Производительные и экономные котлы отопления на жидком топливе позволяют добиться полной автономности от централизованной магистрали газопровода. Размышляя над установкой агрегата, необходимо разобраться с его устройством, принципом работы и особенностями эксплуатации.
Выбор котла должен основываться на сравнительной оценке характеристик и функциональности разных моделей. Немаловажный фактор – репутация производителя.
В этом материале мы расскажем о разновидностях жидкотопливных моделей отопительных котлов, их достоинствах и недостатках, а также рассмотрим несколько популярных устройств от известных брендов.
Достоинства и недостатки жидкотопливных котлов
Котлы на жидком топливе, несмотря на способность эффективного обогрева здания и техническое совершенство, не так часто встречаются, как газовые или твердотопливные теплогенераторы.
Оборудование, работающее на дизтопливе или отработке очень популярно в странах Западной Европы.
К числу значимых достоинств жидкотопливного котла отопления относятся:
- Высокая эффективность работы. КПД большинства моделей достигает 95%. Топливо расходуется практически без потерь.
- Большая мощность. Производительность агрегатов позволяет отапливать как компактные жилые помещения, так и просторные производственные цеха.
- Высокий уровень автоматизации работы. Котел длительное время функционирует без участия человека.
- Автономность от источников энергии. За исключением электроэнергии. При необходимости, можно обойтись генератором.
- Возможность перехода на газовое топливо.
Существуют и дополнительные плюсы подобного оборудования. Для установки котла не потребуется согласование и получение разрешения. Кроме того, отсутствие газопровода существенно облегчает монтажные работы.
Галерея изображенийВо многих моделях предусмотрена климатическая настройка котла – установка комфортного температурного режима в доме с учетом температуры на улице
Устройство и принцип действия котла
Жидкотопливные агрегаты работают по такому же принципу, как и газовые. Основное отличие заключается в использовании вентиляторной горелки (форсунки). Тип устройства во многом определяет эффективность и экономичность работы котла.
Наши соотечественники рассматривают установку жидкотопливного агрегата, как альтернативный способ обогрева в условиях отсутствия магистрали централизованного снабжения газом
Основные рабочие узлы теплогенератора
Конструктивные элементы котла на жидком топливе:
- горелка;
- камера сгорания;
- теплообменник;
- дымоход;
- блок управления;
- корпус.
Жидкотопливная отопительная установка комплектуется магистралью с насосом, обеспечивающим подачу топлива, и резервуаром для хранения горючего.
Для повышения производительности и эффективности аппарата, компании-изготовители совершенствуют модели, дополняя устройство разными теплообменными пластинами и дымоходными трубками
Горелка отопительного агрегата
Главный модуль установки, отвечающий за подготовку топливно-воздушной смеси и передающий ее в количестве, необходимом для поддержания работы теплогенератора.
Жидкотопливная горелка является вентиляторной. Подача и впрыск топлива в камеру сгорания осуществляются под давлением – выполняется принудительный надув воздуха
Стандартная комплектация горелки для жидкотоплевного котла:
- Трансформатор розжига. Генерирует искру, за счет которой воспламеняется топливо.
- Блок управления. Определяет фазы запуска, выполняет контроль и осуществляет остановку работы горелки. Предусмотрено подключение фотоэлемента, трансформатора розжига и датчика аварийного отключения.
- Электромагнитный клапан. Корректирует подачу горючего в камеру сгорания.
- Воздушный регулятор с фильтром. Устройство нормализуем подачу воздуха, предотвращая попадание твердых частиц.
- Предварительный подогреватель. Изменяет состояние топлива, снижая его вязкость. Чем более жидкое горючее поступает в отверстие форсунки, тем экономнее оно расходуется.
- Патрубок перелива топлива. Соединяется с баком, где осуществляется подогрев горючего.
- Жаровая труба. Через магистраль тепловая энергия поступает к месту нагрева теплоносителя, который затем циркулирует в отопительной системе.
Горелка может быть изначально встроена в котел без возможности увеличения мощности агрегата. Навесные модули позволяют модифицировать оборудование.
Настройка навесной горелки выполняется специалистом на дому. Достоинство модуля, встроенного в заводских условиях, – быстрый ввод котельной установки в эксплуатацию
Камера сгорания котла
По сути, это жаропрочная емкость с впускным и выхлопным отверстием. Как правило, она имеет круглое или прямоугольное сечение.
Теплообменник устройства
Через стенки теплообменника осуществляет передача тепловой энергии теплоносителю. В современных моделях покрытие этого элемента выполнено по принципу радиаторного устройства – это позволяет максимально использовать тепловую энергию, полученную в процессе горения.
