Рассмотрим причины по которым давление в двухконтурном котле может постоянно расти (вернее расти до тех пор пока не сработает предохранительный клапан сброса давления в котле). Учитывая, что принцип работы большинства котлов схож, то эта неисправность может проявляться в различных моделях: Бакси, Аристон, Будерус и т.д..
Когда давление в двухконтурном газовом котле падает это ещё как то понятно, но когда давление само по себе растёт! Однако именно с этим мне пришлось однажды столкнуться — купив квартиру с ремонтом, подписав договор купли-продажи и получив ключи, я не стал в ней ночевать и утром обнаружил лужи воды на полу и испорченный шкаф под газовый котел.
Растет давление в системе отопления в настенном котле
Наличие стабильного рабочего давления в системе отопления (1 — 2 бара) — залог безопасной работы двухконтурного газового котла. Котел не запустится, если системное давление будет менее 0,6 бар, при более 3 бар происходит аварийный сброс воды.
Причины по которым давление в двухконтурном газовом котле может постепенно, но постоянно расти две:не держит кран подпитки (вероятнее всего);</li>неисправен вторичный теплообменник.
Обычно это происходит так: давление медленно растет (иногда вы можете этого не заметить и уехать на несколько дней) до срабатывания предохранительного клапана (обычно на уровне 3 бара). И так несколько раз, по циклу. В результате залит пол в кухне, испорчена мебель и настроение.
Система отопления автономна (не соединена с водопроводом). Это по сути замкнутый контур который может подогреваться газовой горелкой. Но для заполнения этого контура отопления водой есть кран подпитки, и если он пропускает, то вода из водопровода будет подтекать в систему отопления (повышая там давление).
Ну и второй (маловероятный) вариант — во вторичном теплообменнике трубы водоснабжения и отопления расположены рядом, буквально через тонкую стенку. И если там образовался свищ, то возможно подтекание из системы водоснабжения в систему отопления (до выравнивания давлении). И если в водопроводе холодной воды давление больше 3 бар, такое же давление со временем будет в системе отопления. Что приведет к срабатыванию аварийного клапана (и сбросу части воды).
Как заполнить систему отопления двухконтурного котла
- стема отопления двухконтурного газового котла заполняется через кран подпитки, который есть в базовой комплектации любого котла:
- открываем все воздухоотводчики;
- открываем кран подпитки и заполняем систему;
- по мере заполнения контура закрываем воздухоотводчики;
- добиваемся давления (указанного в паспорте котла);
- после того как давление в системе отопления достигло необходимого уровня кран подпитки закрывается.
Для чего нужен кран подпитки на газовом котле
Кран подпитки служит для первичного заполнения теплоносителем (водой) контура отопления и компенсации убыли теплоносителя.
А вот сама убыль теплоносителя возможна по нескольким причинам:</li>банальные протечки теплоносителя на стыках труб и радиаторов;</li>при критических превышениях режимов может произойти повышение давления в системе отопления, что приводит к срабатыванию аварийного клапана, который сбрасывает часть теплоносителя;</li>автоматические воздухоотводчики выпускают воздух, но и немного теплоносителя выходит все равно в виде пара.
Кран подпитки котла как работает
Кран заполнения и подпитки компактных котлов обычно находится снизу корпуса, рядом с трубой подвода холодного водоснабжения. И представляет собой ручной вентиль, соединяющий эту магистраль с обратной линией отопления.
Котел газовый двухконтурный не держит кран подпитки
Причины по которой кран подпитки может не держать (подтравливать), всего две:</li>от времени задубела уплотнительная резинка на штоке;</li>резинка порвалась, например от чрезмерного затягивания крана подпитки.
Ремонт крана подпитки котла
В большинстве случаев менять подпиточный кран вовсе не обязательно, достаточно сбросить давление воды в котле через клапан, вывернуть вертушок из крана и заменить на нем маленькое резиновое колечко.
Давление в двухконтурном котле падает
Это довольно частая проблема — проявляется она в том, что давление в системе отопления медленно понижается и когда оно опускается ниже нормы, некоторые модели котлов отключаются.
Чаще всего причина — элементарная утечка воды из труб или прохудившихся радиаторов. Такую утечку в отопительный сезон обнаружить непросто — вы не увидите на полу лужу (ну разумеется если только это не серьёзная протечка). Чаще всего это будут просто капельки и эти капельки вы не увидите, поскольку с нагретых труб они быстро испаряются.
Как и где искать утечку — обращать внимание нужно на пробки радиаторов, места соединения или пайки труб и фитингов. Часто можно увидеть следы от потёков воды в виде ржавых или солевых разводов. Легче будет обнаружить разного рода протечку, если отключить на некоторое время отопление, дать остыть радиаторам и добавить давление до примерно 2.5 Бара. После этого можно будет увидеть капли или лужицы на полу.
Котёл тоже может быть причиной утечки. Например протекает сам первичный теплообменник или места его соединения. Но пока это небольшие капельки, вы ничего не заметите, во время работы котла они испаряются. Как начнёт протекать активнее, заметите «капель» из котла.
