Ремонт радиаторов отопления – занятие достаточно неприятное и трудное. К тому же этот процесс дорого стоит, если платить за работу профессионалов. Поэтому во избежание расходов можно сделать его своими руками. Для этого стоит придерживаться последовательности действий, а также иметь в доме необходимые инструменты и материалы.
Классификация батарей
Батарея – это прибор отопления, состоящий из нескольких секций, по которым циркулирует вода или другая жидкость. Они сделаны в виде металлических колонн. Элементы радиаторов соединяются между собой при помощи ниппельной системы. Стыки батарей уплотняются резиновыми прокладками.
Сами они имеют высоту от 35 сантиметров до одного метра. Мощность батарей напрямую зависит от числа секций, а также от того, настолько большая площадь теплоотдачи. Радиаторы отопления могут быть разных видов и сделаны из разных материалов. Это могут быть и медные, и чугунные, и алюминиевые, и латунные, и даже биметаллические батареи.
Материал
Для начала необходимо немного подробней рассмотреть радиаторы отопления, чтобы понять, какому материалу отдавать предпочтение.
Батареи из чугуна чаще всего устанавливают в многоквартирных помещениях. Это очень мощные и малогабаритные приборы, которые невосприимчивы к качеству циркулирующей внутри их воды. Они имеют хорошую теплоотдачу. К тому же такой материал не боится коррозии, что делает батареи более долговечными. Так как они имеют огромный вес, чугунные радиаторы очень теплоемки. Но в то же время это качество и усложняет как монтажные работы, так и процесс обслуживания системы отопления.
Есть и некоторые недостатки у таких батарей – это быстрое изнашивание уплотнителей, а также постоянное разрушение ниппелей, что может привести к протеканию радиаторов. В некоторых случаях на стенках внутри батареи образовывается налет, который намного понижает ее теплоотдачу.
Радиаторы отопления, сделанные из алюминия, обладают большой теплоотдачей. Они имеют совсем небольшое пространство для воды внутри. Алюминиевые радиаторы очень удобны, ведь если их установить, то в помещении можно будет регулировать температуру.
Такие радиаторы бывают двух подвидов: экструзионные и литые. В первом варианте каждая секция имеет три компонента, которые соединены между собой герметично. Второй представляет собой цельную литую батарею.
Такие радиаторы достаточно легко поддаются разрушению при любых перепадах давления. Но в то же время это очень легкие конструкции, которые нетрудно установить. В них быстро накапливаются газы, что приводит к завоздушенности системы.
Биметаллические радиаторы состоят из стальных элементов, находящихся внутри самой конструкции. Это дает им возможность выдерживать большое давление. Вода, которая находится в радиаторах, изолирована от алюминия, входящего в состав батареи. Единственным недостатком таких радиаторов является достаточно высокая цена.
Конструкция
Батареи для отопления имеют следующие конструкции: трубчатые, панельные и секционные; это обязательно нужно учесть при ремонте.
Панельные радиаторы делают из двух листов стали. Они состоят из специально сделанных углублений, которые при сваривании превращаются в каналы для циркулирующей горячей воды.
Такие радиаторы имеют небольшой вес. Поверхность каждого радиатора не только дополнительно обезжиривается, но и покрывается слоем эмали. Но такой подвид достаточно быстро подвергается коррозии и поэтому имеет недолгий срок службы.
Секционные радиаторы немного схожи с чугунными батареями. Их отличие заключается в сваривании однотипных соединений, которые очень надежно скрепляются друг с другом. Такие батареи отличаются большой прочностью, однако высокая цена мешает их популярности.
Трубчатые батареи состоят из конструкций, сваривающихся между собой. Работы по отделке стыков существенно уменьшают вероятность протекания радиаторов. Недостаток их состоит в том, что сталь недостаточно толстая. Зато они имеют необычные формы и размеры. Поэтому их можно использовать в интерьерах в разных стилях.
Для того чтобы сделать ремонт батарей отопления, необходимо знать все основные и дополнительные элементы, которые входят в конструкцию. Многие комплектующие зависят от типа батареи, но все основные элементы одинаковые.
К ним относятся:
- Каналы или секции, внутри которых находится циркулирующая жидкость.
- Кольца разъема, которые служат для закрытия входной трубы, идущей из панелей.
- Патрубки для соединения подводных и отводных труб. Они бывают разной формы и разных размеров.
- Пластиковый стержень, при помощи которого фиксируются разъемные кольца.
- Пробки (заглушки), которые находятся с боку батареи. Служат они для слива воды.
- Шаровые краны, а также вентили, установленные для перекрытия воды.
- Терморегулятор, служащий для настройки температуры внутри комнаты.