На передней секции теплообменника фиксируется горелка и дверца. Количество секций и площадь покрытия теплообменника определяют мощность котла
Дымоход для жидкотопливного агрегата
Забор воздуха осуществляется с улицы или из котельной, правильно обустроить которую читайте в этом материале.
При подаче извне воздух подводится через коаксиальный дымоход или по отдельному каналу. Для повышения эффективности дымогарные каналы снабжаются стальными пластинами – отходящие газы образуют турбулентные потоки, уменьшающие их скорость. Тяга при этом сохраняется.
Блок управления прибором
Автоматика предназначена для поддержания заданной температуры. Вспомогательные функции удешевляют эксплуатацию котла. С технической точки зрения самыми продвинутыми считаются погодозависимые блоки, которые изменяют температуру нагрева теплоносителя исходя из показаний наружных датчиков.
Принцип работы теплового агрегата основан на подготовке смеси из топлива и воздуха с ее последующим распылением в камере сгорания
Корпус отопительного котла
Все элементы системы заключены в прочный теплоизоляционный корпус. Такая «оболочка» сокращает теплопотери и повышает эффективность работы котла.
Снаружи корпус обклеен слоем теплоизоляционной пленки, которая при нагреве остается холодной и защищает оператора от ожога.
Как происходит обогрев помещения?
Весь процесс генерирования тепла в жидкотопливном котле, и передачи тепловой энергии к радиаторам отопления можно разбить на несколько этапов.
Этап 1. Солярка или другое горючее заливается в хранилище. Топливный насос подает жидкость на горелочное устройство – в трубопроводе создается давление. Одновременно, топливонасос с помощью датчиков определяет качество горючего и процент его загустевания.
Этап 2. Дизтопливо поступает в камеру подготовки. Здесь происходит смешивание горючего с воздухом, подогрев и разжижение смеси.
Этап 3. Топливо-воздушный состав подается на форсунку. Под действием вентилятора смесь распыляется и топливный туман воспламеняется в камере горения.
Этап 4. Стены камеры нагреваются. За счет этого происходит нагрев теплообменника и теплоносителя. Последний поступает и циркулирует в системе отопления.
Этап 5. При сгорании горючего вещества образуются газы, которые выводятся через дымоход. Устремляясь наружу, дым проходит через ряд теплообменных пластин и тоже отдает свое тепло.
При сжигании топлива образуется сажа. Для поддержания КПД котла на должном уровне стенки камеры горения необходимо периодически очищать
Разновидности жидкотопливных моделей
Все котлы на жидком топливе можно классифицировать по следующим критериям: сфере применения, функциональности, типу регулировки, материалу изготовления, виду используемого топлива и способу монтажа.
По сфере применения
Основной показатель, определяющий принадлежность котельной установки к одному из видов, это мощность. Бытовые модели выпускаются мощностью от 6 до 230 кВт. Этого достаточно для отопления маленьких домов площадью 50 кв. м и больших загородных коттеджей на 2200 кв. м.
Показатель производительности определяет расход топлива в жидкотопливном котле отопления – на выработку 10 кВт тепла требуется порядка 1 кг солярки в час. Бытовые агрегаты рассчитаны на максимально допустимое рабочее давление – 4-6 бар.
Мощность промышленных жидкотопливных котлов составляет от 500 до 12000 кВт. Сверхмощные модели работают на обогрев зданий площадью более 15 тыс. кв. м. Управление производственными отопительными агрегатами полностью автоматизировано.
Промышленное котельное оборудование подразделяется на водогрейные и паровые котлы. Первые выполняют нагрев воды под давлением, а вторые – генерируют перегретый или насыщенный пар.
Высокомощные теплогенераторы используются в блочно-модульных котельных – автономных станциях по выработке пара и тепла. Парогенераторы востребованы в пищевой, мебельной промышленности, деревопереработке, нефтедобыче и производстве комбикормов
По функциональности
Одноконтурные котлы предназначены исключительно для отопления помещения. Они подключаются к радиаторам, и теплоноситель циркулирует по замкнутой системе обогрева. Такой агрегат не подогревает воду для бытового потребления – об этом надо позаботиться отдельно, установив бойлер.
Двухконтурные модели более функциональны. Котлы обеспечивают обогрев дома и подачу теплой воды в разные точки водозабора (душ, умывальник и т.д.). В конструкции оборудования предусмотрен дополнительный теплообменник для обеспечения горячего водоснабжения.
Двухконтурные котлы оснащаются проточным водонагревателем или накопительным бойлером. При использовании «проточника» вода будет холоднее, чем при встроенном накопительном баке
По способу регулирования
Режим работы котла определяется типом установленной горелки.
По типу регулировки все устройства делятся на несколько групп:
- одноступенчатые;
- двух- и трехступенчатые;
- модулируемые.