Падает давление в двухконтурном котле при включении горячей воды
При открытии крана с горячей водой падает давление в системе отопления (примерно на 0,3 атмосферы). Кран закрыл — давление восстанавливается.
Почему давление в котле то падает то поднимается
Возможные причины:</li>не держит давление воздуха золотник расширительного бака;</li>нарушена герметичность мембраны корпуса расширительного бака;</li>наличие воздуха в системе радиаторов.
Расширительный бак — это герметичная емкость разделённая пополам мембраной, одна половина бака заполнена инертным газом (или просто воздухом), другая заполняется теплоносителем (водой). Он предназначен для компенсации давления создаваемого при расширении нагретого теплоносителя. Вода при нагревании расширяется, и если ей некуда будет расшириться — она разорвет радиаторы отопления или трубы (так как жидкости практически несжимаемы).
Расширительный бак должен быть заполнен воздухом под давлением примерно 1,5 бар (точную цифру смотрим в инструкции к конкретному котлу). Воздух туда закачивают через золотник (как в автомобиле или велосипеде), и если он подтравливает, то со временем давление будет падать. Для проверки смочите головку ниппеля золотника каплей воды, если пойдут пузыри — узел неисправен и требует замены.
Для проверки герметичности мембраны расширительного бака открываем кран подпитки. Если давление растет в момент, это первый признак отсутствия компенсации. Мембрана пропускает воду, воздушная полость за мембраной заполнена водой и не компенсирует давление. Для проверки можно надавить на ниппель золотника, через который накачивают воздух в расширительный бак — из него польётся вода.
Давление в закрытой системе отопления так же может меняется от большого количества не удалённого воздуха из системы. И хотя современные котлы оборудованы автоматическими воздухоотводчиками, они со временем могут не работать по причине зарастания накипью.
Автор: Сергей Владимирович, инженер-электрик.Подробнее об авторе.</li>2019-06-18
После нескольких лет активной эксплуатации газового котла пользователи нередко сталкиваются со следующей проблемой: в системе повышается давление воды. Причиной поломки может быть вовсе не объем стандартного расширительного бака, которого не хватает для труб, а именно кран подпитки. Выявить неисправность можно только путем грамотной диагностики с участием профессионалов.
В некоторых случаях вода продолжает поступать в систему даже при закрытом положении. Как результат – давление растет. Решить вопрос на время поможет перекрытие крана подачи воды на входе в котел, но пользоваться горячей водой при таких условиях будет невозможно.
Если терпеть такие неудобства в ваши планы не входит (да это и незачем), вы всегда можете купить кран подпитки Ariston uno (http://gazkomplekt.com.ua/996071-kran-napolnenija-ariston-uno) в нашем магазине или любые другие запчасти такие как: платы управления, датчики протока, вентиляторы, пресостаты, насосы.
Кран подпитки – это важнейшая деталь для двухконтурного газового котла. Именно благодаря его работе происходит подпитка давления в систему отопительного контура, чтобы оборудование нормально работало во всех без исключения режимах.
Все краны заполнения можно разделить на две категории: кран ручной и кран автоматической подпитки.
Первый – кран ручной подпитки помогает вручную по мере необходимости поднять давление в котле, а также поддерживать его в дальнейшем (с рабочим диапазоном 0,5 — 1,5 бар.).
Второй – кран автоматический подпитки устанавливают, как правило, на котлах элит-класса. Такой кран способен регулировать уровень давления в системе без помощи владельца, в автоматическом режиме. Он работает по команде реле давления воды, которое установлено в котле, а напряжение, необходимое для его открытия, подается с платы управления котлом.
Оба вида кранов подпитки производят чаще всего из латуни. Но сегодня стремительно набирает популярность и полимерная пластмасса – она значительно дешевле, но при этом не уступает в своих пользовательских характеристиках ничем.
Почему приходится менять кран подпитки? Самая распространенная причина кроется в чрезмерно частой эксплуатации, связанной с проблемами удержания давления системой котла. Результатом такого использования может быть или неконтролируемый рост давления, или течь крана.
Помните: замена крана подпитки (как и любого другого элемента системы) должна происходить под руководством специалиста (например, работника газовой службы). Марок котлов сегодня очень много, потому необходим опыт работы именно с этим типом устройства.
Компания «ГазКомплект» — весь перечень запчастей на газовые котлы.
of your page —> Поделиться с друзьями:Яндекс-РСЯ: Далее >>Другие статьи
Изображение | Наименование | |
---|---|---|
Компакторы для ЖКХ | подробнее | |
Дымоходы из нержавеющей стали и их преимущества | подробнее | |
Металлические навесы — разновидности | подробнее | |
Гаражные ворота, тонкости выбора и установки | подробнее | |
Особенности кованых ворот для загородного дома | подробнее |
Отопление
Вопросы по системам отопления. Отопление в коттедже, отопление в квартире, и др. Внутренние сети.
</td>
Последний ответ от shual в Шунты на радиаторы в дву… 13 Ноябрь 2019, 20:26:27
</td></td>Водоснабжение
Вопросы по системам водоснабжения. Водопровод в коттедже, водопровод в квартире. Внутренние сети.
