Для оперативного ремонта батарей отопления согласно всем нормам и правилам в отопительный сезон должна выезжать аварийная бригада, такая «скорая помощь» для радиаторов. Но в жизни обычно эти правила действуют в редких случаях, в остальном приходится все делать самостоятельно и не надеяться на волшебника из ЖЭКа. А раз так, то в ход могут пойти самые разные методы даже самые невероятные, хотя холодная сварка для батарей отопления это не волшебство, а вполне реалистичный метод устранения течи.
Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления
Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.
Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.
Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.
Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.
Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:
- Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
- Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
- Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.
Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.
Холодная сварка – что это, применение для системы отопления
Для склеивания различных материалов применяются клеи разного состава и назначения. Так для бумаги используется конторский клей и ПВА, в строительстве для поклейки обоев применяется синтетический клей с виниловыми наполнителями, для ремонта обуви – резиновый клей.
Универсальных клеев, увы, пока не изобрели, но уже есть составы, которые способны надежно склеивать металл. Примером такого состава выступает холодная сварка.
В основе технологии холодной сварки лежит эпоксидный клей, состоящий эпоксидной смолы и отвердителя. В обычном состоянии это субстанция, напоминающая густую сметану, только желтого цвета, но при смешивании с отвердителем эпоксидная смола становится более жидкой и пригодна для нанесения на даже самые сложные поверхности. Этот момент длится относительно недолго – всего 10-15 минут, после чего смола начинает затвердевать, образуя прочное покрытие.
Преимуществом этой технологии выступает высокая прочность соединения за счет высокой адгезии вещества к поверхности склеиваемого металла и стойкость к агрессивным химическим материалам. Увы, есть и недостатки клей сам по себе может выдержать большое давление, но при механических воздействиях велика вероятность нарушения прочности соединения.
В предлагаемых на рынке составах холодной сварки для склеивания металла отвердитель и смола находятся не в жидком, а в пастообразном состоянии. Клей находится в стабильном состоянии и может долгое время храниться в упаковке. Он состоит из внутреннего слоя – состоящему из отвердителя, и наружному слою, в состав которого входит смола. Третьим компонентом, входящим в состав клея для склеивания металлов выступает сера или алюминиевая пудра, эти вещества играют роль катализатора реакции – при смешивании они разогреваются вследствие чего процесс затвердевания ускоряется, так что получается эффект сварки.
Вторым вариантом холодной сварки выступает традиционный двухкомпонентный клей на основе эпоксидной смолы – в тюбиках хранится смола и отвердитель. Для получения нужного количества необходимо смешать компоненты согласно инструкции и нанести на склеиваемые поверхности. Для получения более прочного соединения в состав добавляется алюминиевая пудра или бронзовый порошок.
Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей
Для ремонта радиаторов отопления используется не все виды эпоксидных составов. Несмотря на общие недостатки, которые присущие для всех видов составов клея промышленность освоила выпуск нескольких составов, имеющих свою специализацию. Так есть смеси для ремонта пластика, металла, алюминия и склеивания дерева, есть универсальные составы. Для ремонта приборов отопления лучше всего подойдет смесь для склеивания черных металлов и стали или специальная композиция для ремонта батарей и стальных труб отопления.
Холодная сварка для батарей отопления в отличие от других составов имеет свои особенности – она должна быть жаростойкой, быстро фиксироваться на металлической поверхности, образовывать покрытие, обладающее сходным с металлом коэффициентом линейного расширения. Простые или универсальные составы могут решить проблему заделки течи, но при этом, срок службы состава будет ограничен.
Еще одним моментом, который необходимо учитывать при выборе типа клея –это время схватывания. Если для сращивания деталей в нормальных условиях достаточно 3-4 часов, то при протечке батареи такого времени нет, здесь счет идет на минуты, поэтому, чем быстрее будет застывать заплата, тем лучше.
Как готовится состав для применения
Готовая композиция холодной сварки при покупке упакована в герметичную упаковку. Снаружи – это тубус из пластика, а внутри контейнера в полиэтиленовой пленке находится отрезок клея. Для получения необходимого количества материала необходимо отрезать обычным ножом кусочек. Нарезка делается перпендикулярно осевой, это один из важных моментов. Дело в том, что состав клея при изготовлении дозируется так, чтобы при отрезании перпендикулярно осевой линии соотношения смолы и отвердителя было всегда одинаковым.
После получения необходимого количества клея оставшийся состав заматывается пленкой и прячется в контейнер. А часть необходимая для работы тщательно разминается до однородного состояния. Делается это интенсивно, так чтобы тщательно перемешались все составляющие части, и масса стала однородной.
В приготовлении композиции изначально используется сера, в процессе перемешивания она равномерно распределяется по объему клея и вступает в химическую реакцию, из-за чего температура значительно повышается. В таком размытом состоянии клей может находиться от 2 до 10 минут. По истечении этого времени холодная сварка для батарей отопления начинает застывать.
Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава
Применение клеящего состава на основе эпоксидной смолы требует выполнения ряда условий относительно подготовки поверхности к склеиванию. Прежде всего, это чистота поверхности. Холодная сварка отлично ложится на металлические поверхности и при нахождении в ее составе металлической пудры образует прочное соединение, которое впоследствии образует еще и диффузное соединение. Но для того чтобы пластичная масса равномерно наносилась на поверхность металла необходимо сделать его подготовку.
При подготовке необходимо:
- Убрать следы потеков;
- Снять слой краски до металла;
- Зачистить металл наждачной бумагой;
- Обезжирить покрываемую поверхность.
В списке операций нет операций второстепенных, все они важны для правильного склеивания поверхностей. Правда, на обезжиривании стоит остановиться более детально. При механической обработке точку ремонта батареи в шероховатости металла попадает пыль и другие частицы, например остатки краски. Для того чтобы клей максимально плотно прилегал к металлу место дополнительно обезжиривается, так, чтобы на поверхность была максимально чистой. Эта операция позволит избежать образования на металле жировой пленки, которая после высыхания холодной сварки будет образовывать полость, в которую будет просачиваться вода.