Одноступенчатые модули функционируют по принципу переменного включения и выключения. После нагрева теплоносителя до определенной температуры пламя гаснет, а после остывания – горелка опять включается. Такие горелки малоэффективны – приводят к перерасходу топлива.
Горелки «одного режима» устанавливаются на котлах мощностью не более 200 кВт. Ведущие компании постепенно отказываются от их использования
Двух- и трехступенчатые устройства работают в следующих режимах:
- Двухступенчатые модули функционируют на 30 и 100% мощности. После максимального нагрева воды, горелка перестраивается на режим пониженной производительности. Это позволяет сократить расход горючего на 5-10%.
- Трехступенчатые работают на 30-60-100% мощности. Достигается экономичность и высокая теплоэффективность прибора.
Модулируемые – процесс сгорания топлива регулируется в автоматическом режиме. На интенсивность пламени влияют: температура внутри и снаружи здания, качество топлива и заданный режим. Диапазон изменения мощности составляет 10-100% производительности.
Микропроцессорная автоматика определяет состав топливно-воздушной смеси, оптимальную скорость подачи горючего на форсунки и давление.
Модуляционными горелками оснащаются котлы пятого поколения. По сравнению с двух- и трехступенчатыми устройствами они экономнее на 15%
По типу материала
Производители оснащают отопительные агрегаты чугунными или стальными теплообменниками. Материал изготовления влияет на эффективность и долговечность котла.
Чугунные модели отличаются длительным сроком эксплуатации – более 30-ти лет. Однако они достаточно «капризны» и при критическом перепаде температур между «обраткой» и «подачей» могут дать трещину. Температурная разница воды на входе и выходе не должна превышать 20 °С.
Если котел будет использоваться периодически, например, при визитах на дачу, то лучше выбирать модель со стальным теплообменником. Жаропрочная сталь менее долговечна, но устойчиво переносит перепады температур.
Котел со стальным теплообменником стоит дешевле аналога с чугунным модулем. Модели из стали представлены в товарной линейке компании Kiturami и Viessmann
По типу топлива
В качестве топливного материала в жидкотопливных котлах чаще всего используется дизель (солярка) или отработанное масло. Внешне дизельные установки не отличаются от собратьев, работающих на «отработке». Основная разница в технической составляющей.
Для работы котла используется чистое, паспортизированное дизельное топливо. При сжигании горючего образование золы минимально. Это позволяет использовать в конструкции топку и дымогарные трубы меньшего диаметра.
Сгорание отработанного масла происходит с обильным выбросом золы. В котлах на «отработке» внутри дымогарных трубок нет турбулизатора, и весь осадок откладывается в специальной дымосборной камере. Рекомендуем к прочтению и другую нашу статью, где подробно рассмотрена теплотворность различных видов топлива.
В устройствах, работающих на масле-отработке, используются трансмиссионные и моторные масла из автомобилей. Такие котлы целесообразно устанавливать на СТО, базах сельхозтехники и автопредприятиях
По способу монтажа
По способу монтажа различают настенные и напольные агрегаты. Навесные котлы – компактны, удобны в установке, но малопроизводительны. Их мощности хватит на огрев помещения, площадь которого не превышает 300 кв.м.
Напольные жидкотопливные котлы более громоздкие и производительные. К ним относятся все агрегаты промышленного назначения и бытовые модели высокой мощности.
Обзор моделей от ведущих компаний
Достойную нишу на рынке отопительного оборудования занимают жидкотопливные котлы зарубежных производителей: ACV, EnergyLogyc, Buderos Logano, Saturn, Ferolli и Viessmann. Среди отечественных компаний хорошо себя зарекомендовали Лотос и ТЭП-Холдинг.
Универсальные котлы ACV Delta Pro
Бельгийская компания ACV реализует модели линии Delta Prо S – двухконтурные котлы со встроенным бойлером. Мощность отопительных агрегатов составляет от 25 до 56 кВт.
Котлы Delta Prо S поставляются с горелкой на выбор покупателя – или моделью BMV1 для жидкого топлива или BG2000 для пропана и природного газа
Технико-эксплуатационные особенности:
- материал изготовления теплообменника – сталь;
- пенополиуретановая изоляция корпуса;
- работа на дизельном топливе или газе;
- панель управления с термометром, регулировочным термостатом.
Жидкотопливный котел «подстраивается» под сезон – предусмотрен переключатель «зима/лето».
КПД котлов Delta Prо S составляет 92,8%. Время нагрева воды для системы ГВС зависит от мощности установки и колеблется от 16 до 32 минут
Агрегаты EnergyLogyc – интеллектуальная автоматика
Котлы на отработанном масле американской компании EnergyLogyc отличаются от аналогов автоматизированными процессами настройки горелки и сжигания топлива.
