После того, как смонтирована система радиаторов и котельная, время провести запуск системы отопления и наладку. Задача – сделать так, чтобы все радиаторы грели.
Выполняем следующее.
Открыть кран на расширительный бак.
Открыть краны, перекрывающие теплоноситель на подаче и обратке от котла.
Открыть краны на циркуляционном насосе.
Важно! Перечисленные краны должны быть открыты всегда, после запуска системы лучше всего снять с них маховички совсем и убрать «на видное место».
На блоке безопасности никаких кранов быть вообще не должно.
Открыть вентили на всех радиаторах. А краны Маевского закрыть.
Если система отопления с коллекторами, то краны открыть и на коллекторах (на подаче и обратке, а не те, которые для подпитки и слива системы).
Если есть автоматические воздухоотводчики, проверить, открыты ли они: сверху на них чёрный колпачок, его нужно открутить, чтобы воздух мог выходить.
Чтобы запуск системы отопления состоялся, нужно систему заполнить теплоносителем. Заполняем. Подключив шланг от водопровода к соответствующему крану (то ли на котле, то ли на коллекторе). При этом следим за показанием манометра: нужно достичь рабочего значения (1.5 атм).
Когда заливаем теплоноситель, из системы интенсивно выходит воздух, что слышно невооруженным ухом 🙂
Дальше.
После заполнения системы нужно пройти по всем радиаторам и спустить воздух через краны Маевского: открываем кран Маевского, сперва выходит воздух, потом кран «плюётся» воздухом с водой… когда потекла только вода, значит, радиатор водой заполнился, кран Маевского закрываем. И так по всем радиаторам.
Скорей всего давление после манипуляций с радиаторами упадёт, поэтому вновь подпитываем систему до рабочего давления. Если есть второй этаж, таким же образом спускаем воздух из его радиаторов. И — подпитываем систему до рабочего давления.
Стравливаем воздух из циркуляционного насоса. У насоса есть винт, его нужно приоткрутить отвёрткой с широким шлицем. Сначала, как из радиаторов, будет выходить воздух, а потом тонкой струйкой вода. После этого винт закрутить. Проверить давление, при необходимости долить теплоноситель.
Запускаем насос.
Важно! Прежде чем идти дальше, прислушайтесь, работает ли насос. Бывает, что он не работает, потому что закис его ротор. Выключаем насос и исправляем, для чего нужно: 1) выкрутить винт в центре двигателя насоса; 2) внутри, на торце ротора, есть шлиц, в него вставляем отвёртку и поворачиваем ротор; 3) вкручиваем винт на место. Снова всключем насос, он просто обязан теперь работать.
На 10-15 минут. Причём, после 1…2 минут работы снова приоткручиваем винт на насосе, если идёт вода – всё в порядке. При включении насоса будет слышно, что из воздухоотводчиков опять пошёл воздух, это тоже нормально. И давление упадёт, а мы систему подпитаем до нужных нам 1.5 атм.
Пока насос работает, проходим по всем кранам Маевского и проверяем наличиеотсутствие воздуха в радиаторах. И снова питаем систему до нужного давления.
Теперь верим (пока только верим), что система теплоносителем заполнена полностью (но не очень обольщаемся, воздух может выходить из системы ещё до 3-х недель и даже до месяца, особенно, если имеет место водяной теплый пол; из тёплых полов воздух выходить будет сам через воздухоотводчики на коллекторах).
Теперь всё готово, чтобы выполнить запуск системы отопления. Включаем котёл (насос должен быть включен!) на прогрев до 40 градусов.
Наша же забота – ходить и проверять, какие радиаторы греют, а какие нет. Понятно, что мгновенно система не прогревается, придётся потратить полчала или час. Если радиатор не греет, значит, в нём скапливается воздух; стравливаем вышеописанным способом.
Наконец включаем котёл на прогрев до 60-80 градусов. В таком режиме продержать систему отопления 3-4 часа, чтобы убедиться, что радиаторы прогреваются равномерно и обратка возвращается тёплой.
Бывает и такое. А причины могут быть следующие.
На некоторых котлах есть защита, запрещающая запуск котла при слишком низкой температуре.
Ещё котёл может не запуститься, если перед этим работал и остановился из-за перегрева… но, наверное, это не наш случай, ведь мы здесь запускаем отопление впервые.
А вообще, возьмите за правило: если котёл не запускается — обращайтесь в первую очередь к паспорту котла, а не к Гуглу.
Если из радиатора идёт вода, а радиатор всё равно не греет – в чём причина? При неаккуратном монтаже внутрь труб может попасть мусор и скапливаться в тонких местах, например, в вентилях. Придётся прочищать. Закрываем оба вентиля на холодном радиаторе. Отпускаем накидные гайки на вентилях. Сливаем осторожно воду из радиатора.
