- подшипники.
К основным узлам вибрационных аппаратов относятся:
- корпус рабочей части;
- блок привода;
- электрическая катушка;
- поршень;
- диафрагма;
- клапан
- амортизатор;
- упор;
- муфта.
Поломки глубинного аппарата, причины и решение
Рассмотрим возможные поломки центробежных установок
- Гудит, но воду не качает (или слабо течет).Причина: износ/разрушение или заиливание крыльчатки; увеличение зазора между винтом и корпусом аппарата; засорение фильтра грубой очистки мусором; самопроизвольное раскручивание гайки крепления крыльчатки к валу рабочей части; поломка шпонки, соединяющей импеллер с валом агрегата, падение сетевого напряжения.Решение: прочистить/заменить крыльчатку/винт, восстановить крепеж колеса на валу, очистить фильтр от мусора, установить стабилизатор тока.
- Выбивает пробки при включении.Причина: короткое замыкание обмотки статора или якоря электродвигателя, пробой провода питания, заклинивание аппарата инородными частицами между крыльчаткой/винтом и корпусом, пониженное напряжение в сети.Решение: отсоединить электродвигатель от гидравлического блока, проверить его на работоспособность, прокрутить вал, при необходимости –прочистить агрегат от засора, проверить исправность электрического провода, узнать, есть ли напряжение питания, при необходимости – установить стабилизатор.
- Насос перегревается и сильно вибрирует.Причины: попадание инородных частиц между крыльчаткой/винтом и корпусом, что приводит к трению этих частиц, отчего последний нагревается. Вибрация аппарата возможна при частичном разрушении лопастей, при износе подшипников.Причины перегрева электродвигателя: попадание инородных частиц в гидравлическую часть аппарата и трение их о корпус, что создает дополнительную нагрузку на двигатель, отчего он перегревается; пониженное напряжение питания; попадание жидкости в мотор из-за нарушения герметичности уплотнений; утечка масла (работа всухую). Причина вибрации электродвигателя — износ подшипников.Решение: очистка гидравлического блока, замена сальниковых уплотнений электродвигателя, подшипников, установки стабилизатора напряжения.
- Низкое давление жидкости, насос еле качает.Причины: заиливание крыльчатки/винта; увеличенный зазор между импеллером/винтом и корпусом из-за износа крыльчатки/винта; засорение фильтра мусором; низкое напряжение в сети.Решение: очистить фильтр, крыльчатку/винт или заменить изношенный импеллер; установить стабилизатор.
- Шумы при работе.Причины: ослабление гаек крепления рабочего колеса к валу агрегата, износ шпонки рабочего колеса, подшипников, муфты.Решение: проверить крепеж крыльчатки на валу, заменить подшипники, муфту.
- Механические дефекты.К этому виду нарушений работоспособности погружных гидроагрегатов относятся дефекты изготовления, сборки и монтажа. Также к ним относится износ рабочего органа, подшипников, сальниковых уплотнений.Дефекты при изготовлении деталей устройств, сборке и монтаже проявляются сразу. При этом допускают замену аппарата у продавца. Изношенные детали заменяют.
- Скачки напряжения.При скачках бывает повреждение кабеля, перегорание обмотки статора или якоря и, возможно, обеих обмоток.Решение: применение стабилизатора напряжения при частых скачках тока в сети.
- Заиливание.Заилиться, т. е. затянуться илом или песком может рабочий орган установки. При этом если она работает не постоянно, то ил или песок могут слежаться/уплотниться, тем самым заклинив электродвигатель, что при следующем включении агрегата может привести к выбиванию пробок или перегоранию электродвигателя при их несрабатывании. Если установка работает постоянно, то к ее рабочему элементу может налипать ил или песок, что приведет к снижению её производительности.Решение: применение аппарата с верхним расположением всасывающего патрубка; своевременно очищать место расположения агрегата от ила или песка; периодически вынимать аппарат, отключив его от электропитания, для очистки.