</td>
Последний ответ от денис замятин в Стояк. 29 Октябрь 2019, 21:05:29
</td></tr></td>Канализация и дренаж
Вопросы по системам канализации и дренажа. Внутренние и наружные сети в квартирах и коттеджах.
</td>
Последний ответ от Альбина в Запах канализации из ван… 03 Ноябрь 2019, 17:00:49
</td></tr></td>Наружные сети отопления и водоснабжения.
Вопросы по наружным сетям систем отопления и водоснабжения. Монтаж, ремонт, эксплуатация.
</td>
Последний ответ от Артем в Смещение центров полотен… 27 Ноябрь 2018, 04:35:13
</td></tr></td>Электрика и электромонтаж
Наружные и внутренние сети электроснабжения. Ремонт, обслуживание и монтаж электросетей. Освещение. Электрика в квартирах и коттеджах.
</td>
Последний ответ от Cityalex в Длительно допустимый ток 11 Октябрь 2019, 06:24:05
</td></tr></td>Слаботочные сети
Интернет сети, радио, антенна, охранная и пожарная сигнализации. Монтаж обслуживание и ремонт.
</td>
Последний ответ от Safuina в вытяжка 09 Июль 2019, 09:54:57
</td></tr>
Газовые котлы – надежное оборудование, снабжающие теплом и горячей водой наши загородные дома и часть городских квартир. К сожалению, и они не могут работать совершенно без поломок. А в числе нарушений нередко фигурируют клапаны – устройства защиты и подачи горючего в агрегаты.
Мы расскажем, как и какой ремонт клапана газового котла можно выполнить собственноручно. В подробностях разберем ситуации, сигнализирующие о возникновении связанных с ними нарушений в работе. Подскажем, стоит ли прилагать собственные усилия или лучше обратиться к газовщикам.
В представленной нами статье вы найдете пошаговые руководства по восстановлению работоспособности газовых котлов путем ремонта или замены газового, предохранительного и трехходового клапана.
Разновидности клапанов в газовом котле
Нормальную работу газового оборудования, предназначенного для нагрева санитарной воды и подготовки теплоносителя, обеспечивает широкий набор систем, деталей, устройств, каждое из которых четко выполняем возложенную именно на него важную функцию.
В конструкции газовых котлов есть следующие типы клапанов:
- Газовый клапан. Компонент газовой системы, отвечающий за пропорциональную поставку голубого топлива в газовую горелку, обеспечивающий стабильный процесс горения в соответствии с командами электронной платы. В составе этого электромагнитного устройства есть еще запорные и регулировочные клапаны.
- Предохранительный клапан. Составляющая гидравлической системы, предназначенная для сброса излишка теплоносителя из отопительного контура в случае превышения нормативных значений давления.
- Трехходовый клапан. Деталь гидравлической системы только двухконтурных котлов. Перенаправляет поток подогреваемой воды из контура отопления в ГВС во время потребления ее с гигиеническими целями. В зависимости от класса котла бывает с сервоприводом и без него.
Все перечисленные виды клапанов, участвующих в работе газового котла, можно заменить или отремонтировать в случае поломки.
Галерея изображенийГазовые котлы нового поколения являются по сути мини-котельными. В их конструкции есть защитные, контрольные и регулировочные устройства, которые раньше монтировали в трубопровод отопленияВ корпусе небольшого по размерам газового агрегата расположен циркуляционный насос, отвечающий за движение воды через теплообменники, и расширительный бак, обеспечивающий резерв на расширение нагревающейся водыРавномерную подачу и порционную дозировку голубого топлива осуществляет газовый клапан, на фото он в центре. В других конструкциях котлов может располагаться несколько в другом местеПредохранительный клапан (1) позволяет избавиться от излишка теплоносителя, трехходовый (2) клапан переводит поток по байпасу (4) с отопления на подачу в смесители. Устройство для автоматического стравливания воздуха (3) выпускает излишки из котлаНастенный котел без лицевой панелиЦиркуляционный насос и расширительный бачокГазовый клапан нагревательного агрегатаПредохранительный и трехходовый клапаны
Давайте ознакомимся с технологии восстановления их работоспособности. Освоив несложные ремонтные принципы и приемы, можно значительно увеличить срок службы самого котла.
Характерные поломки и методы ремонта
Перечисленные выше виды клапанов выполняют неоднозначные функции, различаются по конструкции. Различаются и причины, по которым они приходят в непригодность, и способы устранения поломки.
Нарушения в работе газового клапана
Основным назначением газового клапана является регулировка давления газа, подаваемого через форсунки в горелку. Настроить подачу можно так, чтобы в камеру поступало от 25 до 100% потока. Все зависит от того, какой тип газа предстоит использовать в работе оборудования, сколько воздуха будет поступать для нормального горения.
По сути, это электромагнитное устройство, основная работа которого осуществляется только с подключением к электропитанию. Однако когда его электромагнитные катушки обесточены, газовый клапан выполняет функцию детали безопасности. В этом случае он плотно перекрывает каналы, по которым перемещается газообразное горючее.