- Кран Маевского, который устанавливается для сброса давления в отопительной системе. В некоторых случаях это могут быть автоматические краны, предназначенные для данной функции.
- Элементы, соединяющие секции радиаторов. Это могут быть и силиконовые прокладки, и стальные втулки, и другие соединители.
- Крепление для батарей.
- В комплект некоторых радиаторов может входить насос для лучшей циркуляции.
Типы и признаки поломок
Перед началом ремонта стоит подробней рассмотреть, какие бывают поломки отопительных радиаторов, а также изучить их признаки. Есть такие неисправности, с которыми могут справиться только специалисты. Например, если в радиаторах слышен шум, то причина, скорее всего, заключается в завоздушенности всей системы отопления. В таких случаях без мастера не обойтись. Ведь то, какой радиатор неисправен, можно определить только специальным прибором.
Неправильный выбор и присоединение радиатора
Если соотношение отопительной системы не будет совпадать с техническими характеристиками радиаторов, то они не подойдут друг другу, и подсоединить их будет достаточно проблематично. Так, если взять обычные трубы и к ним подобрать медные переходники, а корпус батарей окажется алюминиевым, то их соприкосновение может спровоцировать коррозию металлов. Поэтому стоит очень тщательно выбирать батареи и правильно их устанавливать.
Протечки
Если они появляются, то это первый признак того, что лопнул радиатор и появились неисправности в работе всей системы отопления. Это может быть и неправильное подключение батареи к трубопроводу, и засорения, и разрушение резьбовых ниппелей, и много других причин.
Большой вес
Если взять в руки чугунные радиаторы, то стоит сразу заметить, что они имеют достаточно большой вес. Это становится самой большой проблемой при их установке. Ведь даже небольшая ошибка в монтажных работах может привести к неисправности системы. Наличие слабых кронштейнов приведет к перекосу батареи, а впоследствии могут даже образоваться трещины на стене.
Высокое давление и гидроудары
Даже имея прекрасные технические характеристики, чугун все равно не является идеальным материалом. Он восприимчив к слишком большим нагрузкам, которые создает циркуляция воды в системе. Если произойдет гидроудар, то в местах, где соединяются секции, можно увидеть образовавшуюся протечку.
Грязь
Вместе с теплоносителями по трубопроводу разносятся разные примеси и небольшие частицы ржавчины или даже грязи. Это часто приводит к засорениям в каналах. Если радиатор вовремя не промыть, то он может начать подтекать. Также загрязнение батарей часто приводит к тому, что они не будут достаточно качественно прогреваться.
Износ прокладок и ниппелей
Очень часто из-за износа прокладок протекает сам радиатор. Причина может заключаться в очень низком качестве воды в системе отопления. Тогда владелец видит, как порой капает или даже течет вода в этих местах. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя подкручивать ниппеля.
Устранение неисправностей
Если нет возможности заменить старую батарею новой, то в случае ее поломки нужно как можно быстрее все исправить. Самым лучшим вариантом будет вызов профессионалов. Но если в доме имеется необходимый для ремонта отопительной системы инструмент, то можно все отремонтировать своими руками, не дожидаясь мастера и не сливая воду.
Существует несколько способов ремонта радиатора. Все зависит от того, какая возникла неисправность. Если появилась протечка на стыке батареи, то ее можно устранить при помощи медицинского бинта и эпоксидного клея. Подобная реставрация не требует особых усилий. Чтобы ремонтировать течь, необязательно снимать батарею. Устранить неполадки можно даже не трогая радиатора. Также можно применить холодную сварку. Так как она напоминает в некотором роде пластилин, то с ее помощью можно просто замазать течь.
Если же протечка большая и бинт не помогает, тогда необходимо временно наложить маленький кусочек резины и покрепче затянуть место течи.
Иногда при сильном протекании лучшим вариантом ремонта в квартире станет снятие радиатора. Конечно, для профилактики ремонт лучше делать после окончания отопительного сезона. Но обычно это происходит тогда, когда в этом возникает нужда.
Подготовка
Чтобы правильно устранить неисправность, к работе нужно хорошо подготовиться. Для начала надо найти место протечки, которое иногда видно сразу. Однако бывают и такие течи, которые очень трудно найти. В таких случаях необходимо сделать демонтаж батареи и поместить в большую посуду с водой, можно в ванную. Из того места, где расположена дыра, будут выходить пузыри.
После определения места протечки подготавливаются необходимые инструменты и материалы:
- Трос. Лучше, если он будет тонкий и стальной.
- Замазка. Это может быть холодная сварка, эпоксидная смола, полимерный герметик и другие нужные для этого материалы.
- Бинт или ткань, которые используют для закрепления замазки.
- Хомут металлический или изолента.
Способы и средства
Так как радиаторы бывают сделаны из разных материалов, то стоит подробней рассмотреть способы и средства их ремонта.