Постоянное гидравлическое давление и температурные колебания довольно быстро расширят площадь полости, и теплоноситель снова начнет просачиваться наружу.
Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой
Перед началом описания методов ремонта батареи холодной сваркой необходимо отметить, что холодная сварка это временное средство для устранения отдельной течи. Заделанная течь на сварке может простоять при нормальном обращении и несколько сезонов, но отремонтировать батарею нормально можно только разобрав ее и заменив поломанную секцию новой.
Еще один момент, на который нужно обратить внимание это на размеры заплаты и возможность ремонта разных повреждений. Если в секции образовалась течь небольших размеров, то с таким заданием холодная сварка справится быстро и качественно. Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж. И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду.
Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции
Если течь образовалась на наружной или внутренней поверхности секции и размеры трещины не превышают 1-2 см по длине для работы понадобится, кроме холодной сварки еще и щетка по металлу, наждачная бумага 100 и 200 зернистостью и растворитель для красок или спирт.
Перед началом работ перекрывается подача и отвод теплоносителя к батарее и по возможности спускается с нее вода.
Щеткой по металлу счищается краска на расстоянии 1-1,5 см в обе стороны от трещины. После этого сначала наждачной бумагой 100 зернистости, а после 200 делается зачистка так, чтобы на месте будущей заплаты было зачищено пятно до чистого металла.
После этого подготавливается клей и обезжиривается поверхность радиатора. Холодная сварка для батареи отопления наносится на поверхность заплаты так, чтобы между очищенным металлом и краской на поверхности батареи был зазор 1-2 мм.
После нанесения клея он активно прижимается и оставляется для кристаллизации на время указанное в инструкции.
Ремонт течи в местах соединений секций радиатора
Этот случай ремонта позволяет обеспечить более высокое качество заделки течи. Дело в том, что ремонт труб и цилиндрических поверхностей легче, чем заделывать трещину на плоской поверхности. В этом случае кроме обычной пластичной массы в дальнейшем можно использовать двухкомпонентный клей с дополнительным бандажом для повышения прочности соединения.
При ремонте места соединения секций очищается не только место течи, а вся окружность места соединения. Дело в том, что неправильно сделанное соединение секций при уже имеющейся течи, в дальнейшем будет пропускать теплоноситель по всей окружности, поскольку механическая герметичность в нем нарушена.
Последовательность действий здесь следующая:
- Батарея отключается от подачи теплоносителя;
- Очищается вся поверхность по окружности соединения;
- Готовится клеящая композиция;
- Место нанесения клея обезжиривается;
- Наносится слой холодной сварки по всей окружности стыка секций;
- После высыхания первого слоя готовится композиция жидкого клея;
- На место наносится слой жидкого клея, после чего прикладывается полоса из стекловолокна и по ней снова наносится слой клея.
- Для закрепления результата делается 3-4 витка с обязательной пропиткой клея;
- После этого сверху ставится металлический хомут и зажимается винтом.
Ремонт протечек в гайках и сгонах
Для ремонта в этих местах обычно используется пластичная холодная сварка для батарей отопления. Как и в предыдущих случаях, место течи очищается от краски до металла. При очистке рекомендуется удалить часть пакли из соединения на глубину 1-1,5 мм, это даст возможность усилить место склеивания холодной сваркой.
После очистки и обезжиривания процесс приготовления и нанесения холодной сварки идентичен ранее описанным случаям.
Таким образом, холодная сварка на сегодняшний день оптимальное средство для временного ремонта чугунных батарей отопления.
Содержание
- Что подразумевают под термином «холодная сварка»?
- Разнообразие клеящих и связующих составовПреимущества холодной сварки для батарей и труб
- Что нужно учитывать при выборе холодной сварки?
Ремонт полимерных трубКоротко о холодной сварке
Если весь брусок не нужен, отрежьте необходимое количество ножом поперек.
Любой человек хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью ремонта радиаторов, труб, расширительного бака и других комплектующих системы отопления. Если еще лет двадцать назад любой контур отопления и батареи в нем ремонтировались только методом горячего сваривания. Сегодня современный рынок предлагает быстрый и эффективный способ устранения течи и пробоин в любой единице оборудования отопительного контура. При этом больше не придется использовать сваривание при повышенной температуре. На смену общеизвестным методикам пришла новая технология – холодная сварка для чугунных батарей, биметаллических и алюминиевых радиаторов, пластиковых и стальных труб отопительной системы.
Что подразумевают под термином «холодная сварка»?
Согласно нормативной документации, а именно ГОСТу 2601-84 о сварке металлов, холодная сварка для батарей отопления – это соединение двух однородных или разнородных материалов. Процесс формирования соединения проводится под давлением в условиях значительной пластической деформации клеящего вещества. При этом температура соединяемых материалов не повышается. В данном случае соединение двух компонентов в одну систему происходит не за счет диффузии, то есть проникновения одного вещества в другое. Связь возникает в результате валентного сопряжения атомов при пластической деформации.
Успешное протекание процесса невозможно без соблюдения двух главных условий. Это высокое давление и присутствие пластической деформации соединяемых компонентов. Холодная сварка для радиаторов отопления не образует монолитное, высокопрочное соединение без пластической деформации. Речь идет об изменении относительного положения атомов и перегруппировке групп атомов, которые сохраняются во времени. Высокое давление позволяет сблизить свариваемые поверхности до расстояния, соизмеримого с размерами кристаллической решетки твердых веществ и межатомного расстояния у полимеров. Как результат, между связующим агентом и соединяемыми материалами возникает межатомное взаимодействие.
