В любом доме наступает такой момент, когда отопительное оборудование нуждается в замене или ремонте. Разобрать чугунную батарею собственными руками не составит труда, если в доме имеются соответствующие инструменты.
Содержание
Особенности разборки чугунной батареи своими руками
Установка отопительных систем в домах и квартирах производится с помощью чугунных радиаторов MC-140. В процессе сборки конструкции используют прокладки для уплотнения и ниппельные гайки, фиксирующие секцию. Когда дело доходит до разборки батареи, то процедура усложняется в результате длительного срока эксплуатации, вследствие чего пространство между секторами прикипает ржавчиной. Следовательно, разъемы под ключ изнашиваются в связи с постоянным тепловым воздействием.
</p>
Стоит учесть тот факт, что чугунное оборудование имеет довольно большой вес (12 секторов приравниваются к 85-90 кг), поэтому одному человеку будет тяжело справиться с разборкой конструкции. В данной ситуации демонтажным ключом выступает стальной прут округлой формы диаметром 18-22 мм. С другой конца должна быть сплющенная часть в размере 30-40 мм. Толщина изделия – не более 6 мм. С одного конца прута необходимо сделать прочное кольцо, в которое в дальнейшем потребуется установить силовой рычаг.
Важно! Длина разборочного инструмента должна соответствовать половине длины чугунной батареи (запас 30 мм).
Разобрать чугунную батарею проще за пределами жилья. Идеальным вариантом считается открытое пространство со свежим воздухом, так как во время разборки вероятнее всего будет применено нагревание конструкции. Батарею нужно положить на деревянный трап или бруски, после чего промыть стягивающие узлы жидкостью. Можно попытаться провести разборку аккуратно, но если гайки не поддаются добровольной раскрутке, тогда следует выполнить такие манипуляции:
- Накалить соединяющие узлы конструкции. Разобрать чугунное оборудование можно с помощью горелки или паяльной лампы. Нагрев должен проходить по всему периметру соединяющего узла. Когда гайка накалиться, можно пробовать срывать элемент. В случае неудачи провести повторный нагрев батареи. Как правило, во время работы с раскаленными деталями необходимо пользоваться индивидуальными средствами защиты. Это очки, капроновые перчатки и плотная одежда.
- Разрезать стыки соединительных элементов. Чтобы разобрать чугунную батарею без ключа, достаточно использовать болгарку. Во время обрезки необходимо плавно перемещать режущий инструмент по всей оси стыка. Благодаря этому на батарее не появятся сколы, трещины или забои. Конечно, применение ножовки также поможет разрезать металл, однако, на данную процедуру уйдет больше времени.
- Разобрать деформированный сектор. Если нет возможности нагрева или распила, можно использовать тяжелую кувалду для разбора неподдающихся узлов. Чугун – металл хрупкий, поэтому стоит начинать с середины, после чего получится быстро разбить чугунные батареи. Однако такой вариант опасен тем, что в результате можно повредить функционирующие секции.
Зачастую эти методы используют во время разборки старых батарей, так как в новых радиаторах резьбы и футорки не успевают окисляться в связи с коротким сроком службы.
Что нужно, чтобы разобрать чугунные батареи
Перед тем как разобрать чугунную батарею по секциям, можно ознакомиться со следующим видео:
Первоначально следует подготовить место и инструмент для разбора. Что необходимо приобрести:
- ключ трубный, серии №3 для съема контргаек;
- труборез, пилу по металлу и болгарку;
- тяжелую кувалду, молоток и зубило;
- стальной прут диаметром 18-22 мм;
- деревянный трап или подставку;
- газовую горелку или паяльную лампу;
- перчатки и очки;
- мел.
Как разобрать чугунный радиатор
Непосредственно перед самой раскруткой сектора стоит поместить металлический прут поверх радиатора и совместить рабочую поверхность элемента с крепительной втулкой. С торцевой части конструкции сделать мелом точку на пруте и поместить узел в батарею до отметки. Таким образом измерить длину трубы.
</p>
Далее, нужно определиться с видом резьбы (правая или левая), так как от этого зависит направление вращения трубного ключа. Выяснить это довольно легко, нужно вывернуть свободную втулку, после чего покажется направление. В том случае, если резьба правая, значит, поворачивать инструмент нужно против часовой стрелки. Левая – естественно в противоположную сторону.
</p>
Следующий этап – раскрутка самого радиатора. Для этого потребуется разобрать сектора, поочередно срывая резьбу с ниппелей. Процедуру следует совершать аккуратно, соблюдая ширину между секторами не более 5 мм. В противном случае секция может перекоситься, в результате чего произойдет заклинивание ниппеля. Разобрать конструкцию поможет стальная труба, выступающая в качестве силового плеча.
Как разобрать старую чугунную батарею
Как правило, чтобы разобрать секцию старого чугунного радиатора может понадобиться паяльная лампа или горелка. Проблема заключается в том, что со временем резьба покрывается коррозией, из-за чего вращение становится практически невозможным. В данной ситуации стыки следует накалить, после чего сорвать ниппели с двух сторон радиатора.
</p>
Если батарея служила долго, то ниппель, скорей всего, полностью заржавеет. При таких обстоятельствах трубный ключ будет бесполезен, поэтому лучше использовать болгарку или пилу по металлу. Разобрать лишние части ниппелей можно с помощью молотка, а поврежденные участки радиатора прочистить металлической щеткой.