Чтобы отремонтировать алюминиевые батареи, существует несколько способов. Прежде всего это замена уплотнительных резинок. Для этого необходимо демонтировать радиатор и полностью разобрать его на секции.
Для того чтобы устранить протечку в алюминиевой батарее во время отопительного сезона, необходимо либо заменить одну секцию, либо полностью удалить радиатор. Однако иногда это сделать невозможно. И тогда наилучшим способом будет применение холодной сварки.
Если существуют совсем небольшие дефекты в радиаторе, то можно воспользоваться припоем для алюминия. Но все это будет лишь временной мерой, чтобы можно было сделать полноценный ремонт по окончанию сезона.
Самым надежным способом ремонта радиаторов считается аргонная сварка, но она требует специальной подготовки. Однако имея дело с алюминиевыми радиаторами, нужно помнить, что данный материал очень мягкий и требует бережного отношения к себе. Если правильно ими пользоваться, то вопрос ремонта не возникнет никогда.
Так как паять алюминий ни в коем случае нельзя, сразу встает вопрос о том, какие средства подойдут для того, чтобы заклеить батарею. Наилучшим образом подойдет для этого флюс из канифоли и железа. Им покрывают заранее очищенную поверхность радиатора, а после припой вводится непосредственно под флюс. Такой быстрый ремонт подойдет лишь для небольших течей.
Способов ремонта чугунных радиаторов существует также несколько. Самым быстрым и эффективным считается вариант с медицинским бинтом. Для этого его нужно хорошо пропитать клеем, затем плотно обмотать им место протечки и подождать немного. После того как клей высохнет, место ремонта необходимо прокрасить в тон радиатора. Такой простой способ обеспечит герметичность батареи на год или два.
Также можно использовать металлический хомут. Это кольцо, сделанное из металла и имеющее герметизирующие пластины. Они прикрепляются при помощи двоих болтов.
Еще один способ ремонта чугунных батарей – это холодная сварка. Ее состав напоминает пластилин. Применяется она достаточно просто. Стоит ее немного размять до однородной массы и приклеить к поврежденному месту. Холодная сварка не боится высоких температур, поэтому ее используют для совсем небольших протечек.
Порядок работ
Ремонтные работы радиаторов разных типов не слишком отличаются. Однако стоит подробней рассмотреть их. Ведь если владелец решит делать ремонт отопительных батарей своими руками, то только пошаговая инструкция поможет разобраться в некоторых ситуациях.
Первым стоит рассмотреть порядок ремонтных работ алюминиевых батарей. Для начала нужно подготовить поверхность радиатора и нанести на него флюс из железа и канифоли. Далее при помощи разогретого паяльника необходимо протереть зону, которая была повреждена.
После того как канифоль растечется по всей поврежденной поверхности, нужно ввести свинцово-оловянный припой, имеющий примесь опилок из железа. Запаянную алюминиевую батарею необходимо опять окрасить. Перед этим старую краску нужно стереть при помощи специальной смывки. Затем обработать наждачной бумагой. Последним штрихом считается покраска батареи эмалью или термостойкой краской. Если она состоит из секций, то начинать нужно с покраски межсекционных участков. Радиатор при этом должен быть абсолютно холодным.
Другое дело – ремонт чугунных радиаторов. Сразу нужно оборудовать место для ремонта. Для этого под батарею необходимо положить или кусок пленки, или клеенку. Для большей надежности можно поставить еще и ведро для излишков воды.
После этого можно приступать к зачистке мест протечки. Очень часто это бывает стык, находящийся между секциями батарей. Если это так, то нужно убрать старую краску и остатки разрушенной прокладки. Сделать это можно при помощи тонкого троса, имеющего на обоих концах небольшие узелки. Им необходимо зачистить все повреждения до самого металла. Очищенное место нужно промыть или бензином, или ацетоном. Это делается для более прочного закрепления обмотки на батарее.
Следующий этап – это замазывание протечки. Для этого необходимо смешать либо металлический порошок, либо эпоксидную смолу и нанести на ленту, сделанную из ткани. Дальше ленту с готовой смесью нужно очень туго намотать на стык радиатора. Она должна быть намотана в два или три раза для более прочного закрепления. Если в качестве замазки использовались белила цинковые, то слоев должно быть пять.
Далее при помощи металлического хомута нужно закрепить участок, который замазан. Для этого его нужно закрепить болтами и гайками, причем соединение должно быть расположено противоположно к месту протекания. Вместо хомута можно использовать изоленту или резину. Выбранным материалом нужно обмотать несколько раз место протекания и зафиксировать проволокой.
После окончания отопительного сезона лучше заменить отремонтированную батарею отопления или хотя бы отдельную секцию. Если же нет такой возможности, то нужно еще раз повторить обработку поврежденного места.