Холодная сварка для чугунных батарей, биметаллических и алюминиевых радиаторов, пластиковых труб имеет универсальный состав:
- эпоксидная смола;
- наполнитель.
Эпоксидная смола отличается пластичностью. Она способна собой заполнить все трещины и дефекты обрабатываемой поверхности. Еще одно немаловажное свойство эпоксидной смолы – это способность отвердевать при смешивании с разнообразными отвердителями. Все свои положительные качества эпоксидная смола передает холодной сварке.
В качестве наполнителя могут выступать металл, сера, различные пластификаторы и модификаторы. Наполнитель в системе играет роль отвердителя, а также наделяет холодную сварку рядом положительных характеристик, например, термической стойкостью, стойкостью во влажной среде и др. Холодная сварка для батарей отопления в своем составе в качестве наполнителя должна содержать металл, а вот связующий компонент для пластиковых труб немыслим без серы. В любом случае холодная сварка – это двухкомпонентная смесь, которая соединяется в одну систему непосредственно перед использованием.
Лучше все же купить дымоход для газового котла, чем сделать его своими руками.
Информацию о том, сколько стоит группа безопасности на отопление можно найти здесь.
Разнообразие клеящих и связующих составов
Разнообразие марок и видов холодной сварки.
Многие задаются вопросом о том, а можно ли заклеить радиатор холодной сваркой и насколько такой ремонт будет долговечным и эффективным. Специалисты дают утвердительный ответ на вышеуказанный вопрос. А вот насколько долго полученный шов или соединение будет служить – полностью зависит от правильности выбора клеящего состава.
Классификация по физическому составу:
- жидкие;
- пластилинообразные.
Покупая жидкий продукт, можно обратить внимание на то, что в упаковке имеется два тюбика. В одном находится эластичное вещество на основе эпоксидной смолы, во втором – отвердитель. Их перед использованием нужно смешать. Срок жизни смеси от 2 мин до 20 мин.
Твердая холодная сварка для радиаторов отопления имеет вид двухслойного бруска, где пластичное вещество находится внутри, а отвердитель идет по поверхности бруса. Пластилин перед использованием разминается.
Если в ходе ремонта используется только часть бруска, то его можно разрезать. Разрез должен проходить поперек бруска, а не вдоль его.
Классификация по сфере использования:
- универсальные составы – с их помощью можно соединить дерево, полимер, металл. Однако они являются наименее прочными;
- для работы с металлами – образует прочное соединение даже между двумя разнородными металлами. Обязательное условие – в качестве наполнителя должен выступать металл. Можно ли заклеить радиатор холодной сваркой данного типа? Специалисты отвечают утвердительно;
- специальные для работы с деталями авто;
- сварки для работы в экстремальных условиях, например, под водой или при повышенном давлении.
Крайне нежелательно использовать холодную сварку для ремонта одних материалов, если она предназначена для обслуживания совсем других веществ.
Преимущества холодной сварки для батарей и труб
Для удобства в работе используйте шпатель.
Холодная сварка для труб и батарей обладает большим рядом преимуществ. Положительные характеристики выгодно ее отличают на фоне остальных методов сваривания материалов:
- простота в использовании, а потому ее применить может человек, не имеющий должного опыта в слесарном деле;
- обрабатываемый материал в ходе работ не деформируется, так как не подвергается действию повышенных температур;
- качество образуемого шва не зависит от скорости прилагаемых усилий, а потому сваривание можно проводить быстро;
- нет необходимости в специализированном оборудовании;
- минимум энергозатрат;
- полная пожаробезопасность;
- представляется возможным ремонтировать ёмкости со взрывоопасными веществами;
- в районе шва отсутствует поверхностное напряжение материала;
- при помощи холодной сварки можно соединить разноименные металлы без образования интерметаллидной прослойки.
Недостатки:
- существенная пластическая деформация соединяемых деталей, которая может достигать 70%;
- малая универсальность каждой системы компонентов.
Чтобы замазать радиатор холодной сваркой, необходимо скрупулезно выбирать состав системы. Клеящая смесь должна соответствовать обрабатываемому материалу. Образующееся соединение должно сохранять свою целостность при вероятных условиях эксплуатации.
Какое должно быть давление в расширительном бачке отопления открытого и закрытого типа.
Все самое важно о том, где ставится расширительный бак в системе отопления вы найдете по ссылке.
Что нужно учитывать при выборе холодной сварки?
Помимо качественных характеристик связующего компонента, при выборе учитываются будущие условия эксплуатации получаемого шва. Так, холодная сварка труб отопления выбирается согласно температурному режиму, при котором соединение сохранит свою прочность и целостность. В инструкции большинства недорогих связующих материалов указывается температурный режим 260°C и выше. Но это не означается, что сварной шов долго продержится при указанных условиях.
Как показывает практика, такие составы должны использоваться только при комнатной температуре. Для соединения труб отопления и радиаторов нужно выбирать сварку, диапазон рабочих температур которой доходит до 1300°C и выше. В данном случае соединение гарантированно прослужит долго.
Ремонт полимерных труб
Для полимерных труб нужны специализированные составы.
Независимо от химического состава обрабатываемого материала и характера используемой сварки, обязательно нужно соблюдать условия и рекомендации, прописанные в инструкции.