Когда ни один из перечисленных вариантов не помогает, тогда следует воспользоваться кувалдой и разбить лишние части радиатора. Чугунную батарею в горизонтальном положении поместить на деревянный щит, после чего бить по деформированному сектору. Местом удара будет служить средняя осевая поверхность секции. Во время проведения процедуры сектора начнут отваливаться от конструкции.
Как разобрать новую чугунную батарею
Стоит заметить, что в нередких случаях даже новые отопительные устройства выходят из строя и на это имеется масса причин: брак на производстве или некачественная сборка узлов. В любом случае придется прибегнуть к ремонту, а, значит, разборке чугунной батареи.
</p>
Чтобы разобрать новую батарею, в первую очередь необходимо отключить ее от линии питания, слив при этом всю жидкость. Вода в батарее добавит веса к конструкции, из-за чего одному человеку будет тяжело снять радиатор. Далее, следует аккуратно положить обогревательный элемент на поддон или трап в горизонтальном положении. На новых батареях резьба не может повредиться, поэтому скрутить футорки и заглушки не составит труда. Первые нужно снимать плавно и последовательно одна за другой. Ширина между элементами не должна превышать 5 мм.
Важно! Во время разборки новых батарей не рекомендуется прибегать к помощи паяльника или кувалды.
Советы профессионалов
По мнению экспертов, разборка чугунных радиаторов должна происходить без вмешательства тяжелых инструментов. Ремонт секций подразумевает продувку и очистку емкостей от коррозии и прочего многолетнего мусора. В таком случае целесообразней будет использовать накаливание поверхности, так как, помимо разборки, высокая температура позволит отколоться большим кускам ржавчины.
Заключение
Используя перечисленные методы, можно самостоятельно разобрать чугунную батарею в домашних условиях. Чтобы не повредить радиатор во время демонтажа, стоит действовать аккуратно и придерживаться указанных инструкций.
Говорить, что чугунные отопительные батареи, теряют свою актуальность, преждевременно. Как показывает практика, ни только не теряют своих фанатов, а наоборот, постоянно приобретают новых. Объяснить, такой феномен, просто. Чугун, отличается от современных материалов, прекрасной теплоотдачей, хорошим накопителем тепла и долговечностью. Из-за этого, многие хозяева, не спешат менять старую, прослужившую не одно десятилетие, систему отопления. Но всё же, как бы не был долог век обогревающей конструкции, замена или ремонт чугунных батарей, неизбежен. Поэтому знать, как правильно разобрать и собрать чугунный радиатор отопления своими руками, будет не лишнем.
Как бы не казалась, на первый взгляд, грозной поломка чугунной батареи, не спешите менять её на новую. Ремонт радиатора отопления своими руками, поможет значительно сэкономить вам денежные средства. Обычно, выход из строя отопительного прибора, заключается в накопление мусора в секциях и разрыве прокладок между ними. Разобрать, промыть оборудование внутри и заменить уплотнительные кольца между секциями, а затем собрать чугунный радиатор отопления самостоятельно, поможет быстро решить проблему. Продлить эксплуатацию сантехнического изделия, ещё на несколько пятилеток.
Как разобрать новый чугунный радиатор отопления
Случаи, когда новое сантехническое оборудование выходит из строя, не редки. Причины сбоя, различные. Как правило, это либо заводской брак, либо, не профессиональная сборка элементов, обогревающей конструкции. Бывают и другие причины, которые требуют, снять и разобрать новый чугунный радиатор отопления самостоятельно. Одна из таких, необходимость увеличить или уменьшить, иногда и такое бывает, количество секций батареи.
Не важно, какая проблема с подвигла на разборку обогревающего сантехприбора, но последовательность ремонтных действий, одинаковая. Сначала, чугунную конструкцию, необходимо отсоединить от коммуникаций и снять, с крюков фиксаторов.
Перед тем, как провести подобные мероприятия, нужно обязательно полностью слить жидкость, с отопительной системы жилого строения. Кстати, из батареи отопления, желательно тоже сразу слить воду, малость, приподняв одну из сторон. Так вы, значительно уменьшите вес конструкции и избежите многих побочных казусов. Типа, попадание жидкости на пол, с вытекающими последствиями.
Ремонтные действия, из-за большого веса сантехнического прибора, лучше всего, проводить с помощником. Надо понимать, что во время разборки и сборки чугунного радиатора отопления, не раз придётся подымать и кантовать конструкцию. Поэтому, физическая помощь, будет очень кстати. Такой подход, заметно облегчит вам процесс ремонта и сделаем его, менее травмоопасным.
Далее, снятый чугунный радиатор, укладываем плашмя, на предварительно подготовленную площадку, лицевой стороной вверх. Это может быть, деревянный щит или поддон. Затем, при помощи разводного ключа, откручиваем заглушки и футорки. Футорки – полые гайки, с внутренней и наружной резьбой, которые предназначены для присоединения отопительных труб, к обогревающему изделию.