В качестве горючего используются отработанное масло, дизтопливо, растительное масло или керосин.
В устройстве увеличен размер топки и сечение дымогарных труб – это позволяет эффективно использовать «отработку» и сокращает количество работ по чистке котла
Жидкотопливные агрегаты EnergyLogyc выпускаются в трех модификациях:
- EL-208В – мощность 58,3 кВт, потребление топлива – 5,3 л/ч,
- EL- 375В – производительность 109 кВт, расход горючего – 10,2 л/ч;
- EL-500В – тепловая мощность – 146 кВт, потребление топливного материала – 13,6 л/ч.
Максимальная температура теплоносителя в представленных моделях – 110°С, рабочее давление – 2 бар.
Котел EL-208В подходит для отопления помещений разного назначения: коттеджей, теплиц, автосервисов, производственных цехов, складов, частных домов и офисов
Buderos Logano – немецкое качество
Компания Buderos (Германия) выпускает дизельные котлы, форсунки, горелки и прочее оборудование, необходимое для эксплуатации отопительной системы. Диапазон мощностных характеристик агрегатов составляет 25-1200 кВт.
КПД жидкотопливных котлов Buderos составляет 92-96%. Оборудование работает в полностью автоматическом режиме, топливный материал – солярка. Теплообменник изготовлен из серого чугуна или стали
Котельные установки Buderos Logano производятся в двух сериях:
- Buderos Logano категории «G» – предназначены для частного использования, их мощность составляет 25-95 кВт;
- Buderos Logano категории «S» – оборудование промышленного назначения.
Агрегаты отличаются обтекаемым дизайном, удобной системой управления, встроенным шумоглушителем.
Бытовые котлы Buderos Logano поставляются со встроенными и отрегулированными горелками для дизтоплива. Устройство возможно доукомплектовать насосной группой, системой безопасности и расширительным баком
Котлы корейской фирмы Kiturami
Напольные двухконтурные котлы Kiturami серии Turbo предназначены для бытового использования. Мощность агрегатов 9-35 кВт.
Отличительные особенности модели:
- обеспечение отопления и горячего водоснабжения помещений до 300 кв.м;
- теплообменник котла изготовлен из высоколегированной стали;
- дополнительный теплообменник ГВС на 99% состоит из меди, что повышает эффективность обогрева;
- в качестве теплоносителя подходит антифриз и вода.
Отличительная черта моделей Turbo – наличие турбоциклонной горелки. Она функционирует по принципу турбированного двигателя автомобиля.
В специальной металлической плате за счет высокой температуры происходит вторичное сгорание. Это позволяет экономично расходовать топливо и сокращает выброс вредных веществ в атмосферу.
Работа Kiturami Turbo возможна в режимах: «Душ», «Сон», «Присутствие», «Работа/Проверка» и «Таймер». Панель управления вынесена переднюю сторону корпуса
Выводы и полезное видео по теме
Просмотр видеоматериалов поможет разобраться в устройстве и принципе работе отопительных агрегатов на жидком топливе.
Сравнение дизельного котла и агрегата, работающего на «отработке»:
О правилах выбора жидкотопливного отопительного оборудования пойдет речь в следующем видеоролике:
Жидкотопливные котлы отличаются высоким уровнем автоматизации. Отопление на базе дизельных устройств позволяет достичь автономности, а отсутствие жестких рамок по документальному оформлению делает их привлекательным предложением. Однако ряд существенных недостатков по обслуживанию котельной установки, удерживает спрос на дизельные агрегаты.
Если вы озабочены выбором жидкотопливного котла, пожалуйста, оставляйте свои вопросы в расположенном ниже блоке. Там же можно написать дельные советы по теме статьи или поделиться опытом использования подобного отопительного оборудования.
- Дизельные котлы
Вступление
Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.
Определение понятия
В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.
Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.
Жидкотопливные котлы и топливо
Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):
- Керосине;
- Легкой нефти;
- Различных маслах;
- Мазуте.
Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.
Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.
Сколько нужно топлива котлу
Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.
Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).
- 15 кВт / 5-7 литр/сутки
- 19 кВт / 8 л
- 25 кВт / 7-10 л
- 35 кВт / 10-15 л
- 57 кВт / 23 л
- 82 кВт / 33 л
- 115 кВт / 46 л
Выводы по расходу (расчет №1)
По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.
- Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
- Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
- Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
- Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
- Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
- Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
- Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).
В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.
Преимущества жидкотопливных котлов
- Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
- Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
- Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
- Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
- Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
- Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
- Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).
Недостатки котлов на жидком топливе
При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.
- Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
- Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
- Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
- Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
- Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.
Какой запас топлива нужен на сезон
Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.
Упрощенно считается, что:
- 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
- Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
- И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.
Сделаем примерный расчет, от слова пример.
- Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
- В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
- Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
- 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
- По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.
Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?
Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.
Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.
Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.
Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).
Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.
Как работает жидкотопливный котел
Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.
В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.
Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.
Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.
Жидкотопливная горелка
Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.
Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.
Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.
Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива
Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.
Типы горелок
Различают следующие типы горелок по топливу:
- Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
- Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.
Типы горелок по режиму работы
На это тоже обращаем внимание:
Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.
Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.
Теплообменник котла на дизельном топливе
Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.
Ёмкость для хранения топлива
Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.
Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.
Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.
Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.
Автоматика (управление)
Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.
На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.
Выводы
Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.
©Obotoplenii.ru
Еще статьи
Плюсы и минусы дизельных котлов
Итак, глядя правде в глаза, давайте назовем и оценим все плюсы и минусы жидкотопливных котлов.Жидкотопливный котел Buderus Logano. Фото: russia-building.ru
Преимущества котлов на жидком топливе
Начнем с преимуществ. К ним относятся:
- Достойный уровень эффективности. Коэффициент полезного действия разных моделей плавно колеблется в диапазоне 75-85%. А при использовании жидкотопливных конденсационных котловКПД достигает 98% (при максимальной теплоте сгорания – теплотворной способности Hs). Согласитесь, на такой показатель можно положиться.
- Длительный срок эксплуатации (до 20-30 лет) тоже вызывает уважение.
- Сепаратность дизельного отопления, не требующего близости тепло- или газовой магистрали. А также безразличие к выделяемым лимитам электроэнергии, сколь малы и оскорбительны для дачника они бы ни были.
- Высокая степень автоматизации всего котла, включая автоматическую подачу топлива.
- Установка дизельного котла не требует согласования и разрешения вышестоящих надзорных организаций. Тут уместно вспомнить, что официальная установка «дешевого» газового котла «тянет» на сотни тысяч рублей, что имеет смысл учитывать при покупке газового оборудования.
- Универсальность применения. Один и тот же котел способен использовать несколько видов топлива. Более того, заменив тип горелки, можно начать работать на газе. Да-да, перейти с дизельного топлива на газ! Это серьезнейшее преимущество конструкций, позволяющих приобретать жидкотопливный котел с перспективой проводки к дачному участку магистрали централизованного газоснабжения.
Низкотемпературные водогрейные котлы Vitoplex для жидкого и газообразного топлива. Фото: Viessmann
Недостатки дизельных котлов
- Солидная цена на котловое оборудование и топливные емкости;
- Высокая стоимость дизельного топлива, уступающая разве что централизованному электроснабжению. Стоимость альтернативных топливосодержащих «отработок» заметно дешевле;
- При работе горелки возникает шум, снижающий прелесть пребывания в тиши загородной природы
- Потребность в специальном котельном помещении, курирующем шумовые и ароматические недостатки дизельного котла.
Дополнительно надо зарезервировать на участке место, где будет размещаться цистерна для топлива. Ее емкость должна обеспечить гарантированную работу котла в течение нескольких месяцев. А это значит, что вам потребуется несколько тонн топлива.Топливная емкость. Фото с сайта kromstroy.ru Так, например, стандартная полиэтиленовая емкость, рассчитанная на 5000 л, весит 140 кг. Ее длина и ширина составляют соответственно 2,4 м и 1,8 м при высоте чуть меньше 2 м. И ведь ее придется зарывать в землю достаточно глубоко, ниже глубины промерзания. Кроме того, имеет смысл ее утеплить и, желательно, соорудить систему подогрева, так как дизельное топливо обладает неприятным качеством — густеть на морозе. Об этом хорошо осведомлены обладатели дизельных автомобилей. Крышка емкости укомплектована дыхательным клапаном. Стоимость такой дизельной «дровницы» приближается к 50 000 руб.
Топливо: возможности выбора
Говоря о жидкотопливных котлах, мы подразумеваем применение солярки. И теплотехнический расчет этих агрегатов производится из расчета именно ее теплотворной способности. Однако «всеядность» таких теплогенераторов весьма широка. Они могут работать на:
- керосине,
- лёгкой нефти,
- отработанных моторных и трансмиссионных маслах,
- мазуте.
Разумеется, все эти виды топлива обладают различным химическим составом, вязкостью и теплотворностью, что приводит к разной производительности котлового оборудования. Обидно, но это также может привести и к его внеплановым чисткам. Главное, чтобы приобретенное топливо было лишено нештатных примесей и влаги. Необходимо оговориться, что разработаны специальные системы топливной подготовки, без применения которых котел работает заметно хуже на альтернативных типах топлива. Кроме того, обычный «дизель» можно приобрести подешевле в соседней войсковой части, строительной автомехколоне или автобусном парке (упомянув эти прискорбные, но имеющие место в нашем обществе явления, автор подчеркивает, что он принципиальный сторонник борьбы с коррупцией, чего и читателям желает).