- Разрыв кабеля.Причины механического повреждения: перелом, пережим, предельное натяжение кабеля.Решение: укладка от источника подключения до насоса через трубы, броню рукава, кабель-каналы для защиты от механического повреждения; применение достаточной длины.
Рассмотрим возможные поломки вибрационников
- Гудит, но воду не качает (или очень слабо течет).Причины: смещение электромагнита, износ клапана, сминание амортизатора или ослабление его крепления, износ поршня, пониженное напряжение в сети.Решение: обтяжка крепления корпусов, поршня, амортизатора; замена клапана, амортизатора, поршня; закрепление магнита на место; установка стабилизатора напряжения.
- Выбивает пробки при включении.Причины: обрыв или замыкание в кабеле или в катушке электромагнита; ложное срабатывание пробок при включении; перегрев электромагнита из-за низкого напряжения в сети; попадание жидкости в камеру электропривода из-за разрушения компаундной заливки.Решение: замена кабеля, катушки; проверить или заменить пробки; установка стабилизатора; устранение нарушения герметичности корпуса; восстановить крепление электромагнита.
- Перегревается устройство и сильно вибрирует.Причины: ослабление крепления поршня, амортизатора или электромагнита. Причиной перегрева электропривода может быть пониженное напряжение в сети.Решение: восстановить крепеж поршня, амортизатора; жестко закрепить на место электромагнит, установить стабилизатор.
- Низкое давление, еле качает.Причины: ослабление крепления поршня, амортизатора или электромагнита; износ клапана; пониженное напряжение в сети.Решение: закрепить поршень, амортизатор и электромагнит; заменить клапан; установить стабилизатор.
- Шумы при работе.Причины: ослабление крепления поршня, амортизатора, электромагнита.Решение: закрепить поршень, амортизатор, электромагнит.
- Механические дефекты.К этому виду нарушений работоспособности вибрационных устройств относятся дефекты при изготовлении деталей, сборке и монтаже агрегата, а также износ узлов: поршня, амортизатора, клапана, упора.Дефекты при изготовлении деталей, сборке и монтаже не устраняются, а меняется весь прибор. Изношенные меняются на новые.
- Скачки напряжения.Могут привести к нарушению кабеля, а также к перегоранию катушки электромагнита.Решение: установить стабилизатор напряжения.
- Заиливание.Заиливание может привести к ускоренному износу клапана, поршня.Решение: периодически очищать место установки от ила и песка.
- Разрыв кабеля.Причина: механическое повреждение — перелом, пережим, предельное натяжение кабеля.Решение: укладка шнура от источника питания до аппарата в трубы, в броне рукава, в кабель–каналы для защиты от механического повреждения; использование достаточной длины.
Как правильно разобрать
Сначала отключают питание, затем демонтируют, отсоединяют напорный трубопровод и производят его разборку:
- снимают фильтр грубой очистки;
- разъединяют моторную часть с гидравлической.
Разборка гидравлического блока:
- гидравлическая часть зажимается тисками за напорный патрубок;
- откручивается корпус;
- с вала снимаются все детали;
- при необходимости меняют изношенные или поломанные;
- детали промываются, затем собираются на вал.
Важно: чтобы не перепутать детали, их нужно укладывать в порядке разборки или надевать на какую-либо ось/стержень, не меняя положение.
Разборка мотора:
- он устанавливается крышкой вверх;
- откручивается крышка, снимается уплотнительная прокладка;
- сливается масло;
- с помощью пресса нижняя крышка мотора осаживается вниз, стопорное кольцо освобождается, затем вынимается;
- легкими ударами киянки по концу вала выбивается нижняя крышка с ротором;
- вынимается ротор двигателя с подшипниками;
- при необходимости замены снимаются подшипники с вала и сальник с верхней крышки мотора;
- обмотки проверяются; если нужно, статор отправляется на ремонт.Сборка производится в обратной последовательности.