Холодная сварка для пластиковых труб отопления проходит по следующей схеме:
- обязательным этапом является подготовка поверхности ремонтируемого материала. Для этого поверхность торцов трубы обрабатывается наждачной бумагой, а затем обезжиривается. Шероховатости на трубе увеличат степень адгезии с клеящим составом. Жирные загрязнения могут вступить в химическую реакцию с компонентами холодной сварки и ухудшить их характеристики;
- определяют правильный допуск перпендикулярности торцов. В случае с трубами диаметром 20…40 мм он должен составлять не более 2 мм;
- отмеряют на концах труб половину длины муфты, чтобы определиться с площадью обрабатываемой поверхности;
- отметки циклюют, то есть снимают с труб тонкий слой материала (0,1…0,2 мм), заусеницы также удаляются;
- непосредственная подготовка клеящего состава заключается в смешивании компонентов до образования однородной массы. В случае с пластилинообразной сваркой руки перед смешиванием смачивают водой. Паста не будет прилипать к коже. Срок годности жидких составов длится не дольше 3 мин, поэтому действовать нужно быстро;
- подготовленную смесь наносят на поверхность ремонтируемого или соединяемого материала. Все кладут под пресс. Какая сила должна оказывать действие на шов, указывается в инструкции к холодной сварке.
Отремонтированный трубопровод или контур отопления можно использовать через 8 часов после сваривания.
Коротко о холодной сварке
Холодная сварка представляет собой жидкую или пластилинообразную смесь, которая позволяет соединить между собой даже разнородные материалы, не прибегая к действию на них высоких температур. Перед традиционными методами соединения металлов и пластиковых изделий холодная сварка имеет ряд преимуществ. Это простота в использовании, пожаробезопасность, прочность и долговечность полученного шва, отсутствие деформации склеиваемых поверхностей и др. Присутствуют и недостатки. Это пластическая деформация соединяемых деталей.
Холодная сварка используется для ремонта и монтажа систем отопления, водопровода, контура ГВС, а также при поломке деталей машины, образовании трещин и проколов в емкостях различного предназначения. Многие спрашивают о том, можно ли запаять радиатор холодной сваркой. Специалисты утвердительно отвечают на данный вопрос. Но настоятельно рекомендуют покупать клеящий состав в соответствии с последующими условиями эксплуатации соединительного шва и химическим составом обрабатываемой поверхности.
Сегодня электросварка – это самый распространенный и эффективный метод соединения металлических труб. Используется она при ремонте либо замене батарей отопления. Когда нужна замена батарей отопления можно прочитать здесь. Сварочные работы не отличаются особой сложностью. Но потребуется приобрести специальное оборудование. О том, как варить трубы отопления электросваркой, пойдет речь в статье.
Какие плюсы и минусы у электросварки?
Сварные соединения имеют такие преимущества:
- можно получать соединения больших размеров;
- для сварки можно использовать материал, который аналогичен материалу трубы. Благодаря этому все свойства трубопровода сохраняются;
- благодаря соединительному шву внешние и внутренние размеры конструкции остаются неизменными;
- простой и дешевый способ.
Недостатки сварных соединений, как правило, обусловлены низкой квалификацией работника. Из-за несоблюдения технологии, правил, неопытности сваривание может быть неполным. А значит, могут образовываться трещины и смещения. Поэтому сварка батарей отопления должна выполняться со знанием дела, аккуратно и тщательно.
Что необходимо для проведения электросварки?
Чтобы сварить трубы при помощи электросварки потребуется сварочный аппарат. Сегодня существует два вида таких приборов: устройства, изготовленные на базе понижающего трансформатора, и инверторы, которые работают на высоких частотах. Первый вид используется крайне редко, поскольку считается морально устаревшим. Инвертор – это более современный аппарат, который отличается простотой и транспортабельностью. Есть возможность регулировать режим сварки с высокой точностью. Правда, в использовании инверторы считаются менее надежными. Поэтому для работы с таким оборудованием необходимо иметь определенную квалификацию.
Кроме этого сварка отопления предполагает наличие и другого вспомогательного инвентаря:
- специальная маска со светофильтром. Она надежно защищает глаза и лицо от попадания искр и частичек расплавленного металла во время сварки;
- спецодежда для защиты тела;
- замшевые перчатки. С их помощью прибор в руке будет надежно держаться;
- электроды;
- щетка по металлу. Необходима для зачистки участка трубы перед сваркой, для удаления окалины;
- специальный молоток, который используется для сбивания окалины.
Как выбрать подходящий электрод?
Прежде, чем приступать к сварке, надо подобрать электрод. Надо отметить, что электроды для сварки труб отопления могут быть разными. Они отличаются толщиной стержня, количеством обмазки и способом производства. Толщина стержня для труб – 2-5 мм. А покрытие может составлять 3-20% от общей массы.
В зависимости от материала изготовления электрод бывает плавящимся и неплавящимся.
Плавящиеся изготавливаются из сварочной проволоки, неплавящиеся – графита, вольфрама и электротехнического угля.
Как проводится сварка труб?
Инструкция по сварке:
- помещение, где будет проводиться работа, должно быть хорошо освещено. Перед началом сварки надо занять устойчивое удобное положение;
- чиркнуть и зажечь дугу. В случае если дуга не зажигается, имеет смысл увеличить силу тока. Но делать это нужно осторожно. Если увеличить силу тока больше, чем нужно, то металл начнет сильно плавиться и пузыриться;
- поместить электрод на начало стыка труб и начать сварку. При этом надо постоянно удерживать зазор дуги.
Если труба расположена в доступном месте и ее можно вращать, то два отрезка трубы соединяются встык 1-3 точками электросварки. После этого безотрывно путем вращения делается шов. Если же труба расположена неудобно и вращать ее нельзя, то шов делается с отрывом, начиная снизу. Проводится сварка труб отопления электросваркой в два прохода. Первый шов соединяет обе трубы и закрывает стык. После этого счищаются окалины и наплывы. Делается второй шов. И место сварки зачищается снова.
Когда сварка отопления электросваркой завершена, следует проверить качество работы.
Все края должны заполняться. Не должно быть подрезов. Надо отметить, что за качеством сварки надо следить и во время сварочного процесса.