Так сколько запасать топлива?
Для ответа на это вопрос хочется задать еще один: а хорошо ли и по современным ли технологиям у вас утеплена дача? Если ответ утвердительный, то для полноценного отопления 1 кв. м требуется 0,05 кВт установленной мощности. (Просвещенный в технике читатель может тут же упрекнуть автора статьи в ошибке, сославшись на то, что этот показатель везде пропагандируется в размере 0,1 кВт на 1 кв. м. Однако реальные измерения расхода тепла хорошо утепленных домов приводят к величине 0,05 кВт. А величина 0,1 кВт на 1 кв. м скорее отражает беспечное разбазаривание тепла в кое-как утепленном коттедже, а также прямой финансовый интерес производителей отопительной техники). Для легкости счета предположим, что зимняя отапливаемая площадь вашего коттеджа не превышает 100 кв. метров. То есть для отопления в суровую зиму нам нужно 5 кВт х час. Воспользуемся самыми приближенными вычислениями.
- Известно, что в среднестатистическом варианте для генерирования расхода в 10 кВт х час потребуется расходовать 1 кг дизельного топлива в час. То есть для отопления нужно 0,5 кг дизельного топлива в час. То есть около 12-15 кг в сутки.
- В зависимости от географической зоны установки котел работает разное число суток. Скажем, 100 дней он работает с полной нагрузкой, а еще 60 дней – с 50% нагрузкой.
- Тогда имеем: 15 кг х 100 суток + 7,5 кг х 60 суток – получаем около 2 тонн топлива.
Сколько запасать топлива? Еще раз повторюсь: речь идет о хорошо утепленном доме. В российской реальности для отопления потребуется около 2500–3000 кг. Но много ли в наших дачных товариществах коттеджей с отапливаемой площадью в 100 квадратнх метров? Итак, емкость топливной цистерны примерно ясна, если вы собираетесь ее заполнять один раз в год. Попутно, зная сегодняшнюю цену дизельного топлива в вашем регионе, вы узнаете цену годового бюджета на отопление. (В конце 2016 года в моем регионе рядом с дачей литр дизельного топлива стоил около 36 рублей. Хотя в интернете в тот же день предлагали дизельное топливо с доставкой за 28 руб. 78 коп. Ощутимая разница!). Учтите, что на автозаправках цена топлива устанавливается за один литр. Поэтому, чтобы перейти от килограммов к литрам, вам нужно умножить их на коэффициент 1,16. Те же выше упомянутые 3000 кг топлива займут емкость почти в 3500 литров.
Как устроен котел?
Котел состоит из заключенных в едином корпусе обязательных компонентов (узлов). Это:
- камера сгорания;
- горелка на жидком топливе (универсальная или дизельная);
- теплообменник;
- система управления.
Некоторые авторы добавляют к этому перечню топливно-очистной фильтр и дымоход, хотя они напрямую не являются элементами теплогенератора. Вода для отопления дачи поступает в теплообменник, где нагревается в его коллекторах под воздействием температуры пламени топливной горелки. Раскаленные стенки теплообменника передают свою тепловую энергию теплоносителю (в самом общем случае – воде).Устройство жидкотопливного конденсационного котла. Фото: Viessmann
Теплообменники
Теплообменники бывают чугунные или стальные. Чугунные, разумеется, принципиально не ржавеют и вполне сносно трудятся при низких температурах. Однако они небезразличны к крутым скачкам температуры, а также хрупки, и нужно быть крайне аккуратными при их транспортировке и установке. Чугунные теплообменники весьма тяжелы. И если их смонтировать уже на заводе-производителе в корпусе котла, то его будет проблематично внести в обычную дачную котельную, так как он неподъемен. Поэтому большинство таких конструкций перевозят отдельно и монтируют непосредственно на месте установки котла. Например, котел Vitorond 200 от Viessmann, состоящий из чугунных сегментов, легко пройдет в любую дверь. Его сегменты можно по отдельности доставить в котельную и без проблем собрать на месте с помощью прессового штампа. Этот котел даже специально рекомендован для модернизации старых домов. Стальные теплообменники подвержены низкотемпературной коррозии, возникающей при выпадении конденсата продуктов сгорания. Зато они заметно легче чугунных и монтируются в корпусе котла уже в цехах завода-изготовителя. Согласитесь, полностью готовый к эксплуатации агрегат приобретать как-то спокойнее. «Сердцем» теплоагрегата является жидкотопливная горелка. Жидкотопливная горелка De Dietrich. Фото с сайта termos-spb.ru Она вентиляторная, для обеспечения требуемого уровня распыления солярки в камере сгорания. Топливная смесь воспламеняется встроенными электродами. Сами горелки могут быть:
- монотопливными (могут сжигать только жидкое топливо),
- универсальными, способными работать на разнообразных нефтепродуктах.