Ремонт деталей скважинного аппарата своими руками
Чтобы сделать ремонт скважинных устройств, их сначала обесточивают, затем извлекают наверх и отсоединяют от напорной трубы.
Замена поршня:
- откручиваются стяжные болты;
- снимается корпус:
- откручиваются гайки со штока;
- снимается клапан со штока;
- устанавливается новый;
- закручиваются гайки крепления клапана на шток;
- ставится на место корпус;
- обе части стягиваются болтами.
Замена клапана:
- откручиваются стяжные болты;
- снимается корпус гидравлической части;
- откручивается крепление клапана;
- снимается старый;
- новый клапан прикручивается на корпус;
- корпус устанавливается на место;
- обе части скрепляются стяжными болтами;
- в емкости с водой проверяется работа установки.
Замена катушки:
- открутить стяжные болты;
- снять корпус гидравлической части;
- снять поршень в сборе с диафрагмой, муфтой, амортизатором и якорем;
- прогреть горелкой или на электроплитке компаундную заливку электромагнита до размягчения;
- вынуть электромагнит из моторного корпуса;
- очистить его гнездо;
- снять катушку с сердечника;
- отсоединить кабель питания;
- заменить катушку;
- припаять кабель питания и заизолировать места пайки трубками ПВХ;
- установить катушку на сердечник;
- поставить катушку с сердечником точно на место в моторный отсек;
- залить электромагнит эпоксидной смолой по инструкции;
- через 15-30 минут долить смолы до верхнего уровня сердечника;
- дать затвердеть смоле в течение суток;
- установить якорь в сборе на моторный отсек;
- поставить на место корпус насосной части;
- установить стяжные болты;
- в емкости с водой проверить работу агрегата.
Замена нагнетающего патрубка:
- для ремонта глубинных насосов их нужно обесточить, поднять на поверхность, затем отсоединить напорную трубу;
- открутить обратный клапан;
- открутить нагнетающий патрубок;
- закрутить новый нагнетающий патрубок, предварительно подмотав на резьбу ФУМ-ленту или ФУМ-нить;
- прикрутить обратный клапан, сделав подмотку резьбы ФУМ-лентой или ФУМ-нитью;
- присоединить напорную трубу;
- опустить аппарат в скважину;
- подключить электропитание.
Теплоизоляция двигателя:
- чтобы заменить теплоизоляцию двигателя, нужно разъединить гидравлическую и моторную части;
- снять стопорное кольцо;
- извлечь уплотнение, на его место установить новое;
- собрать агрегат;
- присоединить напорный трубопровод;
- опустить агрегат в скважину;
- подключить питание.
Вытекла жидкость из двигателя:
- отсоединить моторную часть;
- установить двигатель вертикально, крышкой вверх, открутить крышку мотора;
- залить экологически чистое нетоксичное масло (некоторые мастера советуют заливать вазелиновое масло);
- проверить целостность прокладки; при необходимости — заменить;
- прикрутить верхнюю крышку;
- присоединить моторную часть к гидравлической;
- опустить устройство в скважину;
- подключить питание.
Обрыв штока Чтобы отремонтировать шток самостоятельно, нужно обесточить устройство, поднять его на поверхность, отсоединить напорную трубу, затем приступать к ремонту самого погружного насоса:
- открутить стяжные болты;
- снять крышку гидравлической части;
- вынуть шток в сборе;
- снять с него поршень, упор, муфту;
- открутить гайки крепления штока к амортизатору и снять его;
- вынуть из моторного отсека якорь с хвостовиком штока;
- удалить хвостовик штока из якоря;
- вставить новый шток в якорь;
- надеть амортизатор на него, закрутить гайки крепления;
- надеть на шток муфту, упор, поршень и закрутить гайку крепления;
- законтрить гайку или накернить конец штока;
- установить крышку гидравлической части;
- закрутить стяжные болты;
- присоединить напорную трубу;
- опустить установку в скважину;
- подключить питание.