Зажженный запальник действует на рабочую часть термопары, которая начинает вырабатывать ток. Генерируемое электричество передается катушке газового клапана, которая притягивает металлическую шайбу и открывает путь голубому топливу
Генерируемый термопарой газовой колонки или котла отопления заряд попадает на электромагнит (катушку) газового клапана, в результате чего металлическая шайба запорного клапана примагничивается к катушке. Шайба открывает мембрану, чтобы газ мог пройти к запальнику и форсункам горелочного блока.
При затухании или уменьшении пламени ниже нормативных значений термопара прекращает вырабатывать электричество. В итоге происходит размагничивание катушки, удерживающей шайбу. Каналы подачи голубого топлива закрываются.
Если к катушкам газового клапана не поступает ток, устройство герметично закрывает канал поставки голубого топлива в горелку. Кроме запорного клапана в конструкции газового крана есть еще и регулировочные приспособления, с помощью которых производится настройка минимально и максимального потока газа
О необходимости принять меры сообщит падение или повышение статического давления, т.е. давления на входе при неработающем котле. Для агрегатов, перерабатывающих магистральный газ, оно должно быть не ниже 17 мбар. Для котлов, питающихся сжиженным топливом, – не ниже 35 мбар.
В списке типичных поломок газового клапана значатся:
- Нарушения в электрической цепи, питающей электромагнитное устройство. В этом случае всю проводку и контакты в зонах подключения следует проверить мультиметром. При выявлении обрыва его устраняют банальным способом: путем замены поврежденного провода, зачистки и затягивания контактов.
- Засорение газового клапана. Каналы устройства могут периодически засоряться минеральными частицами, поступающими вместе с некачественным газом, элементарным нагаром и кальциевыми солями, образующимися в случае наличия конденсата в поставляемом топливе. Спасает простейшая механическая чистка.
- Выход из строя термопары. Зачастую требует полной замены из-за полного выгорания рабочего края. При этом на электромагнит совершенно не передается ток, как следствие котел не зажигается совсем или блокируется через пару минут работы.
- Механическое повреждение газового клапана. К примеру, приведенной выше шайбы. Она или перестает плотно прижиматься и обеспечивать герметичность, или не реагирует на регулировку, из-за чего в камеру поступает неконтролируемый объем газа. Для устранения производится замены или клапана, или поврежденной детали.
- Замыкание на корпус обмотки электромагнитной катушки. Чаще всего происходит из-за кратковременного перегрева и последующего оплавления пластиковой втулки, на которую наматываются витки электромагнита.
Понятно, что перечень всех поломок можно разделить на две группы: нарушения в электрической части и механическое повреждение деталей.
В продажу газовые котлы поступают с выполненными в заводских условиях настройками на потребление магистрального газа. Их изменяют в случае корректировки расхода газообразного топлива или в случае перевода котла на работу от сжиженной газовой смеси
Сразу предупреждаем, что при проведении любых ремонтных мероприятий, для которых нужно будет снимать корпус агрегата, автоматически лишает владельца права воспользоваться гарантией от производителя. Кроме того, ни фирма, ни организация, с которой заключен договор на обслуживание, не будет нести малейшей ответственности за негативный результат.
Бывает, что вместо того чтоб узнать, как грамотно починить электромагнитный клапан газового котла, хозяин агрегата упорно старается включить его. При этом непрерывно жмет на кнопку устройства подачи газа, пытаясь запустить горелку. Так поступать категорически нельзя.
Если самостоятельно открывать путь газовому потоку, горелка котла все равно не зажжется. Зато газ бесконтрольно будет поступать в помещение, пока владелец будет удерживать палец в буквальном смысле «на курке». Чем это угрожает? В лучшем случае легким отравлением, в худшем – взрывом.
С шагами восстановления электромагнитной катушки газового клапана ознакомит следующая подборка фото:
Галерея изображенийВ качестве примера разберем электромагнитное запорное устройство простейшей конструкции от котла Ростовгазоаппарат АОГВВ рабочем состоянии металлическая шайба клапана обязана примагничиваться к катушке при подаче на нее тока от батарейки в 1,5В. Из-за замыкания на корпус обмотки она не магнитиласьОсматриваем электромагнитную часть газового клапана, ищем замыкание катушки, каждая из которых включает 6-7 витков толстого проводаОтсоединяем от корпуса припаянную к нему втулку с резьбой, разогрев паяльником место соединенияУдаляем полимерную втулку, которая изолировала провод обмотки. Она деформировалась и стала причиной замыкания обмотки клапанаВместо поврежденной и деформированной втулки ставим новую деталь. Если ее не удалось купить, подойдет пара отрезков ПВХ трубок, продетых друг в дружкуВсе детали, которые были отделены от корпуса газового клапана, ставим на штатные места в порядке, обратном порядку, выполняемому во время разборкиПосле сборки деталей газового клапана привариваем втулку с резьбой обратно к корпусу газового клапанаШаг 1: Разборка газового клапанаШаг 2: Поиск неисправности клапанаШаг 3: Поиск участка повреждения катушкиШаг 4: Открепление от корпуса втулкиШаг 5: Удаление изоляционной втулкиШаг 6: Замена поврежденной пластиковой втулкиШаг 7: Обратная сборка газового клапанаШаг 8: Припаивание резьбовой втулки
Отремонтировать клапан газового котла не слишком просто, но это гораздо дешевле, чем покупать и ставить новое оборудование для подготовки теплоносителя и горячей воды.