Часто делают сварку перемычки на радиатор центрального отопления. О чугунных радиаторах отопления можно прочитать здесь. Если трубопровод для отопления один на все этажи дома, то в случае поломки системы на верхнем этаже, пострадают и соседи снизу. А перемычка для батарей отопления поможет решить эту проблему. Если кто-нибудь из жильцов дома решит провести ремонт или замену радиатора, то потребуется просто закрыть шаровые краны. Теплоноситель будет циркулировать по трубопроводу, минуя ту квартиру, которая перекрыла кран. Поэтому сварка перемычки является обязательной процедурой.
Монтаж или ремонт отопления подразумевает не только выбор труб и батарей, но также способа их соединения между собой. Соединение элементов системы проводится с помощью газовой или электросварки, резьбовых фитингов. У каждого способа есть достоинства и недостатки, но в большинстве случаев заменяют радиаторы отопления на сварке с помощью газовой горелки.
По каким причинам может потребоваться замена системы отопления?
В старых домах ремонтом отопительной системы обычно не занимаются со дня постройки. Поэтому ее приходится заменять в следующих случаях:
- когда из-за износа начали протекать радиаторы или трубы;
- замену радиаторов отопления проводят, если обогрев помещений недостаточен из-за многолетних отложений на внутренней поверхности;
- когда увеличивается расход топлива в автономных системах отопления из-за засорения труб;
- во время капитального ремонта.
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Популярность газовой сварки объясняется спецификой функционирования систем отопления. Помимо постоянного давления возможны его скачки и гидроудары во время заполнения системы. Поскольку шов выполненный газовой сваркой по прочности превышает основной металл, такие соединения не разрушаются при экстремальных нагрузках. К достоинствам также относятся:
- Длительный срок службы.
- Возможность соединения деталей разных форм и размеров, если толщина стенок не превышает 3,5 мм. Сварку более толстого металла экономичней выполнять электросваркой.
- Для проведения газовой сварки не требуется электроэнергия, что важно для новостроек.
- Надежное соединение труб из чугуна, меди, латуни делается только газовой сваркой.
Основным недостатком считается, что при замене батарей на сварке нагревается окружающее пространство. Это может стать причиной пожара, если заблаговременно не убрать легковоспламеняющиеся предметы. Отделку и тяжелую мебель накрывают термоустойчивым материалом. Во время работы с газовой сваркой выделяются вредные вещества, поэтому необходимы средства индивидуальной защиты.
Кто имеет право проводить газосварочные работы?
К газосварочным работам допускаются сварщики прошедшие обучение в специализированном учебном заведении и имеющие допуск, выданный пожарной службой. Срок действия разрешения ограничен, поэтому при найме сварщика на этот момент нужно обращать особое внимание. Он должен быть экипирован очками, перчатками, щитком.
Перед началом сварочных работ необходимо согласовать сроки их проведения с работниками управляющей компании. В назначенное время пришедший мастер перекроет стояки и запустит отопление, когда замена батарей в квартире будет завершена.
Внимание!
Самостоятельные манипуляции с отопительной системой в многоэтажных домах запрещены.
Выбор и расчет мощности радиатора
При замене батарей отопления необязательно выбирать такие же, стоит обратить внимание на современные варианты из стали, алюминия, меди, сплавов (биметаллические). Но перед выбором радиаторов необходимо уточнить их размер, проведя несложные расчеты. Если высота потолка не превышает 2,65 м, количество секций подсчитывается по площади помещения. Ее умножают на 100 Вт (это строительная норма на 1 м²). Полученное значение делится на величину теплоотдачи одной секции, указанное в паспорте (стандарт 170 Вт), результат округляется до целого числа.
Читайте также: Ремонт сквозной коррозии кузова автомобиля без сварки
В квартире с высокими потолками расчет делается с учетом объема комнаты. Его значение умножают на тепловой показатель здания. У панельного дома он равен 41Вт, у кирпичного — 34 Вт. Затем полученное число делят на теплоотдачу одной секции.
Результат получается, конечно, приблизительный, поэтому следует учитывать:
- особенности климата по месту проживания;
- на каком этаже расположена квартира;
- число окон и их остекление (обычное стекло или стеклопакеты);
- балкон или лоджию, если они есть;
- качество внутреннего или внешнего утепления:
- предполагается ли установка на радиаторы декоративных ограждений.
Процесс замены батарей на сварке
Если предполагается поменять старые радиаторы на батареи иного вида или изменить количество секций это необходимо согласовать с управляющей компанией. Также нужно предоставить документы подтверждающие, что работа будет выполняться квалифицированным сварщиком. Самодеятельность наказывается крупным штрафом.
Подготовительные работы
Прежде всего, с места проведения сварки удаляется рядом стоящая мебель, прилегающие участки стены и пола прикрываются негорючим материалом. Для перекрытия отопления и слива воды в многоквартирном здании вызывается специалист из ЖЭКа. В частных домах и автономных системах отопления для таких случаев предусматривается сливной кран. Затем, используя болгарку, проводится демонтаж старых батарей. Трубы, подходящие к радиатору нужно обрезать ровно, чтобы не было затруднений при монтаже нового.
Сборка новой системы отопления
Сборку и установку новой батареи отопления можно сделать самостоятельно, не вызывая мастера. Для этого нужно запастись:
- комплектом гаек (под батарею);
- двумя шаровыми кранами;
- краном Маевского;
- паковочной пастой;
- уплотнителем изо льна или лентой фум.
Перед закручиванием гайки обрабатываются пастой, а в местах резьбовых соединений наматывается уплотнитель. На подающий и обратный патрубки устанавливаются шаровые краны. Они необходимы для отключения радиатора от отопительной системы в аварийных ситуациях. С другой стороны батареи вверху вворачивается кран Маевского. Через него будут спускаться воздушные пробки, которые нередко образуются в системах центрального отопления.