Засоры
Увеличение срока эксплуатации
Осмотр/ревизия мотора
Чтобы аппарат прослужил дольше, ему нужно минимум 2 раза в год делать ревизию. Для этого проверять:
- уровень масла в моторах центробежных и винтовых агрегатов;
- целостность компаундной заливки в вибрационных установках;
- степень износа подшипников;
- целостность кабеля питания;
- целостность корпуса;
- чистоту поверхности агрегата.
Осмотр/ревизия помпы
Для этого проверять:
- целостность корпуса;
- чистоту поверхности агрегата;
- величину напора жидкости;
- чистоту фильтра;
- отсутствие механических шумов при работе установки;
- свободное прокручивание вала.
Совет: не забывайте хотя бы 2 раза в году, в начале летнего сезона и в конце его, делать ревизию установки и электрооборудования.
Сколько будет стоить
Стоимость ремонта насоса для скважин, а также деталей для их ремонта в каждом городе может быть своя. Приведем среднюю стоимость по каждому из названных агрегатов и узлов к ним. Стоимость ремонта центробежных, вихревых и винтовых установок обойдется от 2000 рублей и выше.
Стоимость сменных деталей
К вибрационным насосам:
- поршень – 34 руб.;
- клапан – 33,60 руб.;
- рем–комплект (поршень + клапан) – 67,20 руб.;
К центробежным и винтовым агрегатам:
- сальник – 100 руб.;
- крыльчатка – от 100 руб.;
- винт – от 550 руб.;
- вал насоса – от 260 руб.;
- конденсатор пусковой – от 300 руб.;
- электродвигатель – 3500 руб.;
- торцевые уплотнения – 2550 руб.
Таким образом, можно сделать вывод: восстановление работы электронасоса самостоятельно обойдется гораздо дешевле, чем приобретать новый агрегат или пользоваться услугами сервисов.
Полезное видео
Подробно о вибрационнике «Малыш»:
Пошагово о центробежном:
Читайте также: Что такое скважинный адаптер, монтаж своими руками
Содержание:
Циркуляционные насосы различного типа сегодня часто используют в загородных домах и дачах, что позволяет сделать работу систем автономного отопления более эффективной и при этом сэкономить на затрачиваемых энергоресурсах. Между тем при выходе из строя такой гидромашины функционировать перестает вся отопительная система, что ставит ее пользователя перед выбором: воспользоваться услугами квалифицированных специалистов или выполнить ремонт циркуляционного насоса отопления своими руками.
Разборка циркуляционного насоса
Причины поломки циркуляционных насосов, виды которых отличаются друг от друга определенными конструктивными особенностями, связаны как с несоблюдением правил эксплуатации такого оборудования, так и с качеством теплоносителя, перепадами в сети электропитания, а также с рядом других факторов. Прежде чем принять решение о самостоятельном ремонте циркуляционной помпы, следует хорошо разобраться в конструкции и принципе действия такого устройства, что позволит установить точную причину его выхода из строя и устранить ее.
Устройство, виды и принцип действия циркуляционных насосов
Не зная устройство циркуляционного насоса, вы не сможете не только осуществлять ремонт такой гидромашины, если в этом возникнет необходимость, но и заниматься ее регулярным техническим обслуживанием. Конструкцию циркуляционных насосов составляют:
- корпус, изготовленный из нержавейки или цветных сплавов;
- электродвигатель, вал которого соединен с ротором;
- непосредственно сам ротор, на котором устанавливается колесо с лопатками – крыльчатка (ее лопасти, постоянно контактирующие с перекачиваемой средой, могут быть изготовлены из металла или полимерных материалов).
Конструкция циркуляционного насоса
Работает циркуляционный насос вне зависимости от своего конструктивного исполнения по следующему принципу.