Как отсоединить секцию у чугунной батареи
Теперь, пришло время узнать, как правильно отсоединить секцию, у чугунной батареи отопления. Для этого, нам понадобится специальный сантехнический инструмент – радиаторный ключ. В магазине, подобный слесарный инвентарь, не встретишь, но можно сделать самому, взять напрокат, в специализированном сервисе или у знакомого слесаря-сантехника. Инструмент специфический и индивидуальный, является самодельным приспособлением. Как правило, встретить двух одинаковых радиаторных ключей, не реально. Единственное их сходство – это, прямоугольный наконечник, 40 на 24 мм. Обычно, такой наконечник, приваривают к арматуре или трубе, диаметром 15-20 мм и длиной 60-80 сантиметров. С другой стороны, делают специальное ушко, чтобы была возможность вставить, для рычага, монтировку или длинный вороток.
Что необходимо определить, перед раскручиванием конструкции
Перед раскручиванием конструкции, необходимо определить направление резьбы ниппель-гайки. Обычно, оно соответствует, направлению резьбы заглушек и футорок. Но бывают и исключение. Так что, подходить к разборке чугунного радиатора отопления, нужно с полной ответственностью и не спешить сразу применять физическую силу, если что ни так. Так-же, на современных обогревающих изделиях, иногда, можно обнаружить маркировку, которая точно указывает, какая резьба: L – левая, R – правая.
Когда с направлением резьбы ниппель-гайки, определились, можно уверенно приступать к разборке чугунной батареи. Если требуется раскрутить крайние секции, то определить нужную соединяющую гайку, не составит большого труда. С сегментами, которые находятся в середине или ещё ближе, не много сложнее, но всё-же возможно. Для этого, замеряем расстояние до них, приложив, поверх конструкции, радиаторный ключ. Помечаем, на арматуре или трубе ключа, мелом или маркером, место до которого требуется всунуть радиаторный ключ, внутр изделия, чтобы раскрутить секции. Далее, засовываем самодельный инструмент, до отмеченного ранее, расстояния, слегка его проворачивая. Такие поступательные вращения, позволят слесарному приспособлению, пройти другие, встречающиеся на пути ниппель-гайки и достичь нужного отверстия.
Достигнув нужной ниппель-гайки, фиксируем в ней наконечник радиаторного ключа. После, с другой стороны слесарного приспособления, в проушину, вставляем длинный вороток или монтировку. Далее, приложив не значительные физические усилия, отворачиваем, нижнею и верхнюю, ниппель-гайку на пол-оборота. Такие же действия, производим с другой стороны батареи. И так, до полного разъединения секций. Очерёдность раскручивания гаек, позволит полностью избежать перекоса и напряжения металла, которое, хрупкий чугун, очень боится.
Разборка старого чугунного радиатора отопления
Разборка старого чугунного радиатора отопления, иногда становится очень трудоёмким процессом и не всегда, оправданным решением. От того, на сколько конструкция подвержена коррозии и, всякого рода, налётам и отложениям, зависит дальнейшая судьба прибора, эффективность и целесообразность ремонта. Поэтому, прежде чем приступать к ремонту оборудования, необходимо досконально, изучить старый чугунный радиатор отопления. Словом, провести полную ревизию сантехнического изделия.
Как правило, для разборки старого чугунного радиатора отопления своими руками, понадобятся следующие инструменты:
- Газовая горелка или паяльная лампа;
- «Болгарка», с кругом по металлу;
- Ножовка по металлу;
- Зубило и бородок;
- Тяжёлый молоток или средняя кувалда.
Где совершать разборку старой отопительной батареи
Совершать разборку старой отопительной батареи, лучше вне помещения. Наиболее приемлемый вариант – улица, положив чугунный радиатор, на что-нибудь деревянное. Перед тем, как приступать к разборке старого изделия, желательно тщательно промыть его водой. После, можно попытаться повторить все ремонтные действия, как с новым. Если попытка разобрать, открутить стягивающие ниппель-гайки, не увенчаются успехом, что вполне вероятно, тогда применяют дополнительные меры:
- Нагреть место соединения секций. Для этого, обычно используют паяльную лампу или газовую горелку. Чугунную конструкцию, в месте соединения секций, нужно хорошо прогреть по кругу. После, пока горячая, попытаться сорвать ниппель-гайку. Ели сразу открутить не удалось, как правило, делают несколько циклов нагревание-остывание. Работая, с огнём и раскаленным металлом, не нужно пренебрегать мерами предосторожности. Для ремонтных работ, используйте плотные защитные перчатки. Если этот способ не помог, то применение радикальных мер воздействия на метал, обычно помогают в корне изменить, создавшуюся тупиковую ситуацию.
- Распилить стык соединения секций. Подобное действие, наиболее эффективно и быстро, совершать, при помощи «Болгарки». При этом, пилить надо аккуратно. Главное, не переусердствовать. Лучше, резать с небольшими перерывами, а не в один заход. Так вы сможете избежать, появление трещин и сколов. Применение ножовки по металлу, поможет 100% обойти все негативные последствия, но потребует много времени и сил.
- Разбить, сломанную секцию. Когда нагревание и распиливание обогревающей конструкции, показалась вам плохой идеей, можно просто разбить, тяжёлым молотком или кувалдой, не нужный элемент изделия. Начинать колошматить, нужно с середины секции и постепенно продвигаться, к местам соединения. Но всё-же, разборка батареи отопления, не спеша и аккуратно, более приемлемый вариант. Раскол же неработающей секции, может нечаянно повредить, одну из соседних, секций оборудования.