Если давление в системе рабочее, то можно резко открыть вентиль на подающей трубе, при этом струёй воды мусор должно вынести. Ставим радиатор на место, открываем оба вентиля, снова травим воздух через кран Маевского… ну, полагаю, всё уже достаточно понятно. После таких манипуляций должно появиться два положительных результата:
1) все радиаторы греть;
2) у вас — привычка работать аккуратно, не допуская попадания в трубы мусора.
Ещё: разница между подачей и обраткой для нормально работающей системы составляет 15-20 градусов. Не больше. Но это и зависит от температуры окружающий среды в период запуска. В холодное время года системе нужно будет, так сказать, «разогнаться». И за разницей между подачей и обраткой имеет смысл пронаблюдать, когда в помещении установится температура.
Вот и всё, ничего сложного. Если система отопления собрана правильно, то других проблем быть не должно, и запуск системы отопления должен пройти без проблем.
запуск системы отопления
Даже незначительный ремонт одного из радиаторов или трубы отопления неизбежно связан с полным сливом теплоносителя из системы отопления. После окончания работ придется заполнять контур водой. Возникает вопрос – как запустить отопление правильно? Какой температуры должна быть вода, с какой скоростью проводить заливку жидкости? Как подготовить и промыть домашнюю отопительную сеть? Лучше, если работой займутся мастера, – придется учесть множество факторов.
Виды отопительных систем в частных домах
Жителям многоквартирных домов заниматься самостоятельным запуском системы отопления не приходится. Перед началом ремонта специалисты предупредят о работах всех соседей и сольют жидкость с целого стояка. Заполнением также будут заниматься службы, которые обслуживают коммуникации.
Схема отопительной системы
В частном доме отопление может быть установлено в соответствии с одной из 2 стандартных схем:
- Открытой.
- Закрытой.
Открытый контур с баком
Открытая сеть, которую также называют гравитационной, строится без монтажа циркуляционных насосов, которые перегоняют теплоноситель внутри сети. Кругооборот жидкости осуществляется за счет естественных процессов: горячая вода поднимается вверх, где в расширительном баке, установленном в верхней точке, происходит контакт носителя с воздухом. Остывшая вода опускается в нижнюю часть контура, к котлу, и подается на прогрев.
Закрытая отопительная схема
Открытые системы монтируют крайне редко. Встретить «классику» можно только в домах, где для отопления используют старые котлы, металлические трубы и чугунные радиаторы. Объем теплоносителя в таких типах отопительных сетей большой, соответственно, расход энергоносителя – не экономный.
Комбинированная схема
Закрытые схемы – это отопление с подключением насосного оборудования, которое обеспечивает постоянную циркуляцию горячей воды внутри системы. Расход энергоносителя (газа или электричества) минимальный, ведь объем жидкости составляет всего несколько десятков литров. За счет постоянного перемещения воды котел включается только для подогрева теплоносителя до заданной температуры.
Замена теплоносителя: причины и периодичность проведения
Замена воды в закрытом и открытом контуре обогрева проводится:
- Во время первого запуска отопления.
После монтажа проводят заполнение и запуск системы
- После сезонного осушения.
- При запуске после ремонтных работ.
Регулярный долив жидкости требуется в процессе эксплуатации, если не проводился слив после отопительного сезона.
Зачем сливать воду из домашней системы
Вопрос, на который нет однозначного ответа – нужно ли ежегодно осушать контур после завершения отопительного сезона? Решение зависит от типа, возраста и материала изготовления основных элементов – труб и радиаторов, а также от общего объема жидкости.
У каждого типа – своя частота замены носителя
Чаще всего осушают на лето системы со старыми чугунными радиаторами. Причина – появление течи после выключения котлов. Старые ребра из чугуна соединены между собой резьбовыми соединениями со старыми прокладками. Когда внутри батарей есть горячая вода, уплотнители расширяются, обеспечивая стабильную герметичность на швах.
Ремонт чугунных радиаторов
После остывания воды материал, из которого изготовлены прокладки, естественно, сжимается, и в местах стыка ребер начинается течь. Но длительный простой старых радиаторов без воды чреват ускоренной коррозией, ржавчина внутри радиатора и старых труб в сухой среде осыпается, и может вывести из строя целый стояк.
В закрытых новых контурах заполнение системы отопления – процесс не затратный. Но полностью сливать жидкость каждый год не рекомендуется – в этом нет необходимости.
Периодичность замены и доливки жидкости в отопительную систему
Насколько часто нужно менять жидкость в системе отопления? Несколько общих правил:
- В контурах открытого типа частных домов достаточно просто доливать воду, если система герметична, не подвергая старые коммуникации стрессовым проверкам в виде длительного сухого простоя. Замена необходима только в случае экстренного ремонта или профилактической герметизации, после промывки.
Появление течи – необходимо слить воду и провести ремонт
- Закрытые отопительные системы нуждаются в профилактической промывке и смене теплоносителя через несколько лет.
Частота заполнения новой жидкостью зависит от характеристик воды, срока эксплуатации синтетического теплоносителя, общего состояния системы. При сильном завоздушивании крайних точек рекомендуют выявить причину – найти место протечки и проверить герметичность сети отопления. Обычно замену воды проводят раз в несколько сезонов.