- После подачи электрического тока вал приводного двигателя начинает вращать ротор, на котором установлена крыльчатка.
- Поступающая во внутреннюю часть насоса через всасывающий патрубок жидкость-теплоноситель отбрасывается рабочим колесом и центробежной силой к стенкам рабочей камеры.
- Жидкость, на которую воздействует центробежная сила, выталкивается в нагнетательный патрубок.
Как уже говорилось выше, в зависимости от конструктивных особенностей циркуляционный насос для отопления может относиться к различным видам. Так, выделяют устройства с ротором:
- «мокрым»;
- «сухим».
В частных домах наиболее часто используются циркуляционные насосы «мокрого» типа
У циркуляционных насосов первого типа, которые и используются преимущественно для оснащения бытовых систем отопления, ротор постоянно находится в жидкой среде. Это способствует не только смазке движущихся элементов, но и их эффективному охлаждению. К основным достоинствам оборудования данного типа следует отнести:
- низкий уровень шума при работе, так как вода, в которой находятся все движущиеся элементы такого устройства, отлично поглощает вибрации;
- простоту монтажа (такие насосы просто врезаются в трубопровод), технического обслуживания и ремонта.
Между тем насосы с «мокрым» ротором, если говорить об их недостатках, отличаются не слишком высоким КПД, могут устанавливаться только в горизонтальном положении и очень критично относятся к отсутствию жидкости в системе отопления.
Насосы с «сухим» ротором устанавливаются в отдельных котельных и используются в системах, отапливающих большие площади
Приводной двигатель насосов с «сухим» ротором вынесен в отдельный блок. Вращение от вала электродвигателя передается крыльчатке посредством специальной муфты. В отличие от устройств с «мокрым» ротором, помпы данного типа характеризуются более высоким КПД (до 80%), но и более сложной конструкцией, что несколько усложняет процедуры по их обслуживанию и ремонту. Циркуляционные насосы с «сухим» ротором врезают в трубопровод и крепят их корпус к стене, для чего используется специальная консоль.
Правила эксплуатации и технического обслуживания
Чтобы не сталкиваться с ситуациями, при которых циркуляционный насос, установленный в системе отопления, будет требовать ремонта, необходимо строго соблюдать правила эксплуатации такого оборудования, которые заключаются в следующем.
- Если в трубопроводе отсутствует вода, запускать циркуляционный насос нельзя.
- Величина формируемого напора воды должна находиться в пределах характеристик, указанных в техническом паспорте циркуляционного насоса. Если устройство будет выдавать пониженный или, наоборот, повышенный напор воды, это может привести к его быстрому износу и, соответственно, выходу из строя.
- В течение периода, в который система отопления не используется, насос необходимо включать на циркуляцию хотя бы раз в месяц на четверть часа, что позволит предотвратить окисление и блокирование его движущихся деталей.
- Очень важно следить за тем, чтобы температура воды в системе отопления не была больше 65°. В воде, нагретой до более высокой температуры, начинает активно выпадать осадок, который, взаимодействуя с движущимися деталями гидромашины, способствует их активному износу и, соответственно, выходу из строя всего устройства.
Осматривать циркуляционный насос и проверять корректность его работы надо ежемесячно. Такие мероприятия позволяют выявить неисправности в работе оборудования на начальной стадии и оперативно принять соответствующие меры.