Завершив ремонт, с целью профилактики все составляющие газовой системы стоит очистить от загрязнений. С участков пайки следует удалить флюс, используя предназначенный для этого растворитель. Далее нужно проверить работоспособность клапана, запитав его от батарейки на 1,5В.
Проблемы с предохранительным клапаном
В конструкции настенного газового котла нового поколения обязательно есть как минимум один предохранительный клапан. В газовых колонках и старых напольных агрегатах для отопления он не предусматривался. Считалось ведь, что это защитное устройство должно было монтироваться на трубопровод после котла.
Двухконтурные агрегаты, обрабатывающие систему отопления и ветки подачи санитарной воды, могут снабжаться парой предохранительных клапанов. Один из них ставят на отопление, второй – на трубопровод ГВС. В обоих случаях это устройство приоткрывается от превышения давления в системе и выпускает излишки воды. Затем автоматически захлопывается.
Нет смысла ремонтировать предохранительный клапан, так как в большинстве случаев поломки его связаны с появлением трещины на корпусе или срыве резьбы, нарушающей герметичность. Это устройство просто меняют
О проблемах с предохранительным клапаном собственникам газового котла сообщит протечка в области расположения этого защитного устройства. Оно находится в нижней части агрегата, недалеко от циркуляционного насоса. С точным расположением ознакомит технический паспорт.
При наличии серьезной поломки ремонтировать предохранительное устройство не имеет смысла. Производится только замена. Если под уплотнителем или в механической части застряла песчинка, есть резон банально разобрать и снова собрать приспособление.
Неполадки с техходовым клапаном
Повторимся – трехходовыми клапанами снабжаются только двухконтурные котлы. Их задача заключается в перенаправлении потока воды из отопления в ГВС и обратно. Точнее, вода по команде трехходового крана поступает в пластинчатый теплообменник для последующей подачи ее в точки водоразбора или в основной теплообменник, связанный с системой отопления.
Нарушения в работе трехходового клапана можно определить:
- По снижению температуры теплоносителя в контуре отопления.
- По холодной воде, поступающей в сантехнические приборы при работающем нагревательном оборудовании.
- По отсутствию эффекта переключения, т.е. по нагреву либо только теплоносителя, либо только санитарной воды.
Самой распространенной причиной поломки трехходового клапана является появление минерального осадка на внутренних стенках устройства. Происходит это из-за простейшего засорения, из-за того, что на водопровод перед газовым котлом не поставили фильтр.
Значительно реже перегорает сервопривод или выходя из строя отдельные его компоненты. При выявлении неполадок с приводом менять придется полностью трехходовый кран. Его подбирают согласно спецификации, указанной в техпаспорте производителем агрегата.
Однако беспощадно выкидывать устройство переключения в случае его отказа работать не нужно. Работоспособность такого прибора можно попытаться восстановить, чтобы оставить в качестве резервного аппарата.
Этапы ремонта трехходового клапана подробно изложены в следующей фото-галерее:
Галерея изображенийЕсли трехходовый кран двухконтурного газового котла перестал перенаправлять поток нагреваемой воды с отопления на ГВС, значит, он требует ремонта. Кроме устройства мастеру понадобится крестовая отвертка, паяльник и мультиметрИзучаем состояние входного отверстия. В большинстве случаев на нем видны минеральные отложения и ржавчинаДля того чтобы разобрать трехходовый кран газового котла, откручиваем четыре шурупа, применяя в работе крестовую отверткуМультиметром проверяем работоспособность двух микропереключателей, находящихся внутри корпуса.Открутив еще два шурупа, снимаем двигатель трехходового клапана, чтобы проверить его состояниеВсе внутренние детали разобранного трехходового клапана осматриваем, очищаем от ржавчины и минерального осадкаПроизводим тестирование работоспособности мотора клапана. Проверяем сопротивление между его выводами. Если показания тестера измеряются в единицах Ом, меняем. Сопротивление рабочего мотора должно быть 15 кОм или около этого значенияЕсли ремонт клапана не дал ожидаемых результатов и проводка, соединяющая клапан трехходовый кран с проводкой, оказалась в порядке, дело в электронной плате. Теоретически ее можно отремонтировать, но лучше поменятьЭтап 1: Подготовка техходового клапана к ремонтуЭтап 2: Осмотр входного отверстияЭтап 3: Откручивание винтов от корпуса клапанаЭтап 4: Проверка работоспособности микропереключателейЭтап 5: Отсоединение двигателя клапанаЭтап 6: Очистка внутренних поверхностей от осадкаЭтап 7: Тестирование работы двигателя кранаЭтап 8: Электронная плата для замены
Не забываем о том, что устройство перенаправления воды подключается к электропитанию. Значит, если сам клапан не поврежден, неполадки могут быть в проводке. Устраняются они элементарным способом: сначала проводку проверяют прозванивают, затем меняют поврежденный провод.