Выбор теплоносителя: что заливать в домашнюю систему
Перед тем, как залить новую жидкость в систему отопления закрытого типа, обязательно нужно выбрать теплоноситель. Вариантов всего 3:
- Вода.
- Дистиллированная вода.
- Синтетический носитель.
Антифриз для домашних систем
Важно! Воду можно использовать в любых системах отопления домов, если часть контура не контактирует с холодным наружным воздухом. Если котельная – вне дома, трубы проложены в грунте без теплоизоляции, нужно использовать незамерзающие жидкости – при выключении котла замерзшая вода приведет к растрескиванию труб.
Можно ли заполнить систему водопроводной водой
Не стремитесь сэкономить, заливая в новую систему водопроводную воду. Водопроводная вода «обогащена» не только хлором, который при нагреве негативно воздействует на поверхности, с которыми соприкасается. Под воздействием температуры, которая может достигать 60 – 80о, на внутренних стенках труб, соединителей, радиаторов начинает формироваться налет. Отложения напоминают накипь внутри электрического чайника с такими же последствиями: твердые отложения со временем перекрывают внутренние просветы. В результате – часть радиаторов может оставаться холодной даже при высокой температуре носителя.
Отложения в трубе при использовании водопроводной воды
Кроме неприятностей с водным камнем, образующим слой налета на стенках труб, использование обычной водопроводной воды может спровоцировать проблемы, возникающие вследствие химических реакций, происходящих в носителе при нагреве. Агрессивные примеси не лучшим образом сказываются на состоянии покрытия внутри радиаторов, разъедают уплотнители, ускоряют коррозионные процессы.
Вывод – при небольшом объеме жидкости нет смысла экономить. В систему отопления закрытого типа лучше залить дистиллированную воду.
Дистиллированная вода с ПАВ и добавками для отопления
Преимущества:
- Низкая стоимость.
- Сниженная вязкость, хорошая текучесть.
- Отсутствие примесей.
- Отсутствие хлора.
- Увеличенная температура закипания.
Дистиллят в качестве теплоносителя оказывает благотворное влияние на работу всей системы: очищенная вода быстрее прогревается, снижается нагрузка на насосное оборудование, нет риска образования засора внутри труб, появления отложений на внутренних стенках.
Синтетические теплоносители: особенности применения
В продаже есть готовые растворы и концентраты на основе:
- Пропиленгликоля.
- Этиленгликоля.
- Глицерина.
Концентрат для домашнего применения
Несмотря не безукоризненные эксплуатационные качества этиленгликоля, растворы на его основе лучше не заливать в домашнюю сеть отопления – вещество опасно для здоровья.
Ориентироваться при покупке стоит не на цену, а на степень концентрации действующего вещества. Разные марки теплоносителя разбавляются в определенной пропорции. Перед приготовлением раствора обязательно изучите инструкцию по разведению состава.
Синтетические носители деградируют со временем, поэтому перед тем, как выбросить канистру из-под концентрата, найдите информацию о сроке использования и сделайте маркером пометку возле котла или входящего патрубка, чтобы не забыть заменить теплоноситель вовремя.
Замена теплоносителя в стандартной закрытой домашней сети отопления
Запуск системы отопления в частном доме с заполнением водой проводится по сложной технологии. Для работы придется купить или одолжить специальное оборудование и следовать инструкции. Если не уверены в целостности контура, присутствуют видимые повреждения элементов, обязательно вызовите специалиста.
Подготовительный этап: что потребуется для работы
Перед тем, как заполнять систему отопления в частном доме, определяют способ заливки жидкости в контур. Существуют 4 варианта решения вопроса:
- Сети, оборудованные клапанной автоматикой, заполняются без стороннего вмешательства. Принцип – при падении уровня давления внутри контура автоматически открывается клапан и происходит наполнение до достижения оптимального рабочего давления.
Блок подпитки отопительного контура
- Отопление с современным двухконтурным котлом заполняют из водопроводной трубы: системы соединены.
- Контур с расширительным мембранным бачком проще залить через трубы, где находится расширитель, предварительно демонтировав бак.
Бачок с клапанной группой
- С помощью специального нагнетателя – насоса для закачки воды в систему отопления, который подсоединяют к входящему патрубку.
Насос для наполнения контура
Проверка герметичности: как сделать опрессовку
Старую сеть необходимо проверить на герметичность и отсутствие течи. Также обязательную проверку проводят при первом пуске отопления. Не стоит пренебрегать этапом опрессовки, особенно если в доме есть участки с обогрева пола, которые будут находиться под стяжкой и декоративным покрытием. Устранять течь после завершения ремонта дорого и непросто.
Устройство для опрессовки
Перед началом проверки старого отопления сливают всю воду. Для слива носителя открывают кран. Действовать нужно медленно и осторожно. Перед сливом обязательно проверьте температуру воды – носитель должен остыть до 30о. Сливной вентиль находится в самой нижней точке контура.