Периодическая проверка циркуляционного насоса значительно снизит вероятность выхода его из строя в отопительный сезон
Проверка циркуляционного насоса на предмет корректности работы включает в себя такие действия, как:
- включение гидромашины на рабочий режим и проверка уровня создаваемых ею шумов и вибраций;
- проверка напора (уровня давления) теплоносителя, создаваемого в нагнетательном патрубке (как уже говорилось выше, напор жидкости должен находиться в пределах значений, приведенных в техническом паспорте);
- контроль степени нагрева двигателя, которая не должна быть слишком высокой;
- проверка наличия смазки на резьбовых соединительных элементах насоса и ее нанесение, если она отсутствует;
- проверка наличия и правильности заземления корпуса гидромашины;
- проверка наличия протечек как на корпусе насоса, так и в местах, где он соединяется с трубопроводом (если течи в таких местах присутствуют, необходимо подтянуть резьбовые соединения и проверить целостность установленных прокладок);
- осмотр клеммной коробки и проверка фиксации в ней провода (кроме того, необходимо проверить, не попадает ли в клеммную коробку влага, что недопустимо).
Основной причиной быстрого износа подшипников трения в насосах считается повышенная загрязненность теплоносителя
Наиболее типичные неисправности и их устранение
Можно выделить несколько наиболее типичных для циркуляционных насосов неисправностей, которые вполне реально устранить своими руками. Выявить такие неисправности можно по характерным для них признакам, даже не разбирая насос и не применяя сложное диагностическое оборудование.
Насос при включении гудит, но крыльчатка не вращается
Причиной ситуации, когда насос шумит, но крыльчатка неподвижна, часто является окисление вала приводного двигателя. Это может произойти из-за того, что гидромашина длительное время не использовалась. Чтобы осуществить ремонт насоса отопления своими руками при такой неисправности, необходимо выполнить следующие действия:
- отключить электрическое питание;
- слить из насоса и прилегающего к нему трубопровода всю воду;
- открутив соответствующие винты, демонтировать приводной двигатель вместе с ротором;
- упираясь в рабочую насечку ротора рукой или отверткой, силой провернуть его, сдвинув с мертвой точки.
Циркуляционный насос в разобранном виде
Насос будет шуметь, но не работать и в том случае, если в его внутреннюю часть попал инородный предмет, который блокирует вращение рабочего колеса. Чтобы отремонтировать циркуляционную помпу в такой ситуации, выполняют следующие действия:
- отключают электропитание;
- сливают воду из насоса и прилегающего трубопровода;
- разбирают насос по вышеописанной схеме;
- извлекают посторонний предмет;
- устанавливают на входной патрубок сетчатый фильтр.
Так выглядит корпус циркуляционного насоса изнутри
Включенный насос не гудит и не работает
Если включенный циркуляционный насос не шумит, но и не работает, возможны проблемы с электропитанием. Для выявления причины и устранения такой неисправности разборка циркуляционного насоса может и не потребоваться: воспользовавшись тестером, проверяют уровень и наличие напряжения на клеммах устройства. Во многих случаях для устранения такой неисправности достаточно правильно подсоединить помпу к сети электропитания.
Если в конструкции циркуляционной помпы есть плавкий предохранитель, то он мог перегореть при перепаде напряжения в электросети, что тоже может являться причиной того, почему не работает и не шумит насос отопления при включении. Для восстановления работы насоса достаточно просто заменить перегоревший предохранитель.
Вооружившись тестером и принципиальной схемой, можно найти и более серьезные поломки электрической части насоса, например, сгоревшие обмотки
После недолгой работы насос самостоятельно отключается
В том случае, если на внутренней поверхности статора образовался слой известковых отложений, работающий насос будет периодически останавливаться. Чтобы решить такую проблему, необходимо разобрать насос и очистить все его внутренние детали от известковых отложений.
При включении насос начинает работать, но при этом издает сильный шум
Причиной сильного шума оборудования при перекачивании жидкости может быть наличие в трубопроводе большого количества воздуха. Для устранения такой проблемы достаточно стравить воздух из труб. Чтобы не сталкиваться с этим в дальнейшем, можно установить в верхней части контура системы отопления специальный узел, который будет выпускать воздух из трубопровода автоматически.