Если все в порядке с проводкой, то надо проверить контакты. Все места соединений проверяют мультиметром. Для профилактики их нужно рассоединить, протереть спиртосодержащим составом, снова подключить, затянув с усилием.
Бывает, что в отказе трехходового крана выполнять работу виноват не он сам и не электропроводка, а отправляющая команды электронная плата. В мастерской ее, конечно, могут восстановить, заменить перегоревший резистор. Но чаще всего меняют полностью на аналогичную модель.
Выводы и полезное видео по теме
С устройством газового клапана, причинами нарушений в работе и методами ремонта ознакомит следующий видеоролик:
Решение проблемы с трехходовым клапаном газового нагревательного агрегата:
Разборка и чистка предохранительного клапана:
Ремонт клапанов газового оборудования позволит значительно продлить эксплуатационные сроки агрегатов. Починить их значительно проще и дешевле, чем покупать новую модель. Не все ремонтные операции рекомендуется проводить самостоятельно, но простейшие действия вполне доступны домашним мастерам.
Хотите поделиться собственным опытом в деле восстановления работоспособности клапанов газового котла? Располагаете полезной информацией по теме статьи, которой стоит поделиться с посетителями сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, размещайте фотоснимки.
Рабочий объем теплоносителя в отопительной сети может уменьшиться из-за ряда причин – утечки, испарения, сброса пара через автоматический клапан, выполнения ремонтных работ. В схеме открытого типа главный стояк опорожняется и заполняется воздухом из расширительного бака, закрытого — существенно снижается давление. В любом случае необходима подпитка системы отопления, которую можно сделать несколькими способами.
Признаки критической нехватки теплоносителя
Далеко не все хозяева частных домов отслеживают техническое состояние водяного отопления, работает – и ладно. Когда образуется скрытая протечка, система продолжает функционировать некоторое время, пока количество теплоносителя не снизится до критического уровня. Этот момент отслеживается по следующим признакам:
- В открытой системе сначала опорожняется расширительная емкость, затем наполняется воздухом основной стояк, поднимающийся от котла. Результат: холодные батареи при перегреве подающего трубопровода, включение максимальной скорости циркуляционного насоса не помогает.
- Недостаток воды при самотечной разводке проявляется аналогичным образом, вдобавок слышно бульканье воды в стояке.
- На газовом отопителе (открытая схема) наблюдаются частые запуски / включения горелки — тактование, ТТ-котел перегревается и кипит.
- Нехватка теплоносителя в закрытой (напорной) схеме отражается на манометре – давление постепенно снижается. Настенные модели газовых котлов автоматически останавливаются при падении ниже порога 0.8 Бар.
- Напольные энергонезависимые агрегаты и твердотопливные котлы продолжают исправно греть остатки воды в закрытой системе, пока освобожденный теплоносителем объем не заполнится воздухом. Циркуляция остановится, возникнет перегрев, сработает предохранительный клапан.
Важное уточнение. При кипении ТТ-котла, работающего в открытой гравитационной системе, взрыва не последует, поскольку теплоноситель сообщается с атмосферой. Нагреваемая отопителем вода испарится, затем в котельной начнется пожар. Хотя описанный процесс занимает немало времени, подобные ситуации – далеко не редкость.
Для чего нужна подпитка системы, мы пояснять не станем – это очевидная мера для сохранения работоспособности отопления. Остается выбрать способ пополнения теплосети.
Выбор варианта дозаправки
Для пополнения запаса теплоносителя используется несколько методов:
- Ручная подпитка – самый дешевый и универсальный вариант, подходящий для всех типов разводок.
- Автоматическое пополнение из водопровода практикуется только в системах, работающих под давлением.
- Для заправки закрытой сети незамерзающим теплоносителем тоже применяется ручной опрессовочный насос. Устройство автоматизированной схемы с электрической насосной станцией, подключенной к емкости с антифризом, практикуется в промышленных котельных.
Примечание. Если радиаторная сеть и теплые полы заполнены антифризом, простая подпитка делается небольшим ручным насосом. Но чаще всего в системе отопления используется фильтрованная водопроводная вода, почему – из-за цены незамерзающих теплоносителей (особенно, безвредного пропиленгликоля).
Принцип действия автоматического подпиточного узла основан на срабатывании редукционного клапана, реагирующего на снижение давления в теплосети. Когда оно падает ниже установленного значения, клапанный механизм открывается и запускает воду из магистрали. Аналогичным образом действует насосная станция, закачивающая антифриз из отдельного бака.
Возьмем на себя смелость рекомендовать использование ручной схемы подпитки. Причины:
- Узел состоит из 2—3 недорогих элементов и никогда не включится без ведома домовладельца.
- Как бы надежно и качественно ни была смонтирована тепловая сеть, вероятность протечки и срабатывания клапана существует.
- Ситуация: прорыв трубы, длительное вытекание теплоносителя в отсутствие хозяев. Полностью автономная «умная» подпитка зальет весь дом, испортит напольное покрытие и дорогостоящий ремонт.