Тема горелок может быть представлена отдельной статьей, но рамки традиционного по размерам дачного дома не требуют этих сугубо профессиональных знаний.
Система управления
Жидкостной характер дизельного топлива позволяет глубоко автоматизировать работу отопительного котла. Головной контроллер следит за работой всех параметров котла, особенно за характеристиками работы горелки. Также он держит «руку на пульсе» количества воздуха, подогреве топлива, температуре воздуха внутри и вне дачи, температуре подаваемого топлива. Такая тотальная подконтрольность работы обеспечивается благодаря встроенным термостатам и выносным температурным датчикам.Контроллер Vitotronic. Фото с сайта viessmannstore.ru Датчики безопасной работы теплогенератора следят за возможным избыточным давлением, состоянием факела или наличием теплоносителя в системе отопления. В лучших версиях котлов их автоматике по плечу мониторинг самодиагностики всей системы с выводом текущей информации на экран хозяйского смартфона.
Перспективы жидкотопливных котлов
Завершить повествование о жидкотопливных котлах хочется краткой информацией о самом перспективном в последнее десятилетие направлении в их развитии – создании так называемых конденсационных котлов. Это значительно усовершенствованная конструкция, позволяющая резко увеличить коэффициент полезного действия теплоагрегата и приблизить его к 97%. А что еще нужно от котла, если не повышение КПД? В качестве достойного примера возьмем чугунный низкотемпературный котел Viessmann Vitorondens 200-Т. Агрегат надежен, экономичен и прост в установке. Напольный жидкотопливный конденсационный котел Vitorondens 200-T. Фото: www.viessmann.ru Он генерирует тепловую мощность в диапазоне от от 20,2 до 53,7 кВт. Котел оснащен самоочищающимся теплообменником из специальной стали и простым в использовании контроллером с индикацией текста и графики.
В сухом остатке
Кому из дачников стоит обратить внимание на этот вид отопительной техники? Если:
- вам в ближайшем будущем «не светит» централизованное газоснабжение,
- в округе отсутствуют надежные поставщики твердого топлива,
- а электричество по–прежнему дорого и ограничено в лимитах, –
тогда дизельный котел точно для вас. Кроме того, в случае неожиданной газификации вашего садоводческого товарищества он тоже может быть использован (после замены горелки) на 100%.Котел на дизельном или ином жидком топливе станет долговременным источником тепла на вашей даче.
Содержание:
Разновидности котлов на дизельном топливе
Итак, по причине невозможности воспользоваться другими распространенными энергоносителями вы решили устроить в своем жилище отопление на жидком топливе. Пришла пора подобрать отопительный котел, и тут следует разобраться, какие существуют виды этих изделий и выбрать наиболее подходящий вариант. Производители предлагают котлы отопления на жидком топливе следующих видов:
- дизельные котлы;
- универсальные агрегаты, в них предусмотрена возможность перехода с дизеля на природный газ;
- конденсационные котлы на солярке;
- установки, сжигающие все виды отработанных масел.
Если в обозримом будущем не предвидится изменения ситуации с энергоносителями, то ваш вариант — обогрев частного дома отопительным котлом первого типа, сжигающем только солярку.
Для справки. Большая часть подобных установок может работать и на жидком биологическом горючем, которое получают из технических культур (биодизель). Этот вариант может оказаться очень кстати, если вам доступен такой энергоноситель.
Некоторые домовладельцы, присматривающие себе котел для отопления, считают, что в дизельном котле они смогут сжигать и отработку своей машины. Это неправильный подход, и вот по каким причинам:
- Далеко не всякое горелочное устройство работает на загрязненных маслах.
- Теплотворная способность жидкого горючего гораздо выше, чем у отработанных масел. Соответственно, площади теплообменных поверхностей рассчитаны для жидкого топлива, при горении отработки КПД будет значительно ниже.
- Отработка при горении выделяет значительно больше сажи, оседающей во всем дымовом тракте. Это может стать большой проблемой при обслуживании и очистке дымогарных труб.
По своей конструкции жидкотопливные котлы весьма схожи с теплогенераторами, работающими на природном газе. Соответственно, многие производители предлагают универсальные водогрейные установки с поочередным использованием жидкого и газообразного топлива. Переход с одного вида горючего на другое осуществляется путем замены горелочного устройства. Правда, универсальный котел, работающий на жидком топливе и магистральном газе, обойдется вам несколько дороже.
Если площадь отапливаемого помещения или здания составляет менее 200 м2, а в скором будущем вы ожидаете присоединения к газопроводу, то не стоит спешить приобретать универсальный отопитель.