Даже биметаллический радиатор не застрахован от неисправностей. Чаще всего это засорение ржавчиной. Чтобы исправить данную ситуацию, необходимо сделать чистку всей системы отопления.
Прежде чем приступить к работе, нужно снять радиатор и отсоединить его от самой системы. На пол нужно постелить клеенку. Если на батарее нет запорного крана, воду необходимо слить со всей системы. Далее при помощи трубного ключа нужно отсоединить радиатор от общей системы, слить с него воду и отнести в ванную комнату, чтобы сделать чистку.
В саму ванну необходимо поместить деревянный поддон, чтобы не повредить ее. Затем с батареи нужно снять заглушки и сильной струей промыть ее до тех пор, пока не потечет чистая вода. Если же это не помогает, то необходимо применить дополнительные средства, способные воздействовать на материал, например, обычный уксус. Его нужно залить на некоторое время в ванну, а потом также промыть батарею под сильным напором воды. Далее заглушки надо установить на место и собрать биметаллическую батарею.
Полезные советы
Делая ремонт отопительных радиаторов, стоит прислушаться к советам и рекомендациям специалистов. Это поможет избежать ненужных ошибок.
Чтобы немного увеличить тепло, исходящее от батарей, нужно их окрасить в темный цвет. Особенно это актуально для чугунных радиаторов.
Специалисты рекомендуют устанавливать батареи отопления на расстоянии в 10 сантиметров от подоконника, а от стены до радиатора расстояние должно быть как минимум 20 сантиметров. Если нарушить пропорции установки, нарушится тепловой поток. Это значительно уменьшит эффективность всей отопительной системы.
Для увеличения потока тепла в само помещение стоит приклеить на стену позади батареи теплоизолирующую пленку, поверхность которой сделана из фольги.
Оптимальное расстояние между полом и радиатором – от 12 до 15 сантиметров. Если оно будет больше или меньше, перепады температуры приведут к сквознякам в доме.
Также стоит учесть то, что если батарею подключить обратным способом, то мощность всей системы уменьшится на 7 процентов.
Очень важную роль в эффективности отопительной системы играет место установки батареи. Наилучшим вариантом будет размещение радиатора под подоконником. При этом теплоотдача будет доходить до 97 процентов. Если батарею закрыть частично, это снизит теплоотдачу до 93 процентов. При полном закрытии радиатора она уменьшится до 80 процентов.
Оптимальным вариантом для многоквартирных домов будут чугунные радиаторы. Ведь они не только выдерживают все нагрузки, но и практически не ломаются. Но даже при появлении протечек проблему решить легко: их можно заклеить, даже не вызывая мастера на дом.
Если говорить о биметаллических и алюминиевых радиаторах, то это довольно эффективные модели. Однако покупая их стоит помнить о том, что ремонтировать их не получится. Единственное, что можно сделать – это промыть батарею или заменить на новую.
Чтобы избежать неисправностей радиаторов, нужно правильно подбирать сами модели. Но если все же протечка где-то образовалась, не стоит впадать в панику. Лучше трезво оценить ситуацию и посмотреть, что можно сделать для ее устранения.
В экстренных случаях можно решить проблему самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессионалам. Поэтому на досуге лучше изучить особенности процесса и последовательность действий. Ведь в некоторых случаях промедление с ремонтными работами может привести к замерзанию радиатора, а впоследствии к его растрескиванию.
Об собенностях процесса и последовательности действий при ремонте радиаторов отопления смотрите в следующем видео.
Каждый мужчина должен уметь выполнять мужскую работу, ремонт радиаторов отопления в квартире, как раз такая работа. Это очень сложный процесс, который требует определённых знаний, умений и сообразительности. Чтобы не платить большую сумму денег за ремонт радиаторов отопления, его можно починить самостоятельно в домашних условиях. В статье мы узнаем цены на ремонт радиаторов отопления и расскажем об их особенностях.
Классификация батарей
Батарея – это прибор отопления, его конструкция состоит из нескольких секций, по которым течёт горячая вода, что обеспечивает комфортную температуру в доме. Сейчас батареи делают в виде характерных металлических колон. Все элементы радиатора связаны между собой и имеют один путь подачи воды. На рынке строительных материалов вы можете приобрести:
- Чугунные батареи.
- Латунные.
- Медные.
- И самые популярные – алюминиевые трубы.
«>»>»>»>»>»>»>»>»>
Каждая секция имеет высоту от 30 сантиметров и до 1-ого метра. Мощность радиатора будет непосредственно зависеть от количества секций, чем их больше, тем соответственно они мощнее и теплее.Материал
Чтобы понять, какой радиатор вам больше всего подойдёт, для начала нужно определиться с его материалом, это очень важный шаг, который в дальнейшем сможет облегчить вам ремонт радиатора в будущем.