Сборка чугунного радиатора отопления
Собрать отопительную чугунную батарею не так сложно, как кажется на первый взгляд. Сборка чугунного радиатора отопления, производится в обратном порядке. Но начинать её, следует только после проверки:
- Качества резьбовых соединений конструкции;
- Внутренних отверстий, под радиаторный ключ;
- Общее рабочее состояние секций.
Если требуется, ниппель-гайки, нужно заменить на новые. Так-же, рекомендуется устанавливать только свежие прокладки. Их делают, как правило, из паронита, но можно и силиконовые. Поверхности, устанавливаемых секций, в местах соединений, рекомендуется, зачистить наждачной бумагой. Новый секции – не исключение.
Процесс сборки батареи отопления своими руками
Продолжаем процесс сборки батареи отопления своими руками. Для этого, соединяющиеся секции, выкладываем друг против друга, на чистую, ровную поверхность и, чтобы отверстия максимально совпадали. На соединяющие ниппель-гайки надеваем прокладки, после чего, слегка их вкручиваем, в две противолежащие секции одновременно. Сначала вверху, а затем внизу. Можно и наоборот. Закручивание гаек, как и при разборке, нужно производить попеременно, избегая перекосов и напряжений металла.
На ранней стадии комплектации, обогревающего изделия, радиаторный ключ крутим без монтировки. Если ниппеля идут чётко по резьбе, без перекосов, то физических усилий, на начальном этапе сборки, не потребуются. Когда стяжка чугунных секций, подошла к финишу, то необходимо применить на ключ, некоторое усилие, вставив монтировку или вороток, в ушко слесарного приспособления. Затем, без фанатизма, подтянуть все элементы конструкции.
P.S. Как вы могли заметить, из выше изложенного текста, профессионально разобрать и собрать чугунный радиатор отопления своими руками, вполне реально и доступно, практически каждому. Как видите, стоит лишь иметь некоторые слесарные навыки и строго придерживаться инструкции и рекомендациям специалиста.
Но если сомневаетесь, в положительном результате ремонтных действий, то разобрать и собрать чугунный радиатор отопления, вам сможет помочь только профессионал. Рекомендую, воспользоваться услугами мастера «Сантехник Рязань». Так вы сэкономите ни только время, но и деньги. Обычно они требуются, на возмещение убытков, от не корректных и топорных действий, в процессе сборки или после аварийных происшествий, во время эксплуатации отопительной конструкции в капитальном сооружении.
Основные правила установки
Схема устройства биметаллического радиатора.
Монтаж биметаллических батарей отопления требует выполнения таких основных правил:
- Расстояние от стен до радиаторов должно составлять 3-5 см.
- Расстояние между радиатором и полом должно составлять 7-20 см, а между подоконником и радиатором — 8-12 см. Это поможет улучшить конвекцию.
- Защитную пленку с радиаторов не рекомендуется снимать до завершения всех работ. В противном случае возможны повреждения эмали радиаторов. Если избежать сколов эмали не удалось, то поврежденные участки рекомендуется покрыть белой эмалью или заменить поврежденные секции.
- При закручивании соединительных элементов батарей необходимо рассчитывать прилагаемые усилия, так как при слишком сильном затягивании вы можете сорвать резьбу. Это может привести к образованию протечек, как и недостаточно крепкое соединение монтажных элементов.
Прежде чем начать монтаж каких-либо элементов системы отопления, в том числе батарей, необходимо выяснить, запущена ли в систему отопления вода и если да, то принять меры по перекрытию подачи воды.
Схема подключения радиаторов.
Порядок действий при монтаже батарей отопления следующий:
- отметьте места, в которые будут устанавливаться кронштейны;
- закрепите кронштейны на стене при помощи дюбелей или цементного раствора;
- установите батарею на кронштейнах таким образом, чтобы горизонтальные коллекторы расположились на крюках кронштейна, в результате этого кронштейны будут находиться между секциями радиатора;
- соедините батарею с подводящими элементами системы отопления, которые заканчиваются вентилем, краном или термостатом.
Отопительные батареи при монтаже не допускают таких действий:
- расположение секций не вертикально;
- расположение радиаторов относительно стены, пола и подоконника на расстоянии, не соответствующем требованиям.
http:
Правильная установка биметаллических радиаторов требует ответственного подхода, который обеспечит правильную работу всей системы отопления. Поэтому подойдите ответственно к выполнению данных работ.
Монтаж пробок для обвязки радиатора
Примеры установки радиаторов.
Как правило, на батареях отопления имеется 4 открытых входа (по два на сторону). А все потому, что подключение батарей отопления в квартире возможно несколькими способами:
- односторонним;
- перекрестным;
- однотрубным;
- нижним.
От способа зависит количество входов, закрывающихся глухими или проходными пробками с резьбой на 0,5 или 0,75 дюйма. Установка пробок и запорной арматуры называют «паковкой» соединений на резьбе. Обвязка радиаторов отопления, устанавливаемых в квартире, — один из наиболее ответственных процессов, ведь чаще всего течи появляются на резьбовых соединениях.