Шаровые краны устанавливаются в обязательном порядке для отключения радиатора в аварийных ситуациях
Сварка газом
Скомплектованную батарею ставят на место, навешивая на специальных креплениях. Чтобы внутри не скапливался воздух, установка радиаторов отопления выполняется по строительному уровню. С концов соединяемых элементов удаляют грязь и обезжиривают. Подающая и обратная трубы подключаются к радиатору под уклоном, чтобы не образовывались воздушные пробки. Чтобы циркуляция теплоносителя не нарушалась при закрытии кранов, на радиаторе между подачей и обраткой вваривается перемычка из трубы чуть меньшего диаметра.
Читайте также: Как заварить чугун электродом в домашних условиях
Сварка выполняется путем нагрева места соединения горелкой с одновременной подачей присадочной проволоки. Расплавляясь, она заполняет зазор между торцами. В идеале материал присадочной проволоки должен быть таким же, как у труб или максимально похожим по составу. Лучшие результаты получаются при работе с ацетиленовой горелкой. Использование метана и пропана допускается при условии, что их температура горения в два раза больше температуры плавления присадочной проволоки. Скорость нагрева и разновидность шва определяются сварщиком в зависимости от того какая толщина стенки и свариваемый материал.
Зачистка и покраска
На местах соединений на сварке образуются подпалины и разводы черного цвета. Для их удаления проводится обработка с последующим окрашиванием в следующем порядке:
- Поверхность труб зачищается наждачной бумагой №3 или 4. Если на швах остались наплывы от сварки, их нельзя удалять болгаркой, так как уменьшится прочность соединения.
- С зачищенных мест сначала влажной тряпочкой, а затем сухой удаляется пыль.
- Проводится обезжиривание растворителем.
- Обрабатывают в два слоя антикоррозионной грунтовки.
- Термостойкая эмаль наносится в 2 — 3 слоя, чтобы не просвечивала чернота.
Окраска труб и радиаторов проводится, когда они холодные. Поэтому, если замена труб произведена в зимний период, отопление придется отключать. Цвет выбирается в соответствии с оформлением помещения или контрастный вариант.
Можно ли произвести работы электросваркой?
Если хозяин квартиры или частного дома не понаслышке знаком с электросваркой, он может самостоятельно заменить батарею отопления и трубы. Для этого не нужен допуск от пожарной службы, поскольку работа не связана с открытым пламенем. Для сварки отопительных систем лучше обзавестись инвертором. Он автоматически поддерживает параметры дуги на заданном уровне, поэтому швы получаются качественнее, чем при работе с простым сварочным аппаратом. Важно также уметь правильно подбирать электроды, так как от этого зависит надежность соединения.
После завершения работ выявить скрытые изъяны можно только после заполнения системы. В частном доме с этим проблем нет. Давление на котле для проверки выставляется в 2 раза больше номинального. В многоквартирных домах, если замена была летом, придется ждать опрессовки, которая проводится перед началом отопительного сезона. О замеченных дефектах необходимо сообщить в домоуправление или сварщику, который выполнял замену.
Всем, у кого есть какая, то недвижимость придётся обратить внимание на свои батареи отопления, посчитать, сколько стоит замена приборов отопления, как это выполнить, нужно затевать или воздержаться. Замена батарей отопления газосваркой процесс трудоёмкий требующий опыт и определённые навыки.
Преимущества и нюансы
Сегодня все большую востребованность приобретает замена радиаторов отопительных систем газосваркой. Это легко объяснимо: полученный сварной шов в месте соединения радиатора с трубой (стояком) по прочности значительно превосходит сами свариваемые детали.
Такое соединение способно выдержать и сильные гидроудары, и высокое давление, под которым вода подается в систему отопления во всех многоквартирных жилых домах. Используя метод газосварки можно предотвратить проблемы протекания и срыва соединений, а также износа его уплотнителя.
Замена батарей отопления с помощью газовой сварки
Замена батарей отопления газосваркой все же пользуется сегодня более высоким спросом, чем применение для этих целей резьбового соединения. И объяснить причину такого положения вещей сможет практически каждый специалист, который имел дело со сваркой и разбирается в принципах работы системы отопления.
Главную роль здесь играют особенности отечественных систем отопления, особенно тех, которые применяются в многоквартирных домах. Дело в том, что при их эксплуатации используется носитель тепла, находящийся под высоким давлением. И именно этот фактор может оказать самое негативное влияние на резьбовое соединение. В процессе эксплуатации системы отопления гайка на таком соединении может ослабнуть, а это способно привести к аварии, которая сведет экономические достоинства резьбового соединения не просто к нулю, а выведет их в «минус», так как такая авария не обойдется без расходов на ремонт собственной квартиры и на ремонт квартиры соседей снизу. Да и о таком факторе, как дискомфорт, связанный с ремонтом системы отопления, которая может придти в негодное состояние из-за слабости резьбового соединения в самое неподходящее время, забывать тоже не стоит.
Кстати, специалисты, предпочитающие газосварку резьбовому соединению, соглашаются с тем, что газосварка требует больше времени и усилий при монтаже, чем резьбовое соединение. Но такое ли это большое преимущество, если этот подход ставит прочность и надежность всей системы под большой вопрос? А что касается простоты демонтажа системы, то и это преимущество резьбового соединения довольно сомнительно. Как известно, носитель тепла внутри труб находится под высоким давлением и может достигать высоких температур, поэтому гайки в процессе эксплуатации системы могут просто-напросто «прикипеть» и тогда отвернуть их становится совсем непросто – в большинстве случаев приходится прибегать к той же резке труб, что и при демонтаже системы отопления, для сборки которой применялась сварка.
Итак, подведем итоги:
- Применение при монтаже резьбового соединения требует меньше времени, средств и усилий со стороны рабочих.