Дело в том, что стоимость котлового блока и двух горелок может оказаться выше, нежели два отдельных полноценных агрегата. Поэтому вначале можно поставить котел на солярке, а после подключения к магистрали купить и установить газовый теплогенератор. Более подробную информацию вы можете узнать, просмотрев видео:
Конденсационные бытовые котлы на дизельном топливе – самые экономичные и эффективные представители данного семейства источников тепла. Производители декларируют КПД своих конденсационных установок на уровне 97%, это самый высокий показатель среди всех остальных отопителей. Как водится, их стоимость довольно высока и далеко не каждый хозяин может позволить включить себе в систему отопления подобное высокотехнологичное изделие.
Очень хорошо, если вам доступен такой вторичный ресурс, как отработанное автомобильное масло в достаточном количестве. Тогда специально для этой цели существует котел на отработанном масле, продукт изготавливается и предлагается на рынке многими производителями. Также подобные котлы для отопления хорошо освоили разные мастера, изготавливающие самодельные отопители.
Устройство и принцип действия
Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.
Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.
Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.
устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе
А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное устройство.
В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.
Чертеж дизельной горелки
А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.
Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.
Работа дизельной горелки
Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.
Краткое описание процесса работы
Сжигание солярки имеет свои особенности, как и принцип работы отопительного котла на жидком топливе. Для начала горючее требуется прогреть до определенной температуры, обычно это 50 ºС. Для этой цели горелка оборудована нагревательным элементом. Когда топливный насос создал в магистрали давление, автомат управления включает нагреватель и следит за тем, чтобы температура солярки в трубках оставалась 50 ºС.
После разогрева контроллер включает вентилятор и с помощью электроклапана открывает подачу топлива в форсунку. Последняя распыляет его, а вентилятор подает воздух, в этот же момент на электродах розжига проскакивает искра и топливовоздушная смесь воспламеняется. Далее горелка переходит в обычный режим работы дизельного котла. Интенсивность горения регулируется дроссельной заслонкой подачи воздуха, связанной с топливным насосом. Когда система отопления прогреется или емкость с горючим опустеет, контроллер отключает горелку, а при необходимости снова ее запускает.
Многих домовладельцев интересует вопрос, сколько же отопительный котел на дизельном топливе в рабочем режиме потребляет горючего? Ответ зависит от многих факторов, таких как климатические условия, степень утепления здания, качество солярки и так далее.
Исходя из различных практических наблюдений, можно сказать, что для отопления дома площадью 150 м2 в самое холодное время и работе горелки на полную мощность массовый расход топлива дизельного котла составит около 2.5 кг/ч. В среднем режиме этот показатель может уменьшиться на 20—30%.
Преимущества и недостатки
Главное достоинство котла на солярке – это то, что его применение возможно при отсутствии всех энергоносителей. Исключение – электричество, его все же немного нужно, ориентировочно до 100 Вт/ч. Другие преимущества котлов на жидком топливе таковы:
- Высокий показатель эффективности, КПД агрегатов лежит в пределах 90—97%.
- Отсутствие инертности при отключении, что убережет теплоноситель от перегрева.
- Высокий уровень автоматизации (в зарубежных агрегатах), благодаря чему можно организовать погодозависимое регулирование обогрева дома.
- Возможность перехода на природный газ путем замены горелки.
- Малые габаритные размеры позволяют поставить отопитель в небольшое помещение.
Как водится, в любом деле не обходится без недостатков. В данном случае главный недостаток – дороговизна. Недешевое оборудование, топливо и обслуживание. Последнее надо проводить достаточно редко, говорят производители, но на самом деле дизельное топливо у нас не отличается хорошим качеством, а потому возникает перспектива часто возиться с горелкой. Туда же относится и очистка дымогарных труб от копоти, неизбежно возникающей в процессе сжигания некачественного дизеля.
Заключение
Жидкотопливные котлы для отопления частного дома, как правило, приобретаются по двум причинам: зачастую это шаг вынужденный и временный, совершаемый из-за отсутствия других энергоносителей. Второй случай – это когда есть доступ к дешевому горючему, ведь его стоимость – главное препятствие к популярности этого семейства котлов.
Используемые источники:
- https://sovet-ingenera.com/otoplenie/kotly/kotly-otopleniya-na-zhidkom-toplive.html
- https://obotoplenii.ru/dizelnye-kotly/zhidkotoplivnye-kotly-otopleniya-chto-nuzhno-znat-pered-pokupkoj
- https://7dach.ru/oleg_sanko/zhidkotoplivnye-kotly-preimuschestva-i-nedostatki-105375.html
- https://cotlix.com/vybiraem-otopitelnyj-kotel-na-zhidkom-toplive