Обычно монтаж батарей в квартире производят при помощи одностороннего типа подключения. Вверху с правого или левого бока производится подача, а внизу на той же стороне располагается обратный выход. Верх противоположной стороны отопительного прибора оснащается краном Маевского. Он нужен для того, чтобы сбрасывать воздух. Последний нижний вход блокируется заглушкой.
http:
https://youtube.com/watch?v=3BaaUUG4JZE
В случае, если для подводки воды применена труба Ø20 мм, то используется пробка с проходом на 0,5 дюйма, если труба Ø 25 мм — пробка 0,75 дюйма.
Важно! Пробки закручиваются в батарею с ощутимым усилием без использования всевозможных обмоток. Поверхность, с которой будет соприкасаться вкручиваемая прокладка, должна зачищаться от краски, ржавчины или окалины
Сборка биметаллических радиаторов
Схема биметаллического радиатора.
Прежде чем монтировать биметаллический радиатор отопления, его необходимо собрать. Для этого вам потребуются следующие материалы и инструменты:
- ;
- пакля;
- паста Unipak;
- фум-лента;
- радиаторные краны;
- кронштейны;
- дюбели;
- электродрель;
- гаечные ключи;
- карандаш.
От радиаторного крана нужно открутить деталь с резьбовым соединением, на резьбу наматывается подмотка. Для этих целей лучше всего применять паклю в сочетании со специальной пастой Unipak, выдерживающей высокие температуры. Паста помогает достичь высокой герметичности резьбовых соединений биметаллических радиаторов. Вместо пакли с пастой можно использовать фум-ленту или паклю с краской.
Прежде чем намотать паклю, нужно нанести на резьбовую часть детали пасту или краску, равномерно распределяя ее по всей резьбе. После этого берут заранее подготовленный пучок пакли и наматывают ее по ходу резьбы. Далее на обмотанную деталь надевают накидную гайку крана и вкручивают в пробку биметаллических радиаторов. Сначала можно закрутить руками, а потом с помощью гаечного ключа. Таким же образом вкручиваются в остальные пробки кран Маевского и заглушки.
На пробки биметаллических радиаторов можно установить специальные резиновые прокладки, которые можно купить отдельно. Другим, более надежным вариантом является намотка из пакли со специальной пастой. После этого закручивают пробки в радиатор
Необходимо обратить внимание, что две пробки имеют левую резьбу, а две — правую
На накидных гайках радиаторных кранов имеются кольцевые уплотнения, поэтому на них намотка не требуется. Данное кольцевое уплотнение ляжет в фаску, имеющуюся на резьбе кранов, соединение в этом случае получится плотным.
Когда пробки в батареи будут вкручены, прикручивают радиаторные краны. Теперь можно приступать к пайке труб-отводок одной стороной к радиаторному крану, второй — к тройнику
Здесь следует обратить внимание на длину труб-отводок, учитывая расстояние от пола и то, что часть трубы уйдет во внутренний диаметр соединяемой детали
Чтобы сделать все правильно, можно расположить кран и трубу на ровной поверхности и сделать отметки карандашом на всех деталях. Во время пайки необходимо проследить, чтобы все карандашные отметки совпадали.
Следующим действием будет прикручивание радиаторных кранов непосредственно к радиатору. Это нужно для определения расстояния до обводного участка подающей трубы в однотрубной системе отопления. После этого осуществляется непосредственное крепление биметаллических радиаторов на кронштейны и проверка их по уровню. Все радиаторы после сборки монтируются аналогичным образом. После этого они завязываются с котлом и друг с другом при помощи трубопровода. Сборка и может считаться завершенной. Основным условием при таких работах является точность разметок. Радиатор должен быть установлен аккуратно, соединения не должны иметь перекосов.
Установка кранов для батарей отопления
После вкручивания проходных пробок можно приступать к монтажу запорной и регулирующей арматуры. Для этого можно использовать шаровые или радиаторные краны с возможностью ручной или автоматической регулировки потока.
Краны для радиаторов имеют несколько конструкций, но самыми удобными в плане монтажа являются краны с накидными гайками (американки). Оборудовав радиатор таким краном, можно быстро произвести перекрытие потока теплоносителя, затем раскрутить соединение и демонтировать батарею, не останавливая работы всей системы. Самым главным является то, что американку можно использовать неоднократно, и это не зависит с резиновой она прокладкой или паронитовой, либо герметичность соединений достигается при помощи конусообразных деталей из металла.
От того, откуда происходит подводка питающих труб (из откосов ниши или стены), зависит использование угловых или прямых кранов, оснащенных накидными гайками.
http:
Для того, чтобы закрутить такой тип соединения как американка, понадобится специальный ключ, вставляющийся в патрубок с гайкой. Сечения могут быть разнообразны. Лучше всего, если нужен шестигранный ключ, требуется лишь правильно определить размер. Ситуация осложняется, если внутри американки два выступа. В этом случае для качественной сцепки придется подбирать профиль подходящего размера. Лучше всего изготовить ключ в форме буквы «Г» с квадратным сечением самостоятельно. Его рабочая область должна слегка сужаться к основанию. Это позволит работать со всеми типами американок.