- Газосварка дает большую надежность соединения (как правило, прочность сварного шва в большинстве случаев превосходит даже прочность самих труб) – а это значит, что неожиданный прорыв системы отопления в месте соединения полностью исключен. Кроме того, сварное соединение и по своему внешнему виду более эстетично и незаметно, чем резьбовое.
Конечно, выбирать в данном случае самому хозяину квартиры или дома. Например, если речь идет о системе отопления частного дома, которую приходится регулярно разбирать, чтобы прочистить трубы изнутри, то резьбовое соединение может быть и более предпочтительным. А вот для системы отопления в многоквартирном доме лучше, конечно, применять сварное соединение, которое обладает более высокой надежностью, а следовательно, и долговечностью. Недаром сегодня резьбовое соединение при монтаже системы отопления в квартирах монолитных новостроек просто запрещено, а единственным способом соединения труб в единое целое является сварка.
Распространенность газосварочного метода
В многоэтажных домах теплоноситель находится под постоянным высоким давлением, подвержен гидроударам в системе, и особенностям эксплуатации. Замена, приборов системы отопления используя газосварку, способ распространённый, и оправдывающий себя, так как технология позволяет учесть большинство нюансов. Многие утверждают, что производство газосварочных работ трудоёмкий процесс, требующий много времени.
Газосварочное оборудование
Если работу выполняет специалист, то риск сводится к минимуму, как и любой процесс, выполняемый качественно. Преуменьшать надёжность и долговечность работ, выполненных газосварочным оборудованием нельзя. Шов, выполненный газосваркой прочнее самого прибора отопления, порыв в области сваренного участка просто невозможен. А вот то, что система отопления испытывает постоянную нагрузку гидроударов, незаметных для потребителя, может отрицательно сказаться на других типах соединений.
Ремонт при аварии и замена теплоносителя обогрева, другим видом сопряжена с дополнительными затратами, плюс ко всему неприятный разговор с соседями или и того хуже производить у них ремонт. Кроме всего, отопительные радиаторы на сваренных стыках выглядят красиво и эстетично.
Старые радиаторы отопления пришли в негодность, перестали удовлетворять требованиям, или просто настало время их менять. Первое, что надо усвоить, замену батарей отопления газосваркой должен производить профессионал. Следует обратить внимание на оборудование, которым работает тот или иной мастер. Важная составляющая и то, сколько придётся потратить средств. Конечный итог — это, насколько эффективным будет производиться ремонт и будет ли тепло в вашем жилье.
Перед началом ремонтных работ, вам потребуется согласовать, все действия связанные с системой отопления независимо, живёте вы в частном доме или многоэтажном.
Согласовывать производство работ, необходимо с организацией, которая эксплуатирует магистрали тепло водоснабжения. На проведение сварочных работ частным порядком существует запрет. Это связано с тем, что, производя кустарный ремонт, часто нарушается технология, а это уже серьёзно и чревато штрафами. Если вы всё-таки решили производить замену, подготовили согласование по требования СНИП, то полезно знать, в какой последовательности будет произведён ремонт в вашем жилье.
Газосварка отопления специалистом
Замена батарей: Сварка или Резьба?
С самого начала хотелось бы сказать всем, кто собрался менять радиаторы отопления — очень правильный решение! В квартирах надо устанавливать биметаллические радиаторы. Подробнее про монтаж радиаторов отопления.
Теперь же собственно поговорим о сварке и резьбе. И сварка и резьба относятся к видам соединений труб и никак не влияют на качество прогрева радиатора, на срок службы самого радиатора и на комфортные условия в отапливаемом помещении. То есть если подводящие трубы сделаны качественно и на совесть, то радиатор будет греть хорошо и в первом и во втором случае. Однако есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание при выборе метода монтажа:
1. Внешний вид.
Сравните сами радиатор на резьбах и радиатор на сварке с трубогибом. Внизу несколько фото примеров работ на резьбе и наших работ. Очевидно, что сварка с трубогибом выглядит намного лучше резьбовой подводки.
2. Экономия времени клиента.
Чтобы заменить батарею на резьбе необходимо снять замеры, предварительно изготовить подводку и второй раз приехать на монтаж. Работа на сварке не требует замеров.
3. Надежность соединений.
Сварочные швы не уступают в прочности цельной трубе, потому что соединение тут на молекулярном уровне. Сварка прослужит столько же, сколько и сама труба (30-50 лет). В отличие от резьбы, которая является достаточно капризным соединением. Резьба боится вибраций и механических нагрузок (двигали мебель, задели трубу). От этого она быстро «разбалтывается» и начинает подтекать. Именно поэтому на резьбу дают гарантию в 2-5 раз меньше, чем на сварку!
4. Техническая возможность заменить любой радиатор.
Действительно часто бывает, например, в старых домах (более 30-40 лет) трубы отопления находятся в плачевном состоянии. На этих трубах просто нельзя нарезать резьбу, поэтому в таких квартирах можно установить батареи только на сварке. Или например трубы стояка отопления расположены слишком близко к стене, что тоже исключает возможность работы на резьбах.
5. Есть возможность спрятать трубы в стенах.
На резьбах подобного делать крайне не рекомендуется. На сварке же спрятать трубы в стене можно без проблем. Срок службы радиатора и подводки от этого не изменится. Вот почему работы на сварке стоят дороже, чем на резьбе.
Замена радиаторов
Установка отопительных батарей с помощью газосварки должна проводиться квалифицированным сварщиком, имеющим соответствующее образование и опыт многолетней работы. Также обязательным условием является применение качественного оборудования, позволяющего сделать сварной шов требуемой надежности и прочности и отвечающего требованиям безопасности.
Обратите внимание! Если предполагается использовать газосварку для замены батарей в квартире, то прежде чем начать работы, требуется в обязательном порядке получить необходимые на то разрешения. Учитывая действующий запрет на сварочные работы в многоквартирных домах, без соответствующих согласований вместо тепла и комфорта от новых радиаторов можно получить внушительные штрафы.