Чугунные радиаторы
Радиаторы из такого материала чаще всего устанавливают в большом многоквартирном помещении.
Чугун не дорогой материал, но очень крепкий и долговечный. Они имеют хорошую теплоотдачу. Чугун практически не поддаётся коррозии и со временем не будет портиться.
Дальнейшее обслуживание такого радиатора, в случае поломки, будет проблематичным и дорогостоящим. Их слабым местом являются уплотнители, которые в течение нескольких лет полностью изнашиваются и будут требовать ремонта. По приблизительным расчётам капитальный ремонт радиаторов отопления вместе с уплотнителем будет стоить от 3 до 4 тысяч рублей за одну секцию. «>»>»>»>»>»>»>»>»>
Алюминиевые радиаторы
Радиаторы отопления, сделанные из алюминия, обладают самой большой теплоотдачей, это обуславливается особенностями материала. Они компактные и эстетически привлекательны. Пространство для воды в таком радиаторе небольшое, но этого хватает для обеспечения тепла в помещении. Их существует 2 вида:
- Экструзионные
- Литые
Экструзионный радиатор состоит из 3 частей соединённых между собой герметично. Литый выглядит как 1 цельная батарея. Такие радиаторы самые популярные на рынке стройматериалов и их можно встретить абсолютно везде. Но главная проблема этих труб – коррозия. По истечению 5-7 лет, они начинают поддаваться разрушению, в результате чего часто возникает утечка воды и потопы.
Но в то же время их конструкция очень проста и ремонт алюминиевых радиаторов отопления не будет дорогим и сложным. Поэтому большинство покупателей выбирает именно алюминиевые радиаторы из-за их практичности и простоты в ремонте.
Проведение ремонта
Ремонт радиаторов отопления своими руками требует не только определённых навыков, но и специального оборудования, без которого произвести починку не получится. «>»>»>»>»>»>»>»>»>
Частой причины поломки радиатора является износ прокладки. Исправить данную неполадку можно путём её замены и заваривания холодной сваркой. Поломка метчика, футорки, заглушки, также исправляется путём их замены, но уже без сварки, так как она может повредить их целостность.Устранение течи батареи отопления
Для устранения этой неисправности, прежде всего, вам необходимо перекрыть подачу воды в нужную секцию. Сделать это не составит труда, так как на каждой секции есть кран регулирующий подачу воды. Далее нужно найти место протекания и начать действовать.
- Терморегулятор для радиатора отопления: назначение, виды, устройство, монтаж в систему и советы по уходу и ремонту (видео + 105 фото)
- Вертикальные радиаторы отопления — как выбрать идеальный радиатор отопления и особенности его применения (90 фото + видео)
- Мощность радиатора отопления: расчет тепловой мощности и методика расчета отопительных радиаторов (85 фото и видео)
Устранить неполадку можно путём горячей сварки, специальных (сверхпрочных) хомутов, эпоксидным клеем или плотной резиной (предварительно обмазав её эпоксидным клеем) для 100% гарантии того, что течи больше не будет.
Для общего развития советуем посмотреть фото ремонта радиаторов отопления, в дальнейшем вы будете понимать, с какой проблемой вы столкнулись. «>»>»>»>»>»>»>»>»>
После того как проблема будет устранена, нужно вызвать мастера для детального осмотра, чтобы убедиться что такого больше не произойдёт. Надеемся, вам было интересно, вы много узнали и в случае неполадки сможете её устранить. Удачи!Фото радиаторов отопления
Если нужно провести плановый ремонт отопительного прибора, то это лучше делать по окончанию отопительного сезона. Но если случается авария во время периода отопления, то проводят срочный внеплановый ремонт радиаторов. Главное вовремя заметить и устранить течь, потому что при значительных масштабах аварии пострадает имущество в вашей и нижерасположенной квартире. Для ремонта батареи можно пригласить специалиста или выполнить его самостоятельно. Если на подходящих к радиатору трубах не стоит запорная арматура, то в стояке или всем доме придется отключить отопление.
Виды отопительных батарей
Если планируется проводить ремонт радиаторов отопления своими руками, то вид выполняемых работ зависит от типа батареи.
В зависимости от материалов все отопительные приборы делятся на следующие виды:
- Алюминиевые агрегаты весят немного, внешне очень привлекательные и имеют высокую теплоотдачу. Однако они плохо переносят гидроудары, поэтому устанавливаются только в автономных отопительных системах с малым давлением. Также для них важна чистота и состав теплоносителя. При появлении отложений на внутренних стенках радиатор не подлежит ремонту, поэтому чистоту теплоносителя нужно постоянно контролировать.