Важно! Используйте мерную тару при сливе теплоносителя, чтобы узнать точный объем жидкости. Не возникнет вопроса о количестве воды, которую нужно залить в отопительную сеть.
Проверка нагнетанием воздуха
После осушения открывают воздушный клапан – кран Маевского. Воздух заполнит контур и выровняет давление внутри системы.
Приступают к опрессовке. Используют насос: подсоединяют шланг к патрубку на входе. Клапан в верхней точке оставляют открытым, чтобы воздух свободно выходил.
Нагнетают жидкость до достижения давления, превышающего рабочий показатель в 1,5 раза. То есть если рабочее давление составляет 1,5 бар, при проверке необходимо повысить показатель до 2,0 – 2,25 бар (но не более, чем максимальный разрешенный для котла показатель).
Проверка комбинированного отопления
Закрывают верхний клапан после того, как из него начинает течь вода. Оценивают герметичность. Проверяют сухость всех сложных участков:
- Мест входа и выхода труб из радиаторов.
- Соединения труб.
- Точки на входе и выходе из котла.
- Остальные резьбовые соединения.
Нагнетание водой
Жидкость под повышенным давлением оставляют на несколько часов: если за это время не появилась течь, значит, отопление в порядке.
Способов создания чрезмерного давления – два: жидкостный (закачка воды) и сухой (нагнетание воздуха). Сложность самостоятельной проверки заключается в том, что при заливке воды может возникнуть неприятная ситуация, если в контуре есть место разрыва (трещина или негерметичное соединение). Лучше доверить опрессовку мастеру.
Планируете оставить воду в качестве теплоносителя? Просто слейте избыточное количество до падения давления до рабочего показателя в 1,5 бар.
Промывка домашней системы отопления
Прочистку необходимо выполнить:
- Если система старая.
- Если использовалась обычная вода в качестве теплоносителя.
Перед началом промывки разводят средство для прочистки с водой в указанной в инструкции пропорции. Заливают средство с помощью насоса, заполняют контур водой.
Промывка – обязательная процедура
Оставляют на несколько часов. За это время раствор растворяет накопившийся в радиаторах осадок, снимает отложения с внутренних стенок.
Сливной кран
После промывки сливают всю жидкость и приступают к заполнению системы. Также промывка является обязательной перед тем, как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом.
Заполнение теплоносителем: шаг за шагом
- Закрывают сливной кран.
- Проверяют клапаны стравливания воздуха: все краны должны быть перекрыты.
Все клапана перекрывают
- Кран Маевского, находящийся в верхней точке, оставляют открытым.
К патрубку, через который будет заливаться жидкость, подсоединяют насос. Обычно насосы укомплектованы гибкими шлангами с резьбовым соединением. Шланг забора воды опускают в емкость с носителем.
Подсоединение насоса
Начинают заполнение системы. Важно подобрать оптимальную мощность работы насоса, избегая слишком быстрого заполнения. Одновременно с набором воды, следят за открытым краном. Прекращают заполнение после начала вытекания носителя из открытого крана Маевского.
Проверка и подготовка к запуску
Последний этап перед запуском отопления – удаление избытка воздуха и проверка. Необходимо со всех воздушных клапанов стравить воздух, оставшийся в контуре. Для этого поочередно открывают краны в крайних точках, выпускают воздух. Краны перекрывают после того, как начинает течь вода.
Удаление воздуха
Когда весь воздух стравлен, проверяют показатель давления. В норме показатели всех манометров, установленных в контуре, должны совпадать, и находиться на отметке в 1,5 – 1,8 бар. При использовании антифриза показатель иногда увеличивают до максимальных 2 бар.
После проверки давления включают котел. При температуре носителя, не превышающей 40о, система работает до 1 часа. Затем отопление выключают. После остывания выполняют еще одну проверку при более высокой температуре. Нагревают носитель до 60 – 70о. В таком режиме отопление оставляют на 2 – 3 часа.
Запуск открытой системы отопления
Провести заполнение открытой системы отопления проще. Не нужны специальные инструменты. Достаточно определить верхнюю точку нахождения воды в расширительном баке. Понадобится помощник, который будет следить за воздушными кранами.
Подпитка открытой системы
Правила проведения работ
Сливается жидкость через сливной патрубок, расположенный в нижней точке. Если необходимо, выполняется промывка контура. Заполнение системы выполняют в последовательности:
- Перекрывают сливной кран.
- Открывают клапаны стравливания воздуха.
- В расширительный бак начинают медленно заливать дистиллят.
Бак для открытого типа отопления
Продолжают заполнять систему с короткими перерывами, чтобы воздух равномерно поднимался на поверхность. Заливку проводят до того момента, когда из воздушных кранов начнет вытекать жидкость. Клапаны перекрывают.
В расширительный бак доливают воду до отметки. Нельзя заполнять расширитель полностью. При нагреве увеличивается объем жидкости, и вода через края бака начнет выливаться. Максимальный уровень теплоносителя составляет 2/3 от внутреннего объема бака.