- Представьте идентичную ситуацию в многоквартирном доме — утечка из индивидуальной системы и включение автоматизированного пополнения затопит соседей снизу.
- Под седлом клапана накопится мельчайший песок и элемент со временем потеряет герметичность. Под давлением со стороны водопровода 4—7 бар начнется самопроизвольная подпитка. Самый безобидный сценарий – сброс лишнего теплоносителя через предохранитель на группе безопасности котла.
Чем ликвидировать последствия описанных неприятностей, лучше выделить толику времени для личного контроля над своим отоплением. Обнаружив признаки потери теплоносителя, вы самостоятельно примете решение – подпитывать систему сразу, искать протечку либо производить ремонт. Негативный пример использования подобной автоматики смотрите на видео нашего эксперта:
Схема ручной подпитки
Простейший вариант наполнения системы реализован в 90% двухконтурных настенных котлов, куда априори подведена труба холодного водоснабжения. Внутри корпуса установлен ручной вентиль, соединяющий эту магистраль с обратной линией отопления. Нередко кран подпитки котла встречается на твердотопливных теплогенераторах с водяным контуром и без такового (пример — отопительные агрегаты чешского бренда Viadrus).
Справка. На некоторые модели газовых отопителей, оборудованные теплообменником ГВС (в частности, Beretta), производители вместо ручного крана ставят автоматический клапан подпитки с электромагнитным приводом. Если давление теплоносителя падает ниже 0.8 Бар, котел сам набирает воду до требуемого уровня.
Для сборки классического подпиточного узла, подходящего к любому типу системы, понадобятся такие детали:
- тройник с боковым отводом Ду 15—20, соответствующий материалу трубы отопительной магистрали, — фитинг для металлопластика, полипропилена и так далее;
- тарельчатый (пружинный) обратный клапан;
- кран шаровой;
- соединительные муфты, фитинги.
Задача обратного клапана — не пускать воду из тепловой сети назад, в водопровод. Если речь идет о подкачке антифриза с помощью насоса, без клапана вовсе не обойтись. Арматура устанавливается именно в порядке перечисления:
- Тройник врезается в обратку отопления после циркуляционного насоса.
- К отводному патрубку тройника подсоединяется обратный клапан.
- Следом ставится шаровой кран.
Совет. Если на входе водопровода в частный дом отсутствует фильтр тонкой очистки, таковой желательно предусмотреть на линии подпитки. Элемент предохранит теплосеть от попадания мелкого песочка и частиц ржавчины, накапливающихся на тарелке обратного клапана и в седлах трехходовых вентилей.
Принцип действия узла простой: при открытии крана вода из централизованной магистрали поступает в трубопроводы отопления, поскольку ее давление выше (4—8 Бар против 0.8—2 Бар). Процесс наполнения закрытой системы отслеживается по манометру котла или группы безопасности. Если вы случайно превысили давление, воспользуйтесь краном Маевского на ближайшем радиаторе и стравите лишнюю воду.
Чтобы контролировать количество теплоносителя в расширительной емкости открытой теплосети, расположенной на чердаке дома, бак нужно оснастить 2 дополнительными трубками диаметром ½ дюйма:
- Контрольный трубопровод, заканчивающийся краном в котельной, врезается в боковую стенку примерно на половине высоты резервуара. Открыв данный вентиль, вы сможете определить наличие воды в баке, не забираясь на чердак.
- Трубка перелива врезается на 10 см ниже крышки бака, конец отводится в канализацию либо просто на улицу под свесом кровли. Находясь в топочной и открывая кран подпитки, вы должны видеть этот патрубок, когда оттуда потечет вода, заполнение прекращается.
Замечание. Если вас интересует расчет минимального объема расширительной емкости, перейдите по выделенной ссылке.
Схема с обратным клапаном и запорным краном также применима для заливки гелиосистем (солнечных коллекторов) и геотермальных контуров тепловых насосов антифризом. Как пользоваться котловым вентилем подпитки, рассказывается на видео:
Автоматический подпиточный узел
Если вы твердо уверены в надежности и качестве сборки системы, можете смонтировать автоматизированную схему, добавляющую воду из трубы ХВС. Что нужно купить:
- редукционный клапан (проще – редуктор);
- 3 шаровых крана;
- 2 тройника;
- труба для устройства байпаса.
Важный момент. Поступающая в редуктор вода должна предварительно очищаться грубым сетчатым фильтром, иначе клапан станет быстро засоряться. Если на вводе в здание такой фильтр не предусмотрен, установите его перед блоком подпитки.
Главный исполнительный элемент схемы – редуктор – состоит из следующих деталей:
- фильтр тонкой очистки на входном патрубке;
- пружинный седельный клапан с резиновыми уплотнителями;
- рукоятка регулятора давления с нанесенной шкалой, диапазон – 0.5…4 Бар (или выше);
- ручной запорный вентиль;
- обратный клапан на выходе.
Примечание. Существуют более дорогие модели подпиточных редукторов со встроенным манометром, измеряющим давление на стороне системы отопления. Поскольку данный прибор уже стоит в группе безопасности либо котле, тратить лишние деньги и дублировать его нет смысла. Исключение – ситуация, когда подпитка врезана далеко от источника тепла (читайте следующий раздел).