- Секционные чугунные батареи имеют высокую теплоемкость. Они долговечные и прочные, а также не подвержены коррозии. Из-за внушительного веса прибора монтаж и обслуживание вызывают определенные трудности. Такие радиаторы часто протекают из-за износа прокладок между секциями.
- Радиаторы из стали весят немного и имеют хорошую теплоотдачу. Однако в постройках с централизованным отоплением их не устанавливают из-за подверженности коррозии после слива теплоносителя из системы.
- Биметаллические батареи имеют стальной сердечник и алюминиевый корпус. Они внешне очень красивые, устойчивы к коррозии и повышенному давлению в системе, поэтому их можно применять в домах с централизованным отоплением. Теплоотдача биметаллического радиатора достаточно высокая. Ремонт отопления в квартире с биметаллическими приборами несложно провести своими руками, если знать, как заменить и настроить терморегуляторы, устранить течь, почистить трубы и поменять прокладки.
Реклама
Чтобы подобрать подходящую разновидность отопительного прибора, нужно учесть схему разводки, материал трубопроводов, особенности установки, температуру теплоносителя, планировку помещений и этажность дома, а также климатические особенности региона.
При выборе батареи обратите внимание на ее габариты. Обязательно устанавливайте запорную и регулирующую температуру. Для правильного подсчета количества секций воспользуйтесь следующим правилом – на каждые два квадрата помещения с высотой не более трех метров нужно установить по одной секции.
В многоэтажных домах обычно устанавливают биметаллические или чугунные радиаторы, которые с легкостью выдерживают гидроудары и повышенное давление в сети. Именно поэтому мы подробно расскажем, как проводить ремонт батарей отопления из биметалла и чугуна.
Причины протекания и других поломок отопительных приборов
Если появляется свищ на трубе отопления или любой дефект отопительного прибора, прежде всего нужно разобраться в причинах его возникновения и устранить их, чтобы проблема повторно не появилась в будущем.
Рекомендуем к прочтению:Замена отопительных радиаторов в квартире и стоимость установки батарей
Различные неисправности радиаторов возникают по следующим причинам:
- При неправильном выборе разновидности агрегата для данной тепловой сети, он быстро выходит из строя. Выбирая батарею, учитывают диаметр магистрального трубопровода, температуру теплового носителя, давление и другие параметры системы.
- Если прибор отопления неправильно подключить к магистрали, то он тоже быстро поломается.
- Свищи и протекания чаще всего появляются из-за коррозии материала. Коррозионные процессы ускоряются при попадании кислорода в сети, завоздушивании системы, использовании теплоносителя с примесями, а также при частых скачках давления.
- Налет на стыке секций и засорение радиаторов и трубопроводов возникает из-за использования теплового носителя ненадлежащего качества. В этом случае все составляющие сети нужно промыть и прочистить.
- Если резьбовые ниппели разрушаются, то масштабы поломки будут значительные. Чтобы защитить эти элементы от разрушения, регулярно меняйте прокладки.
- Щелчки и шум в радиаторах и трубах не обязательно возникают при поломках. Однако в любом случае лучше обратиться за консультацией к специалистам, чтобы исключить вероятность поломки.
- Низкая теплоотдача и некорректная работа батареи бывают из-за появления воздушных пробок. Они возникают после ремонта сети, замены отопительных приборов, из-за пониженного давления в контуре или протечек.
На заметку! Если в системе отопления падает давление, то это может возникать из-за образования накипи в нагревательном оборудовании, а также при появлении течи на участках соединения разных элементов.
Ремонт батарей из биметалла
Если вы решили выполнить ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками, то придерживайтесь рекомендаций специалистов. Несмотря на прочность, качество и долговечность отопительных приборов из биметалла, они тоже выходят из строя из-за низкого качества теплоносителя в централизованных отопительных сетях.
Если у биметаллического прибора снижается теплоотдача, то причиной может быть засорение труб. Для решения проблемы нужно прочистить прибор и трубопроводы.
При чистке биметаллических радиаторов придерживайтесь определенной последовательности действий:
- Если радиатор смонтирован на байпасах, то отключите контур батареи от системы теплоснабжения. В противном случае придется перекрыть целый стояк или весь дом. Отодвиньте мебель, если она мешает, и застелите пол полиэтиленовой пленкой.
- Трубным ключом отсоедините отопительный прибор от магистрального трубопровода. Поставьте таз и слейте воду из прибора, наклонив его над емкостью. После этого отнесите радиатор в ванную. Здесь намного удобней производить его очистку. На дно ванной уложите деревянный поддон или ветошь, чтобы не поцарапать сантехнику.