Место соединения патрубка и пробки нужно герметизировать при помощи подмотки. Сантехники часто применяют для этих целей пряди льна и паковочную пасту UNIPAK. ФУМ-ленту можно применять только для резьб высокого качества, у которых нет острых углов и имеется специальная насечка, препятствующая перекручиванию герметизирующих материалов.
Для проверки на совместимость двух деталей с резьбой необходимо предварительно соединить их без пакли. Необходимое количество пакли зависит от плотности собирания соединения. Чересчур сильная подмотка может способствовать деформации или появлению трещин на поверхности деталей. Недостаточный слой может быть причиной протечек.
http:
Герметизирующий материал наматывается противоположно направлению резьбы. Из отдельных волокон льна собирают тонкую веревку и обматывают ею патрубок от наружного края. Каждый виток должен зажимать предыдущий, препятствуя прокручиванию. После того, как вся резьба заполнится подмоткой, ее обмазывают пастой и вкручивают на место.
Подготовка к монтажу
Схема подключения алюминиевых радиаторов.
Перед тем как приступить к установке биметаллических радиаторов, необходимо определиться с их расположением, другими словами, составить схему системы отопления, а также продумать, какие дополнительные действия вам, возможно, придется осуществить. Например, вам может потребоваться установка или замена кранов, замена труб. В таком случае вам следует заранее запастись всеми комплектующими и инструментами.
Из инструментов вам может потребоваться:
- радиаторный ключ;
- резак для труб;
- разводной ключ;
- газовый ключ;
- комплект для сварки.
Диагональная схема подключения радиатора.
потребует также дополнительных деталей, точный перечень которых вы можете узнать в точке продажи радиаторов.
Примерный список этих материалов выглядит так:
- соединительные муфты (ровные и изогнутые);
- крепежи для радиаторов;
- лен.
Для биметаллических радиаторов наиболее оптимальным считается диагональный монтаж.
Какие фитинги могут потребоваться для сборки батарей
Схема установки чугунной батареи.
Если система отопления однотрубная, то понадобятся тройники следующих диаметров: для подводящей основной трубы, например, 25 мм, для отводящей к радиатору и обходной трубы по 20 мм. Если основная подающая труба имеет диаметр 35 мм, то трубы будут иметь диаметры 32-25-25.
На каждый радиатор отопления потребуется по два таких тройника. В продаже имеются как полипропиленовые радиаторные краны, так и металлические, которые стоят несколько дороже. Надежность и долговечность кранов зависит от качества теплоносителя. На каждый радиатор нужно по два таких крана.
Если стены построены из недостаточно твердого материала, необходимо использовать специальные кронштейны. После того как все необходимые материалы будут куплены, можно приступать к сборке и .
Перед тем как начнется сборка и монтаж биметаллических или чугунных батарей, необходимо сделать разметку того места, где они будут висеть. Для этого на стене делают отметки карандашом в местах крепления кронштейнов. Разметку необходимо производить по уровню. Кроме того, следует учитывать, что кронштейны необходимо крепить так, чтобы они располагались в промежутке между секциями батарей.
Производя разметку, необходимо учитывать и высоту радиаторов от подоконника и пола. Чтобы не сделать ошибок, радиаторы отопления прикладывают к стенам и наносят отметку таким образом, чтобы кронштейны после крепления оказались между секциями батареи.
После нанесения разметки на стены сверлят отверстия соответствующего диаметра. Диаметр отверстия должен совпадать с размером дюбеля, который идет в комплекте с радиатором. Затем вставляют дюбель и вкручивают в него сам кронштейн.
Сборка чугунных радиаторов
Схема технических характеристик чугунного радиатора.
Перед монтажом чугунных радиаторов их целесообразно развинтить, подкрутить ниппели и произвести их сборку. Сборка таких батарей, как правило, выполняется вдвоем. Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:
- радиаторные ключи;
- краска;
- кисти;
- кронштейны;
- дюбели;
- электродрель.
Сборка чугунных радиаторов производится на верстаке с использованием двух специальных ключей, которые вставляются в ниппельные отверстия (каждый ниппель имеет и верхнее, и нижнее отверстие). Для удобства в нижнее ушко радиаторного ключа вставляют ломик. Нижний и верхний ниппели разворачиваются одновременно, чтобы радиатор не перекашивался. Необходимо помнить то, что ниппели с разных сторон батареи имеют различные по направлению резьбовые соединения.
Схема установки чугунных радиаторов.
После и развинчивания всех секций начинают их группировку. Чтобы выполнить группировку двух секций, сначала захватывают ниппелями несколько резьбовых нитей на каждой стороне. После этого завинчивают оба ниппеля одновременно. Таким же образом можно с любым необходимым количеством секций.
Собранную батарею в дальнейшем подвергают опрессовке. В случае обнаружения протечек воды ниппели подкручивают. После сборки целесообразно окрасить радиатор. Прежде чем , нужно установить для нее крепление. В доме с деревянными стенами батареи устанавливаются на подставки, располагающиеся прямо на полу, а на стену монтируются поддерживающие приспособления. При покупке радиатора нужно проверить соответствие крепления типу вашей стены, на которой будут монтироваться отопительные устройства.