Как видите, редукционный автомат уже содержит все необходимые элементы – фильтр, обратный клапан и регулятор. Осталось собрать простую схему с байпасом и сервисными кранами, предназначенными для снятия и обслуживания редуктора.
Управлять вентилем просто – с помощью регулятора настройте минимальный порог давления в теплосети, откройте краны прямой магистрали, а байпас закройте. Как правильно отрегулировать автоматический клапан, показано в коротком видеосюжете:
Совет. Если планируете ставить перед редуктором грубый фильтр, предусмотрите дополнительный сервисный кран, дабы очищать сеточку, не отключая воду во всем доме.
Для организации автоматического добавления антифриза в систему можно приспособить «гидрофор» — водяную станцию с электронасосом, предназначенную для водоснабжения из колодца. Реле давления агрегата нужно перенастроить под минимальный напор 0.8 Бар, максимальный – 1.2…1.5 Бар, а всасывающий патрубок направить в бочку с незамерзающим теплоносителем.
Целесообразность такого подхода весьма сомнительна:
- Если «гидрофор» сработает и станет подкачивать антифриз, вам все равно придется искать и устранять причину проблемы.
- При длительном отсутствии хозяев подпитка тоже не спасет ситуацию в случае аварии, поскольку размер емкости ограничен. Насосная станция продлит работу отопления на какое-то время, но потом котел отключится.
- Ставить большую бочку опасно – можно затопить токсичным этиленгликолем полдома. Неядовитый пропиленгликоль слишком дорог, как и устранение последствий разлива.
Вывод. Вместо дополнительных насосов и автоматических редукторов лучше приобрести электронный блок типа «Кситал». После относительно недорогой инсталляции вы сможете контролировать работу отопления через сотовый телефон либо компьютер и быстро реагировать на возникновение аварийных ситуаций.
Как подключить к системе отопления
При закрытой схеме нет большой разницы, куда подсоединять трубопровод подпитки — к подаче или обратке. Мы рекомендуем пользоваться классической проверенной методикой — точка врезки должна располагаться на обратной линии рядом с котлом, после циркуляционного насоса и расширительного бачка. Причины:
- узел располагается в помещении топочной, рядом с оборудованием и приборами;
- подкачка воды в обратку сразу отражается на манометре, установленном на подаче за котлом;
- врезка располагается в самой нижней точке, поток распределяется по 2 направлениям – в котел и радиаторы, воздух выдавливается равномерно.
Обвязка твердотопливных агрегатов предполагает устройство контура защиты от конденсата с трехходовым вентилем. Нельзя делать подпитку перед этим клапаном – от холодной воды он сразу закроется и котловой манометр начнет запаздывать с показаниями. Врезайтесь внутри контура, между 3-ходовым вентилем и теплогенератором.
Аналогичным образом подпитка врезается в обратную магистраль открытой системы. Второй вариант – добавление теплоносителя прямо в бак, недостаток метода – прокладка подающей трубы на чердак.
Подключение подпиточной линии допускается и в других точках:
- к отдельному штуцеру твердотопливного котла, предусмотренному заводом – изготовителем;
- к нижней части гидрострелки;
- к обратному коллектору распределительной гребенки;
- к выходу бойлера косвенного нагрева.
Указанные варианты обычно реализуются в сложных и разветвленных системах загородных коттеджей. Подключение подпитки к бойлеру демонстрируется в очередном видео:
Напоследок о безопасном добавлении теплоносителя
Выполняя заливку воды либо частичную подпитку, соблюдайте наши рекомендации:
- Разогретую систему пополняйте медленно, открыв вентиль на четверть хода рычага. Таким способом удастся избежать образования воздушных пробок и предохранить теплообменник котла от температурного шока.
- Заправку с нуля делайте при неработающем теплогенераторе и отключенном циркуляционном насосе.
- Проверьте давление в расширительном баке и пройдитесь по всем радиаторам, открывая краны Маевского для выпуска воздуха.
- Если ваш котел оборудован современной электроникой, обязательно изучите пункты инструкции, касающиеся подпитки. Зачастую в агрегате необходимо активировать специальный сервисный режим.
- Лишнее давление легко стравливается через ближайший воздухоотводчик.
Справка. Чугунные теплообменники запросто дают трещины от резких перепадов температур, а стальные топки покрываются изнутри конденсатом. Последний смешивается с сажей и образует плотный налет.
Закачка антифриза ручным насосом не таит подводных камней. Опрессовочные установки оснащены собственным манометром, позволяющим контролировать актуальное давление в точке врезки.
Используемые источники:
- https://first-apartment.ru/rastet-davlenie-v-dvuhkonturnom-kotle.html
- http://www.pnzstroi.ru/repair/article/78323/kran-podpitki-gazovogo-kotla-kogda-pora-menyat
- http://www.teplos.net/index.php
- https://sovet-ingenera.com/otoplenie/kotly/remont-klapana-gazovogo-kotla.html
- https://otivent.com/podpitka-sistemy-otoplenija