Проверка и обслуживание системы
После окончания работ стравливают воздух из радиаторов. Поочередно проверяют каждый воздушный кран. Доливают необходимое количество воды в бак.
Стравливание воздуха
При эксплуатации открытой системы необходимо помнить о том, что теплый носитель постоянно контактирует с воздухом, и, соответственно, испаряется. Поэтому периодически стоит заглядывать в расширительный бак. При падении уровня необходимо просто долить достаточное количество воды.
Перед проверкой обязательно выключите котел и дождитесь, пока остынет до комнатной температуры вода. Не доливайте носитель в горячую воду. Используйте жидкость с температурой до 40о.
Видео: тонкости заполнения закрытой системы
Соблюдая осторожность и правила запуска, самостоятельно можно справиться с доливом воды в старую систему. При первом запуске проверку и заполнение должны сделать мастера, которые монтировали отопление. Если у вас нет навыков, не старайтесь самостоятельно устранить течь или заменить теплоноситель в контуре. Доверьте работу специалисту – мастер подберет оптимальный носитель, средство для прочистки, которое не повредит внутренние поверхности, и правильно заполнит систему.
Здраствуйте, друзья! Эта статья про то, как проводить запуск внутренней системы отопления. Обычно эта процедура производится после выхода приказа, постановления или распоряжения местной администрации о начале отопительного сезона. Итак, в какой же последовательности происходит пуск водяной сети отопления?
Заполнение системы именно через обратку делают для того, чтобы предотвратить разрушение радиаторов высоким давлением в подаче. Открытие задвижек следует производить плавно, без резких движений.При этом надо посматривать на манометр, чтобы не было слишком резкого падения давления. Одновременно нужно открыть воздушники в верхних точках системы отопления. После появления в них воды и выхода воздуха, воздушники закрываются.
Затем также плавно открывается задвижка на подаче. После того как установилась циркуляция, необходимо проверить работу стояков отопления. А именно наличие циркуляции воды. Если циркуляции нет, значит сбрасываем воздух из верхних точек внутренней системы отопления (на верхних этажах здания). По опыту могу сказать, что проблемы с завоздушиванием возникают в однотрубных системах, там где есть перемычки (замыкающие участки) на подводках стояков к радиаторам.В этом случае в радиаторах верхних этажей воздух как бы «запирается» из за этих самых перемычек, и приходиться немного повозиться, чтобы его выгнать оттуда.
Но обычно, если зданий много, работа стояков сразу не проверяется, так как нет времени, а производится уже потом, по мере поступления жалоб на плохую работу стояков. Если есть время и возможность, то лучше все таки сразу проверить работу стояков отопления.
Затем необходимо проверить показания манометров в тепловом пункте. Показания должны соответствовать режимным, то есть тем давления в подаче и обратке, которые обеспечивает теплоснабжающая организация.
В завершение статьи несколько советов про запуск отопления при низких температурах наружного воздуха, то есть проще говоря, зимой.
Во избежание размораживания систему отопления следует заполнять по группам стояков (5-6 стояков), начиная от самых удаленных от теплоузла.
Наполнение и пуск стояков лестничных клеток следует производить после пуска после наполнения и пуска основных стояков системы отопления здания.
Стояки и радиаторы, которые находятся в комнатах, сообщающихся с наружным воздухом (тамбуры, проходы и т.д.) должны быть отключены при запуске отопления, и пуск отопления через них должен производиться в последнюю очередь, после того как будут подключены все остальные стояки отопления.
Буду рад комментариям к статье.
Важно! Эта статья особо актуальна в моменты запуска систем отопления. Многие, как и Вы в данный момент, могут испытывать трудности с батареями. Ваш репост нашего материала возможно поможет кому-то решить быстро проблему. Не забудьте нажать по кнопкам соц. сетей в самом низу статьи!
Байпас
Байпас – это та самая труба, которая стоит перед установленным прибором отопления. Есть у всех, нужна для обхода воды мимо батареи. При неправильной установке – слишком далеко от радиатора, либо на одной линии с центральным стояком не дает воде, стремящейся пройти по самому короткому пути, нормально циркулировать, обогревая секции радиатора. Греть они при таком раскладе соответственно либо не будут вовсе либо будут очень плохо. Проверьте то, как у вас установлен байпас. Возможно эта прямая причина того, почему не греют батареи
Трехходовой кран
Такой кран требуется для переключения направления байпас-батарея. Если он является причиной того, что радиатор не греет, то проблему можно устранить 3 способами:
- Без разборки. В случаях, когда кран легко поворачивается, но переключения не происходит вовсе, (нет работы ни одного, ни второго) можно попытаться разработать прибор многократными поворотными движениями. При этом засорения, как правило, смываются потоком, уходя в стояк. Работа запорной арматуры возобновляется в полном объеме.