При установке батареи нужно проследить, чтобы ее центр совпал с центром окна. Верхняя часть радиатора должна находиться на расстоянии 5 см от подоконника, нижняя не доходить до пола не менее, чем 6 см. Радиатор необходимо приложить к стене, соблюдая все данные параметры, и произвести разметку мест крепления таким образом, чтобы на каждый м отопительных устройств приходилось по одному кронштейну. Все отопительные приборы, монтируемые в одной комнате, должны находиться на одинаковом уровне. Кронштейны обычно устанавливают на глубину не менее 12 см и замуровывают цементным раствором.
После того как батарея будет подвешена на крепление, ее подсоединяют к системе отопления. Для этого нужно вывернуть заглушки, подключить вентиль и монтировать радиатор при помощи сгонов.
Для сборки алюминиевых радиаторов отопления нам понадобятся: универсальный ключ для американки и накидной гаечный ключ.
Примечание: при использовании металлических ключей — накидных и особенно рожковых, велика вероятность, повредить финишное покрытие на поверхности перечисленных изделий, как получилось в моем случае, так что обратите на это снимание и не повторите моей ошибки. Рекомендую использовать ключ пластиковый для радиаторных пробок, футорок и воздухоотводчиков, пример которого показан на фото.
При покупке радиаторов отопления купил сразу же и стандартные комплекты из расчета один комплект на один радиатор отопления, итого – 5 комплектов. В стандартный комплект входят: заглушка, воздухоотводчик (крана «маевского»), четыре футорки и уплотнительные кольца. Переходники должны иметь размер соответствующий диаметру труб подключаемых к радиаторам отопления.
В доме сделана система отопления с использованием полипропиленовых труб 25х3,5 мм, поэтому покупал комплекты с футорками для перехода с резьбы в отверстии секции радиатора, диаметр которой равен 1” на ¾”, это диаметр резьбы для установки фитингов и комплектующих, которые необходимы для подключения радиаторов к системе отопления.
Наглядно рассмотрим стандартный комплект для алюминиевых радиаторов отопления:
- А – футорки переходные с внутренней резьбой ¾”.
- Б – заглушка с наружной резьбой ¾”.
- В – воздухоотводчик (кран «маевского») с наружной резьбой ¾”.
- Г – ключ от воздухоотводчика.
- Д – уплотнительные кольца (четыре уплотнителя под футорки и два под кран «маевского» и заглушку).
Также необходимо приобрести кронштейны для крепления радиаторов отопления к стене дома. Покупал угловые кронштейны из расчета — три кронштейна на один радиатор, два установил вверху, один внизу по центру радиатора отопления.
Как уже ранее говорил, у меня сделана однотрубная система отопления с диагональным подсоединением радиаторов отопления. Соответственно, исходя из этого, установку комплекта на радиаторы отопления осуществлял в следующем порядке:
Сначала установил в резьбовые отверстия радиатора футорки с левой и правой резьбой. Тут главное, не перепутать, какие футорки куда ставить. Если футорка имеет левую резьбу, а вы ошибочно вкручиваете ее в отверстие радиатора с правой резьбой (с правой стороны радиатора), то, конечно же, футорку закрутить не получится.
В этом случае не надо прикладывать усилий и пытаться завернуть футорку, используя трубный ключ – просто возьмите другую, с нужной (правой) резьбой. Установку футорок осуществлял через силиконовые прокладки, которые были в комплекте.
Установка американки и шарового крана
На входе теплоносителя в алюминиевый радиатор отопления установил шаровый кран с американкой 25х3/4”, такой же кран установил и на выходе теплоносителя из радиатора отопления (внизу). Сначала скрутил американку (А) с крана и установил ее на радиатор отопления (резьба Б вкручивается в резьбовое отверстие футорки). Такой способ позволяет удобно и надежно зафиксировать резьбовое соединение футорки и американки, чтобы в дальнейшем полностью исключить протечку теплоносителя.
Как видно на фото 5 на внутреннем диаметре американка имеет два шлица (Г), эти шлицы предназначены для затяжки американки с помощью специального ключа (В), которым я и осуществлял затяжку американок полипропиленового крана. Когда американка была зафиксирована к радиатору отопления, соединил ее с краном.
С левой стороны (внизу радиатора) установил заглушку, а в верхней части радиатора с правой стороны установил кран «маевского», для исключения завоздушивания как радиатора отопления, так и все системы в целом.
Важно! При установке комплекта на алюминиевый радиатор отопления, не забывайте устанавливать имеющиеся прокладки, чтобы не пришлось после подачи теплоносителя в систему отопления разбирать резьбовые соединения для исключения течи в местах их соединения.
Когда на все пять радиаторов отопления были установлены комплекты, приступил к выполнению следующего этапа работы – установка радиаторов отопления.
Радиаторы отопления можно назвать самым известным оборудованием, так как практически каждый человек сталкивался с ним. Однако не все понимают, что необходимо для установки такого на первый взгляд простого прибора и как работают его составляющие элементы. В частности речь идет пробке радиатора, про которую, скорее всего, знают не многие.
В большинстве случаев радиаторы продают в собранном виде, для работы прибор необходимо только зафиксировать на стене и подключить к системе отопления. Однако помимо этого потребуется приобрести дополнительные приспособления. К ним относится следующее:
- Проходная пробка для чугунного радиатора в количестве не менее 2 штук. Приспособление имеет отверстия с обеих сторон, в которых нарезана резьба.