Последовательность проведения сварочных работ тоже важна, так как все этапы характеризуются своими особенностями и требуют непрерывного внимания. Выделяют следующие основные шаги при замене радиаторов газосваркой:
Все необходимое для работы
- Слив теплоносителя из системы. Если этого не сделать предусмотренным на то способом, то слив произойдет во время демонтажа старого радиатора прямо в помещении, где проводятся работы. В частном доме, как правило, удалить воду из отопительной системы достаточно просто с помощью предназначенного для этого крана.
- Демонтаж старых батарей. Действия при этом довольно просты – трубы обрезаются обычной болгаркой. Делать это следует как можно аккуратнее, чтобы монтаж новых отопительных приборов не вызвал затруднений и прошел быстро.
- Паковка новой батареи. Это можно выполнить самостоятельно. Потребуются лишь некоторые материалы — паковочная паста, разводной ключ, лен, набор гаек под трубы в системе. Гайки, уплотненные льном и промазанные пастой, накручивают на трубы, которые выступают из радиатора. Затем со стороны соединения с трубами системы устанавливают американку (шаровой кран со сгоном) и кран Маевского.
- Монтаж новой батареи. Как правило, ее устанавливают на место старой. Подсоединение производят вкручиванием крана в трубу, последующим соединением с американкой и подгонкой трубы системы отопления для приваривания к стояку. Затем следует сам процесс сварки, а также устанавливают перемычку и кран на ней. Перемычка создаст дополнительную циркуляцию воды, а кран на ней монтируют по желанию.
Выполнение работ
При выполнении газосварочных работ для начала необходимо получить соответствующее разрешение на их проведение, если речь идет о многоквартирном доме. Также важно удостовериться в квалификации сварщика, который будет осуществлять сварочные работы: обязательным является наличие у него соответствующего аттестата и действующего допуска по пожарной безопасности.
Что надежнее: резьба или сварка
Немало, споров о том, что выгоднее надёжнее и правильнее, с точки зрения дальнейшей эксплуатации. Резьбовое соединение или соединённые газосваркой детали. Безусловно, работы, выполненные газосваркой, имеют ряд преимуществ перед резьбовыми соединениями:
- Первое, соединения, выполненные газосваркой, имеют более эстетичный вид.
- Второе, места стыков прочнее, чем в резьбовом соединении, герметичность сварочного шва выше.
- Третье, благодаря сваренным местам стыков, система, выполненная газосваркой, не имеет, и не может иметь, разных уплотнителей, которые используются в резьбовом соединении.
- И ещё один минус резьбового соединения, это уменьшение толщины стенки трубы в местах нарезанной резьбы.
Подробнее об отличиях
Замена батарей газосваркой отличается от резьбового метода несколькими факторами. Так, помимо уже упомянутых эстетичности и отсутствия массивных гаек и фитингов, газосварка позволяет создавать очень прочные соединения.
Так, в резьбовом методе создается более 12 швов, а в газосварочном – как правило, не более 5. Это защищает батареи от прорыва системы отопления при скачках давления. Отсутствие уплотнителей также способствует долговечности конструкции.
Сварочное соединение незаменимо, так как это единственный способ замены батарей в системах с высоким давлением: резьба в таких случаях просто не выдерживает нагрузки и трубы прорывает.
Рекомендации
Перед тем, как принять законченную работу, внимательно осмотрите, все узлы, которые подверглись ремонту. Потребуйте запустить систему или хотя бы заполнить водой. Помните, что в зимний период ремонт системы отопления сопряжён не только с трудностями, а и выключением отопления, когда на улице минусовая температура. В частном строении это только личные неудобства, а многоквартирном доме, это ещё и согласование с соседями.
В разных регионах и властями городов, слив системы отопления в сильные морозы запрещён. Производите окраску труб отопления и самих радиаторов, это освежит внешний вид, придаст новизны, и защитит от преждевременного старения. Если при покраске и уходе за системой, вы обнаружите ржавые пятна, вызовите мастера, для осмотра. Специалист даст заключение по дальнейшей эксплуатации. Когда вы решаете, что необходимо производить замену батарей отопления, вызовите мастера, оцените объём работ, свои финансовые возможности, и принимайте решение совместно со специалистом.
Можно пойти и другим путём: изучив материал, как поменять приборы отопления, выполнить полностью или частично замену самостоятельно, сэкономив собственные финансовые ресурсы.
- http://SdelatOtoplenie.ru/nyuansy-texnologii-zameny-batarej.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 4758 (31%)
- http://GidOtopleniya.ru/radiatory-otopleniya/zamena-batarej-otopleniya-gazosvarkoj-kak-sdelat-4919: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 2724 (18%)
- https://x-teplo.ru/otoplenie/batarei-radiatory/zamena-radiatorov-otoplenija-gazosvarkoj.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 2075 (14%)
- http://stalevarim.ru/pub/zamena-batarey-otopleniya-gazosvarkoy-ili-s-pomoschu-rezbovogo-so/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3211 (21%)
- https://www.samsvar.ru/stati/ustanovka-radiatorov-otopleniya-svarkoj.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2563 (17%)
Используемые источники:
- https://pechiexpert.ru/holodnaya-svarka-dlya-batarej-otopleniya-metody-ispolzovaniya-dlya-operativnoj-zadelki-techi/
- https://utepleniedoma.com/otoplenie/xolodnaya-svarka-radiatorov
- http://spetsotoplenie.ru/otoplenie-mnogokvartirnyh-domov/batarei-otopleniya/kak-provoditsya-svarka-batarej-otopleniya.html
- https://svarkaprosto.ru/tehnologii/zamena-batarei-otopleniya-v-kvartire-na-svarke
- https://kachestvolife.club/o-chistote/santehnika/nyuansy-tehnologii-zameny-batarey