- С частичной разборкой. Кран не повернуть никак? Не пытаемся сломать. Аккуратно выкручиваем стопорный винт ручки, снимаем её, винт помещаем назад, с целью не допустить деформации детали при дальнейшей работе. Дальнейшие действия проводятся гаечным ключом. Не рекомендуется применять круглогубцы, плоскогубцы и т.д. Причина та же, что с винтом – не испортить шток. Взявшись ключом за шток, плавно раскачиваем его вперед назад, начиная с минимальных колебаний. Если не получается совершить минимальных движений, немного ослабляем большую шестигранную гайку, прижимающую сальниковый уплотнитель. Если начало подкапывать – подставьте небольшую емкость. Продолжив работу, расшевелив шток, прижимаем на место уплотнитель, провернув соответственно назад большую гайку. Выкручиваем винт, ставим рукоять, вкручиваем винт, радуемся.
- В редких случаях, когда просто сорван внутренний упор, кран имеет возможность «крутиться по кругу» бесконечно – просто выбираем положение рукояти, в котором обеспечивается нормальная работа.
Человеческий фактор
Человек так же может стать прямой причиной негреющей батареи отопления. И обычно они заключаются в следующем:
- Стояк, который просто забыли включить в работу, потому как «было поздно и сантехники устали».
- Закрытый кран автоматического развоздушивателя системы.
- Неверное подключение в процессе монтажа.
- Закрытый ребенком трехходовой кран.
Решаются звонком в соответствующую службу поддержки, правильным подключением батареи (или байпаса, см. ниже), внимательной проверкой кранов.
Удлинитель потока
Характерная проблема для двухтрубной системы. Позволительно делать любое количество секций? Можно, но самые последние секции батареи не будут прогреваться. Причина? Вода, как и человек, ищет «где легче», и идет по самому короткому пути. Для того, чтобы «приучить к порядку» лентяйку — воду, требуется удлинитель потока. Фабричный, или изготовленный самостоятельно из отрезка трубы. Направляя жидкость к середине конструкции, он заставит поток циркулировать правильно, попадая в самые дальние концы теплообменника.
Интересный факт: ту же проблему можно решить, подключив прибор отопления «по диагонали». Но используется это редко, в силу не эстетичности данного решения на готовых системах.
Балансировочный клапан
Дома находящиеся в частном владении, имеют наибольшее разнообразие систем обогрева. Нередки случаи двух-трех веточных конструкций. При этом, как и в вышеизложенных случаях, тенденция жидкости избирать кратчайшую дорогу естественным образом сохраняется. Самое длинное плечо может не иметь циркуляции вовсе либо весьма слабо выраженную. Теплоотдача такого звена будет такой же – малой, отсутствующей. Батарея будет не греть или греть плохо.
Для ликвидации ситуации потребуется установка балансировочного клапана, с целью уравнивания давления разных веток и равномерного обогрева.
Забитый радиатор
Порой причиной того, что радиатор не греет может стать банальное его засорения. Определяя причины засора, выделим симптомы:
- Греет лишь по периметру.
- Только верхняя часть.
- Низ нагрет, верх – нет.
- Тепло дают лишь несколько секций из всех возможных (если расположение байпаса правильное)
Может быть забита лишь старая батарея? Вовсе нет. Новые системы, (современные и суперсовременные, алюминиевые и чугунные), болеют этим так же часто. Проблема может крыться в общей загрязненности системы:
- От длительной эксплуатации.
- Из-за ошибок монтажа.
- Осадков высокой жесткости воды.
- Эрозии элементов системы (окись, ржавчина).
Как избавиться?
Современные приборы отопления с грамотно установленной запорной арматурой имеют в своем составе кран «американка», перекрыв который нерабочую деталь легко демонтировать и подвергнуть чистке, продувке, промывке под давлением.
Тяжелее там, где оборудованию «без счета лет». Для разборки, возможно, придется обратиться к специалистам, опорожнив (предварительно либо уже с их помощью) весь объем (как правило, это просто вода).
Чугунные радиаторы поддаются очистке. Стальные плоские проточные сварные радиаторы рекомендуется заменить новыми других моделей. А ведь именно они, по иронии судьбы, наиболее часто подвержены ржавлению, засорению каналов – в силу особенностей конструкции и используемых материалов. Поэтому часто и не греют должным образом. Дополнительной причиной не заниматься очисткой данной разновидности отопительного прибора является риск протечки эродированной стенки в связи с утончением её в процессе отслоения окисленных чешуек металла. Протечка может дорого обойтись (даже если забыть о стоимости уплаченной за ремонт «старья»). Тот самый случай, когда поскупившийся имеет все шансы заплатить дважды, а то и трижды.
Интересный факт: чугунные радиаторы забиваются в 3-5 раз реже, чем алюминиевые или штампованные.
«Завоздушенный» радиатор
Наличие в системе крупного пузыря воздуха является препятствием нормальной циркуляции теплоносителя по системе труб, приборов отопления. Симптомом является охлаждение целиком радиатора либо дальней верхней части его при горячем стояке.
Осложняет ситуацию возможность одновременного существования препон подобного рода. В системах централизованного отопления для предупреждения подобных ситуаций устанавливают автоматические системы воздухоотвода.