Выпуск воздуха из насоса
Сильная вибрация циркуляционного насоса
Если корпус гидромашины сильно вибрирует при перекачивании теплоносителя, это может говорить о том, что подшипник, который обеспечивает вращение крыльчатки, сильно износился. Ремонт циркуляционного насоса для отопления в данном случае заключается в замене изношенного подшипника.
Торцевой графитовый подшипник насоса «Грундфос»
Циркуляционный насос выдает недостаточный напор жидкости
Среди причин несоответствия давления жидкости нормативным значениям на выходе центробежного насоса можно назвать следующие.
- Крыльчатка вращается не в ту сторону.
- В клеммной коробке неправильно подключены фазные провода (при трехфазном подключении).
- Слишком высока вязкость используемого теплоносителя.
- Забился фильтр, установленный на всасывающей магистрали.
Устраняется указанная проблема в соответствии с причиной, которая вызвала ее появление.
Насос отключается через некоторое время после включения
Причинами такой неисправности могут стать неправильное подключение фазных проводов в клеммной коробке, плохие или окислившиеся контакты в предохранительном узле устройства.
Для ремонта электронной составляющей насоса понадобятся элементарные знания электротехники
Насос греется
Это еще одна неприятность, которая при эксплуатации подобного оборудования встречается довольно часто. Почему греется циркуляционный насос? Причины могут быть различными, но такая ситуация всегда свидетельствует о том, что ваше оборудование работает с повышенной нагрузкой.
Таким образом, со многими ситуациями, в которых циркуляционный насос не работает или работает неправильно, можно справиться самостоятельно, не прибегая к услугам квалифицированных специалистов и не приобретая для ремонта дорогостоящие запчасти и комплектующие.
» alt=»»>
Как подготовить циркуляционный насос к отопительному сезону
Перед началом отопительного сезона, чтобы не столкнуться впоследствии с выходом из строя циркуляционной помпы и ее ремонтом, необходимо соответствующим образом подготовить устройство к длительному периоду интенсивной работы.
- Следует проверить правильность врезки насоса в трубопровод, ориентируясь на стрелку на корпусе и индикатор вращения крыльчатки. При монтаже нового трубопровода для установки циркуляционной гидромашины лучше выбрать участок непосредственно перед котлом, где риск появления воздушных пробок сведен к минимуму.
- На прокладках и патрубках насоса для предотвращения их рассыхания должна присутствовать смазка.
- Необходимо проверить состояние сетчатого фильтра на всасывающем патрубке и, если он засорен, тщательно почистить его.
- Требуется также оценить правильность подключения насоса к сети электропитания, для чего используется тестер.
- Следует проверить герметичность и надежность соединительных узлов гидромашины.
- Надо выполнить пробный запуск, результаты которого покажут, готово ли ваше оборудование к отопительному сезону.
» alt=»»>
Рекомендации по разборке циркуляционного насоса
Перед тем как разобрать циркуляционный насос, если в этом возникла необходимость (например, при ремонте), надо отключить его от электропитания и снять с трубопровода, открутив все крепежные резьбовые элементы.
После того как насос демонтирован из системы отопления, можно приступать к его разборке:
- Снимается крышка, которая фиксируется на корпусе помпы при помощи специальных болтов.
- После снятия крышки из внутренней части насоса извлекается крыльчатка.
После этого доступ ко всем внутренним деталям помпы будет обеспечен, их можно осмотреть, почистить или заменить на новые, если в этом есть необходимость.
Очень хорошо последовательность разборки циркуляционных насосов различных моделей для ремонта демонстрируют видео, которые несложно найти в сети.
Используемые источники:
- https://sovet-ingenera.com/vodosnab/nasosy/kak-razobrat-pogruzhnoy-nasos.html
- https://wodakachka.com/skvazhiny/oborudovanie/remont-pogruzhnogo-nasosa.html
- http://met-all.org/nasosy/remont-tsirkulyatsionnogo-nasosa-otopleniya-svoimi-rukami-video.html