- С батареи снимите все имеющиеся заглушки и подайте в нее воду под высоким давлением. Промывать радиатор нужно до тех пор, пока не перестанут вымываться различные загрязнения. Если накипь настолько плотная, что струя воды не может ее пробить, понадобятся специальные химические составы. Можно использовать «Крот» или на всю ночь залить в батарею уксус. После растворения накипи агрегат снова промывают чистой водой.
- Затем возвращают на прежнее место все заглушки и устанавливают батарею в контур, подключив ее к магистрали.
Ремонтируем трещины в биметаллических радиаторах
Если появилась трещина в приборе из биметалла, то просто заварить ее не получится, потому что в этом месте на алюминиевом корпусе появится оксидная пленка. Ее появление связано с взаимодействием алюминия с кислородом. Чтобы решить проблему появления пленки, используют флюс. Специальный состав для пайки алюминия продается в магазинах. При желании его можно сделать самостоятельно.
Когда проблема образования окиси решена, проводится традиционная пайка с припоем из железно-канифольной смеси. Пайкой можно устранить повреждения небольшого размера (трещина или маленькая дырочка). Если решено обратиться к мастеру, то для временного устранения течи применяют холодную сварку или эпоксидный клей.
Рекомендуем к прочтению:Замена отопительных труб в квартире и как их спрятать
Ремонт радиаторов из чугуна
Своими руками выполнить ремонт чугунных батарей отопления не так просто. Это связано не только с внушительным весом прибора, но и с тем, что эта разновидность батарей устанавливалась еще в советские времена. Выкрутить заглушки из таких устройств очень тяжело. Для этого место соединения хорошо прогревают, потому что в качестве уплотнителя в прошлом столетии применяли веревку, смоченную краской. Только нагревание сможет размягчить затвердевший уплотнитель.
Если лопнула чугунная батарея, как отремонтировать, мы расскажем дальше.
Незначительные трещинки и свищи в агрегатах из чугуна ремонтируют одним из следующих способов:
- Чтобы закрыть свищ, используют специальный хомут. Вместо него место повреждения можно обмотать несколько раз резиновой лентой.
- Небольшие отверстия заделывают холодной сваркой. Для этого размятый материал прикладывают к поврежденному участку.
- Если пропитать бинт эпоксидным клеем и обмотать поврежденное место, то можно устранить течь. Она прекратится после схватывания клея.
- Незначительные дефекты можно заделать влагостойким герметиком.
Все способы, приведенные выше, являются временными мерами, которые позволяют предотвратить течь до приезда мастера. Только специалисты могут полностью заменить радиатор или надежно заварить отверстие.
Совет! Для продления срока службы чугунной батареи ее нужно регулярно окрашивать. Желательно эта делать после отключения отопления. Старый слой краски необходимо снять, а поверхность обезжирить.
Течет батарея, куда обратиться и что делать?
Теперь разберемся, что делать, если течет батарея отопления. Причем речь идет о случаях, когда никакие временные способы устранения течи не помогут, потому что масштабы аварии значительные и может пострадать имущество жильцов на нижерасположенных этажах.
При протечке батареи в многоквартирном доме нужно срочно обратиться в ЖЭК. Именно управляющая компания отвечает за исправность всех внутридомовых сетей, в том числе и коммуникаций теплоснабжения. В ожидании мастера используйте любые из вышеописанных мер для временного прекращения течи или ее уменьшения с целью защиты своего имущества и квартиры снизу от намокания.
Специалист жилищной конторы перекроет отопление на отдельном стояке или во всем доме, чтобы провести ремонт отопительного агрегата. В зависимости от причины протечки и размеров дефекта мастер заменит прокладку, заварит свищ или трещину либо полностью поменяет отопительный прибор. Учтите, что за работы вы не должны платить, потому что ЖЭК проводит их за свой счет.
</index><index>Ремонт радиаторов отопления
Признаки поломки или «я ничего не трогал»
Отметим несколько возможных причин поломки радиаторов отопления:
- Радиатор с самого начала был подобран неправильно. В зависимости от того, какой диаметр труб, давление и температура воды в системе, ставят разные типы радиаторов.
- Ремонт батареи отопления может также быть вызван и тем, что его неправильно подсоединили к трубам отопительной системы.
- Если центральная система отопления создает жесткие условия для работы. Например, если у теплоносителя повышена кислотность, а также наблюдаются резкие перепады давления – это приводит к тому, что металл переживает электростатическую или электрохимическую коррозию.
- Если теплоноситель плохого качества, то он будет формировать налет на стыках секций батарей и в местах, где крепятся трубы.
- Некачественный теплоноситель также будет засорять радиаторы и трубы – это повлечет за собой частую необходимость их промывки.
Налет в трубах отопительной системы
- Межсекционные прокладки могут протереться, а резьбовые ниппели – разрушиться. Поэтому нужно регулярно менять прокладки между секциями.