Интересный факт: данный тип неисправности наиболее часто встречается в однотрубных системах типа «Ленинградка», в силу особенностей подключения радиатора – труба только внизу.
В частных домах и автономных системах отопления той же цели служит «кран Маевского». «Развоздушивание» автономной системы при его наличии может, как правило, быть проведено собственными силами. Взяв небольшую емкость, либо тряпочку, следует, повернув кран, спустить воздух до появления первых капель, закрыть поворотом в прежнее положение.
При отсутствии этой полезной части системы всё выглядит несколько сложнее. В частном доме, можно поискать на чердаке кран воздухоотвода. Нет и этого крана? Дав системе охладиться до температур 15-21 градус Цельсия, следует вновь запустить обогрев на полную мощность. Повышенное давление имеет все шансы выдавить воздушную пробку в расширительный бак, и всё вновь будет работать и согревать.
В многоквартирных домах в подобной ситуации неизбежен вызов специалиста – сантехника обслуживающей компании (аварийной службы), который проведет требуемые работы. В особенности, если вы являетесь жильцом нижних этажей дома, так как проблема локализуется на верхних уровнях.
Интересный факт: «Кран Маевского» имеется в наличии для всех типов радиаторов, может быть установлен на уже готовую систему (в момент отсутствия в ней теплоносителя).
Вот такие вот наиболее частые причины того, почему не греет батарея отопления. Проверьте у себя каждую. Если получится, то замечательно. Если нет, то следует вызвать специалиста, который наверняка заметит то, что не удалось заметить вам.
Теги: батарея, кран маевского, отопления, радиатор
Поломка в системе отопления, недоделки, недоработка, все приводит к холодным радиаторам. Если отсутствует циркуляция теплоносителя, то нужно определить причину. Чаще всего ответ, почему не работает отопление, — находится на поверхности, очевиден.
Разберем по порядку основные причины неисправностей отопления, почему не циркулирует вода по трубам, и что нужно делать в первую очередь.
Начнем с самых простых и очевидных причин.
Забилось, засорилось.
В каждой системе отопления должен присутствовать фильтр грубой очистки. Совсем не большое приспособление с мелкой сеткой и отстойником (устанавливается вниз! в крайнем случае в сторону) спасает оборудование, насосы, котел от загрязнения теплоносителя, которые будут присутствовать в любой системе. Стружка, обрывки нитей, ржавчина, осадок с воды…. все задерживает сеточка в фильтре.
Отстойник нужно периодически раскручивать, сеточку очищать.
Если в системе отопления частного дома нарушилась циркуляция, то первым делом нужно проверить фильтр, который должен быть установлен на обратке перед котлом.
Воздух в системе, завоздушивание
Завоздушивание может произойти в любой схеме замкнутого трубопровода, где не приняты меры по удалению воздуха. Воздух присутствует в теплоносителе всегда, в том числе в растворенном состоянии, выделяется при перепадах давления, скапливается в самых верхних точках. В том числе и в котле.
Воздухоотводчики автоматического действия устанавливаются в характерных, высших точках системы, а также на коллекторах, и на специальных сепараторах, — нормальную схему снабжают специальным воздухоулавливающим устройством, в котором из теплоносителя выделяются пузырьки воздуха.
Кроме того, краны Маевского (ручные воздухоотводчики) должны быть на каждом радиаторе, а также возможно и в других возвышенных местах.
Проверить завоздушивание, спустить воздух, установить воздухоотводчики — обычные действия, если прекращается циркуляция и батареи холодные.
Не работает циркуляционный насос
В частных домах причиной прекращения работы системы отопления становится поломка электротехнического оборудования, которое управляло движением теплоносителя по трубам.
Если отопление вдруг перестало работать, то нужно проверить работоспособность циркуляционного насоса возле твердотопливного котла или же насоса в автоматизированном котле. Кроме того, в каждом контуре может быть установлен такой же агрегат, который должен работать исправно.
Плохие полипропиленовые трубы
Зачастую потребитель (заказчик) полагает, что полипропиленовые трубы являются абсолютно надежными и не могут быть причиной неполадок с отоплением, прохладных батарей.
Но полипропилен куда более коварен, чем старые стальные или металлопластиковые трубопроводы. Каждое место пайки (сварки) является потенциальным повышенным сопротивлением в системе или причиной прекращения циркуляции (ослабленного движения воды по батареям), из-за наплавлений материала внутри.
Проконтролировать качество соединений снаружи невозможно, остается только вырезать куски, перепаивать, переделывать полипропиленовые трубы заново.
Неправильная работа системы из полипропилена — настоящая проблема для домашнего монтажника. Хорошие профессионалы за этот материал не берутся вообще.
Плохой проект
Не редко плохая циркуляция там, где плохое проектирование. Типично — не правильное включение батарей, по некой последовательной схеме, где последняя в схеме батарея получает теплоносителя намного меньше.
Другой плохой проект — однотрубные схемы, где также сложно наладить нужную циркуляцию теплоносителя через каждую батарею.