- Заглушки, вкручивающиеся в корпус радиатора для предотвращения утечки теплоносителя.
- Краны Маевского для спуска воздуха из отопительного прибора.
- Приспособления для установки радиаторов, это могут быть металлические анкеры или специальные кронштейны.
Количество секций радиатора определяется потребностью в тепловой энергии, поэтому длина прибора отопления наращивается или укорачивается.
Современные специализированные магазины предлагают радиаторы и полный комплект приспособлений для их установки. Это позволяет подобрать элементы одного цвета в соответствии с цветом отопительного прибора. Кроме того в этом случае имеется возможность подобрать максимально совместимые материалы. К примеру, если батарея сделана из чугуна, то и пробки должны быть чугунными. Не рекомендуется использовать пробку для чугунного радиатора на медных приборах отопления.
Из-за высокого риска возникновения эффекта гальванической коррозии очень важно учитывать сочетание материалов. Кроме того отдельные металлы склонны к образованию гальванической пары, в этом случае чугунная пробка для радиатора становится катодом, а материал, из которого изготовлена труба, превращается в анод. В результате срок службы отопительного прибора существенно сокращается.
Самым простым элементом, используемым при установке и сборке радиаторов, можно назвать алюминиевую пробку для радиаторов отопления. Но даже простейшее приспособление требует особого внимания, в противном случае при эксплуатации могут возникнуть большие проблемы.
Процесс установки радиаторной пробки нельзя назвать сложным, так как практически все они производятся одного типа, различными могут быть размеры или тип резьбы. Работают такие приспособления также по одному принципу.
Выбирая пробку для радиатора, важно учесть следующие моменты:
- Материалы радиатора и пробки должны обязательно сочетаться.
- Резьба пробки должна иметь определенный тип. Например, для установки с левой стороны батареи рекомендуется использовать левостороннюю резьбу, а с правой стороны устанавливается пробка радиатора отопления с правой резьбой.
- Отверстие в радиаторе может перекрываться глухой или проходной пробкой.
- Приспособление должно иметь эстетичный вид и соответствовать по цвету с отопительным прибором.
- Большое значение имеет диаметр резьбы в чугунной батарее на входе и выходе, пробки могут использоваться в качестве переходных элементов.
Чаще всего батарея укомплектовывается следующими приспособлениями:
- Пробки проходные для радиаторов в количестве 4 штук.
- Кронштейны для установки отопительного прибора и пластиковые анкеры для установки самих крепежных элементов. Для радиатора стандартных размеров требуется по 2 кронштейна и анкера.
- Заглушка и кран Маевского. Иногда второй элемент заменяют еще одной заглушкой.
По принципу действия пробки делятся на два вида. В первом случае они просто перекрывают путь теплоносителю, другими словами выполняют функцию заглушки. Второй вид является переходником с одного диаметра на другой. В этом случае пробка с одной стороны имеет внешнюю резьбу, с другой стороны – внутреннюю.
Прежде чем установить пробку для алюминиевого радиатора, следует надежно зафиксировать отопительный прибор на стене.
В целом можно придерживаться следующей инструкции:
- Вначале выполняют сборку отдельных секций в единый прибор отопления, количество секций подбирается индивидуально для каждого случая. При соединении элементов пользуются ФУМ лентой, позволяющей достичь максимальной герметичности.
- Далее выбирают место, где будет располагаться радиатор, чаще всего их устанавливают под окном. При этом очень важно придерживаться рекомендованных расстояний от стены, пола и подоконника.
- Затем в стене делают отверстия с помощью специальных инструментов, забивают в них пластиковые анкеры и вкручивают металлические кронштейны. На них навешивают радиатор.
- Теперь можно устанавливать пробки для биметаллических радиаторов, тем более что сложности в этом процессе нет. Их корпус выполнен в форме шестигранника, это позволяет использовать для закручивания любой ключ. Не следует сильно затягивать пробку, чтобы не повредить резьбу или корпус. В процессе закручивания может образоваться невидимая микротрещина, в которую может протекать вода под давлением. Кроме этого ремонт батарей в зимнее время никому не доставляет удовольствия.
- После того как пробки будут установлены, можно подключать входящий и выходящий трубопровод. Параллельно устанавливают кран Маевского в верхнее отверстие радиатора, а заглушкой закрывают нижнее отверстие. Стоит отметить, что приспособление для спуска воздуха стоит недорого, а эффективность отопления повышается в значительной степени. Чтобы воздух легче выходил из системы, приборы отопления устанавливают с небольшим уклоном, в несколько градусов.
- Проводят тестирование отопительных приборов и мест соединений. Для этой цели в систему наливают жидкость и осматривают проблемные места.
Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:
- При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом. Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.
- При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями. Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания.
Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно. Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.
Используемые источники:
- https://vdome.club/remont/santehnika/chugunnaya-batareya-otopleniya-kak-razobrat-po-sektsiyam-svoimi-rukami.html
- https://santehnik-ryazan.ru/kak-razobrat-i-sobrat-chugunnyj-radiator-otoplenija/
- https://vse-otoplenie.ru/rezba-na-radiatorah-otoplenia
- https://36doors.ru/otoplenie/kakaya-rezba-na-batareyah-otopleniya-levaya-ili-pravaya/