- Щелчки в батарее отопления – не обязательно поломка, однако при их появлении нужно вызвать мастеров, возможно, потребуется звукоизоляция батарей отопления. Так как то, что шумит радиатор отопления, может вызвать дискомфорт или стать причиной его поломки.
Теперь обозначим основные признаки того, что вашим батареям требуется тщательный осмотр и ремонт в дальнейшем или срочно:
Рекомендуем к прочтению:Ремонт труб отопления
- Когда отопительный сезон в разгаре в прямом смысле слова, в помещениях вдруг стало заметно холоднее, то есть, батарея отопления не греет.
- На стыках и в местах крепления появился налет, это может вызвать то, что в дальнейшем не работает радиатор отопления.
- Появилась течь батареи отопления или лопнул радиатор отопления.
Если ваши батареи уже старше вас – лучше заменить их, потому что, скорее всего, постоянный ремонт батареи отопления своими руками вам обеспечен. Ведь современные модели будут более эффективными, так как их теплопроводность выше: в помещениях станет теплее, траты на отопление станут меньше. Помимо этого, новые батареи будут более красивыми.
Старую батарею иногда проще поменять чем ремонтировать
Если заменить батареи нет возможности, то вам предстоит ремонт радиатора отопления своими руками, и как можно скорее. Лучше всего – будь то проблема, как устранить течь батареи отопления, или вы просто пока слышите шум в батареях отопления, незамедлительно обратиться к специалистам, которые произведут профессиональную диагностику.
Ремонтируем секционные батареи
Множество батарей отопления относится как раз к секционному типу. И в первую очередь, это батареи из чугуна и биметаллические. Конечно, профилактический осмотр лучше всего проводить еще до того, как на улице станет холодно, или когда уже потеплеет. Но очень часто самые активные действия начинаются уже после того, как проблема превращается в критически срочную.
Рекомендуем к прочтению:Наращивание и перенос радиаторов отопления
Основная проблема – это протечка батареи отопления.
Именно она чаще всего вызывает ремонт. Приведем инструкцию, как устранить течь радиатора отопления самостоятельно:
- Проверяем, действительно ли течет батарея отопления. Обычно место протечки видно сразу. Но бывает, что очень сложно найти его. Если это так, то радиатор снимается, затем погружается в емкость с водой. И там, где есть отверстие, начнут идти пузырьки воздуха. Но часто, чтобы выявить, где потек радиатор отопления, не составляет труда и так.
- Готовим инструментарий. Когда вы уже определили место, где протекает батарея отопления, будем ее ремонтировать. Для этого подготовим тонкий стальной трос, замазку (смесь эпоксидной смолы и металлического порошка, густотертые белила цинковые, порошковый или полимерный герметик, холодная сварка – на выбор), полотно (или другая ткань или бинт, чтоб наносить замазку), металлический хомут (можно взять изоленту или резину с проволокой).
«Холодная сварка» — средство для аварийной герметизации труб и радиаторов отопления
- Когда мы обозначили прорыв батареи отопления и собрали инструменты, оборудуем место ремонта. Под радиатор кладем клеенку, ткань-непромокашку или же кусочек пленки. Сверху кладем большую тряпку для вбирания воды. Если надо – рядом ставим тазик или ведро.
- Теперь место, где подтекает батарея отопления, нужно зачистить. Часто это место находится на стыке секций. Нужно снять старую обмотку, убрать части прокладки и краску. Берут струну и зачищают стык до металла. Очищенный участок промывается бензином, чтоб в дальнейшем новая обмотка прилегла хорошо.
- Место, где потекла батарея отопления, нужно замазать. Состав замазки наносим на ленточку из ткани, максимально плотно наматываем ее на стык, делая 2-3 слоя – количество зависит от состава.
- Замазанный участок, где раньше была такая проблема, как капает батарея отопления, закрепим хомутом. Хомут накладывают на замазку, стягивают его и фиксируют болтами и гаечками.
Когда отопительный сезон будет окончен, рекомендуется поменять этот радиатор на цельный и новый, или хотя бы его секции, которые повреждены. Помимо течи, распространенной является такая проблема, как воздух в радиаторе отопления. Воздух в батареях отопления лучше всего должны удалять специалисты, чтобы не вызвать в дальнейшем более серьезных ремонтных работ.
</index>Используемые источники:
- https://stroy-podskazka.ru/otoplenie/radiatory/remont/
- https://otopleniehouse.ru/remont-radiatorov-otopleniya/
- https://dizain-vannoy.ru/sistema-otopleniya/obsluzhivanie/remont-radiatorov.html
- https://otoplenie-doma.org/remont-radiatorov-otopleniya.html