Если радиаторы нагреваются не равномерно, на отдельных приборах отопления плохая циркуляция теплоносителя, в первую очередь нужно рассмотреть, насколько соответствует подключение классическим схемам — плечевой, попутной, лучевой. Нужно привести домашнее отопление к обычным нормам проектирования, а затем уже ждать от него хорошей циркуляции и одинакового нагрева радиаторов.
Малый диаметр, заросшие трубы
Старые стальные трубы изнутри зарастают ржавчиной, отложениями, их пропускная способлность со временем значительно уменьшается, а решение одно – нужно менять на современные.
Но и при монтаже, ради экономии, могут быть допущены ошибки с выбором диаметра трубопровода, — на магистралях, на группы отопительных приборов, могут быть установлены диаметры 16 или 20 мм. В результате – шум в трубах, перерасход электроэнергии, недостача расхода теплоносителя.Какие диаметры труб стоит выбирать
Сложная система
Разновидностью плохого проекта является неправильно сделанная сложная система отопления, состоящая из множества отопительных контуров и нескольких котлов. Здесь уже будут неправильно работать целые контура, если работа одного будет влиять на соседний.
Как правило, один котел (резервный не в счет) и три контура — бойлер, радиаторы, теплый пол со своими насосами согласовываются нормально, и вопросов не возникает. Но если подключить еще один работающий котел плюс контур (например, обогрева гаража и теплицы), то система станет сложной. Как в ней будет циркулировать теплоноситель без выравнивания давлений в точках подключений сказать сложно.
В сложных системах важен грамотный проект, установка гидрострелки или кольца равных давлений, подробнее о гидроразделителе можно узнать здесь
Нет балансировки
Многие схемы домашнего отопления подразумевают балансировку, в них установлены балансировочные, регулировочные краны. Например, между этажами, между плечами, и для каждого радиатора. Кранами прикрывается направление с меньшим гидравлическим сопротивлением, соответственно, в другие точки теплоносителя пойдет больше.
Кранами могут баловаться дети. Или изначально система не отбалансирована. Настроить, как правило, — нет проблем, нужно только найти этот кран…. Как настроить домашнее отопление
Соседи не дают тепла
Но сложные схемы отопительных проектов мало волнуют жителей многоэтажек, у которых на каждый радиатор в квартире отдельный стояк. И если какой-либо радиатор перестает нормально нагреваться, значит нет циркуляции по стояку, следовательно…
Нужно обращаться в теплосеть, ЖЭК (обслуживающую организацию), чтобы отрегулировали мощность по стоякам, а если это не помогает — то с требованием проверять соседей.
Зачастую самовольное подключение, замена радиаторов, труб в системах центрального отопления приводит к перераспределению давления, циркуляция по отдельным батареям уменьшается, пропадает.
Нет циркуляции в самотечной системе
В самотечных системах разница давлений низкая, они особенно чувствительны к воздушным пробкам, к диаметрам труб, просветах в радиаторах.
В старых схемах в радиаторах и трубах происходят постепенные отложения, циркуляция со временем может уменьшаться, а лечение этому только замена всего на более современное.
Также нужно обратить внимание на правильность самой схемы — средняя линия нагрева — ниже лини остывания (теплообменник котла ниже радиаторов), а также — горяча подача поднимается вверх в высшую точку, а оттуда опускается к радиаторам… Подробней о самотечных схемах далее
Различные поломки в системах отопления
- Закрыты, краны вентили — проверьте все ли открыто, чтобы обеспечивалась циркуляция.
- Течь в системе — теплоносителя мало, проверьте давление, устраните течь.
- Монтаж гибкими трубами – пережата труба.
- Поломка автоматического оборудования — термоголовки на смесительных узлах, радиаторах, сами смесительные узлы – заиливание, выход со строя, необходимо проверять корректность работы. Тоже – поломка электроники.
- Неправильная балансировка на распред-коллекторе, — в лучевых схемах, сложных системах, коллекторы с балансировочно-настроечной аппаратурой могут являться причиной отсутствия циркуляции где либо, из-за поломок и неправильной настройки.
- Низкое давление, нет воздуха в расширительном бачке – проверьте давление в трубах и накачку бака, автоматизированные агрегаты вовсе не будут работать без нужного давления.
- Нарушение схемы, лишний байпас – проверьте соответствие монтажа проекту, логичность схемы, нет ли закорачиваний струи, параллельных ветвей к радиаторам и контурам.
Используемые источники:
- http://vodotopim.ru/radiatornoe-otoplenie/zapusk-sistemi-otoplenija.php
- http://teploguru.ru/sistemy/kak-zapustit-otoplenie.html
- https://teplosniks.ru/teplosnabzhenie/zapusk-sistemy-otopleniya.html
- https://eurosantehnik.ru/pochemu-ne-greet-batareya-otopleniya-vozmozhnye-prichiny.html
- http://teplodom1.ru/sistemotopl/255-net-cirkulyacii-polomka-otopleniya-pochemu.html