ДомойРемонтКак правильно заменить термостат of your page —>
Как правильно заменить термостат
Неправильная замена термостата может привести к проблемам с системой охлаждения. Рассмотрим не только, как поменять термоклапан своими руками, но и как исправить последствия неудачного ремонта. Нередко вследствие образования воздушной пробки после замены термостата перестает греть печка, перегревается двигатель.
Поменять можно своими руками
При должной теоретической подготовке замена термостата под силу даже начинающему водителю. Но следует быть внимательным к мелочам и учитывать особенности устройства модели автомобиля.
- Покупайте только рекомендованный для вашего двигателя термостат. Все детали мотора рассчитываются на работу в определенном температурном диапазоне, поддержание которого напрямую зависит от температуры открытия термоклапана. Принудительное поднятие температуры в малом круге циркуляции ОЖ приведет к постоянной работе в режиме перегрева двигателя. Многие приверженцы такого «тюнинга» обосновывают переделку желанием увеличить производительность системы отопления салона. На самом деле печка ощутимо сильнее греть не станет, тогда как возросшая термическая нагрузка ощутимо уменьшит ресурс двигателя.
- Уточняйте комплектацию нового термостата. Для предотвращения утечек антифриза место прилегания корпуса герметизируется уплотнительной резинкой, которую при замене термостата также нужно поменять. К сожалению, не все производители включают в комплект манжет. Уплотнение после прикручивания корпуса ужимается, поэтому при повторном использовании уже не гарантирует должную степень герметичности системы. Многие водители, чтобы избежать замены уплотнителя, дополнительно используют прокладочный герметик.
- Подготовьте необходимый инструмент. Если набор отверток, торцевых головок и накидных ключей есть едва ли не у каждого автолюбителя, то головки под звездочки Torks в наборе инструментов встретить уже сложнее. А ведь с помощью их на многих иномарках привинчиваются детали навесного оборудования. Поэтому перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашей модели авто либо изучите отчеты владельцев, видео, на которых показано, как самостоятельно поменять термостат.
Как правильно менять
Как заменить термостат своими руками, рассмотрим на примере Opel Astra H.
Открутите пробку бачка охлаждающей жидкости.</li>Слейте антифриз. Необязательно сливать ОЖ полностью. Для замены достаточно, чтобы уровень в блоке двигателя опустился ниже расположения корпуса термоклапана. Внизу радиатора находится сливная пробка. Если вы не планируете менять охлаждающую жидкости, используйте только чистую тару. Также предварительно очистите сливной штуцер от грязи. Загрязненную ОЖ перед повторным использованием необходимо обязательно отфильтровать.</li>Открутите 4 крепежных винта, после чего термостат можно будет вытащить из посадочного места.</li>Снимите разъем нагревательного элемента.</li>Установите новую уплотнительную резинку, термостат и затяните винты крепления.</li>Залейте охлаждающую жидкость.</li>
Воздушная пробка
Перед эксплуатацией автомобиля убедитесь в отсутствии воздушной пробки, из-за которой может плохо работать печка и перегреваться двигатель.
Установите автомобиль таким образом, чтобы бачок был как можно выше по отношению к другим элементам системы охлаждения. Прогрейте двигатель до температуры открытия термостата. Повысьте на 10-15 секунд обороты до 2000 тыс./мин., после чего кратковременно несколько раз поднимите до 3500-4000 тыс. об./мин. Увеличив скорость циркуляции ОЖ в большом круге, мы поспособствуем выходу воздушной пробки. После выхода воздуха температура двигателя должна не подниматься выше рабочего диапазона.
На многих автомобилях в системе охлаждения имеются специальные дренажные клапаны, через которые в процессе заполнения системы выходит воздух. К примеру, на Лада Калина с Е-газом в качестве дренажа для избавления от воздушной пробки можно использовать штуцер, предназначенный для подвода антифриза к дроссельной заслонке на авто с тросиковым приводом.
Полезные советы
- Перед установкой настоятельно рекомендуем испытать термоклапан. Проверка термостат в домашних условиях не отнимет у вас много времени.
- Чтобы не обжечься при сливе антифриза, температура двигателя должна быть на порядок ниже рабочего диапазона.
- При замене термостата с пластиковым корпусом придерживайтесь рекомендованного усилия затяжки. При необходимости используйте динамометрический ключ.
Как часто нужно менять
Производители не регламентируют сроки замены термостата. Предполагается, что механизм крайне надежный и подлежит замене только в случае выхода из строя. В целом такой подход более чем оправдан для владельцев авто с механическим термостатом. Если в системе охлаждения использовалась только допустимая охлаждающая жидкость, механическому износу подлежат лишь стержень и направляющая втулка термоклапана. Случается это не ранее 125-150 тыс. км.
По-другому дело обстоит с электронными термостатами. В их конструкции предусмотрен нагревательный элемент, который может выйти из строя на пробеге до 100 тыс. км. Исключением из исправила являются отдельные модели термостатов с электронным управлением. На ум приходят конструктивные дефекты изделий GM, которые выпили немало крови владельцев Opel, Chevrolet. Замена термостата требуется едва не каждые 30-40 тыс.км. Поэтому владельцы рекомендуют менять штатные устройства сразу на усовершенствованные модели термоклапанов.
Симптомы неисправности
Термостат играет важнейшую роль в поддержании теплового баланса двигателя. Поэтому рекомендуем изучить, как достоверно проверить термостат при обнаружении первых признаков его неисправности. В статье описаны основные симптомы, свидетельствующие о поломке и необходимости замены. Также рекомендуем изучить устройство и принцип работы термостата.
Правильно работающий термостат не позволяет температуре двигателя выйти за рабочий диапазон. При возникновении проблем с клапаном мотор начинает изнашиваться в ускоренном режиме. Ремонтировать терморегулятор не имеет смысла, так как его конструкция хоть и простая, но низкоремонтопригодная. Цена на изделие невысокая, поэтому в случае поломки устройства, рекомендуется замена, которую несложно выполнить своими руками.
Различные пути циркуляции, зависящие от положения клапана
Основные неисправности
Частой неисправностью терморегулятора является неплотное закрытие клапана. После запуска двигателя антифриз циркулирует по большому кругу. Это приводит к длительному выходу на номинальную температуру. В зимнее время двигатель может вообще не достигнуть требуемых 90°С. Эксплуатируя автомобиль с такой поломкой владелец ежедневно уменьшает ресурс двигателя, так как длительный прогрев противопоказан мотору.
Заклинивание клапана в закрытом положении чревато более серьезными последствиями. После выхода на температуру выше номинальной, жидкость продолжает циркулировать по малому кругу. Если автовладелец не проверит работает ли термостат, то произойдет закипание мотора. В отличие от постепенного чрезмерного износа при постоянно открытом клапане, его закрытое положение способно привести к капитальному ремонту двигателя при первой же нештатной ситуации. Заклинивание поршней, коробление металлических деталей, разрушение резиновых изделий и прочие серьезные последствия сопровождают закипание двигателя, поэтому если появились первые признаки неисправности термостата необходимо провести его диагностику и, в случае необходимости, замену заклинившего изделия на новое.
При течи термочувствительного наполнителя может произойти задержка срабатывания клапана. Если временной интервал будет достаточно большой, то последствия будут аналогичны заклиниванию. В некоторых случаях внутрь герметичной полости попадает охлаждающая жидкость, меняя температурный коэффициент расширения.
Если разрушается резиновая прокладка термостата могут появится потеки охлаждающей жидкости. Очень часто разрушение уплотнителя связано с попаданием масла в систему охлаждения. Выхлоп автомобиля при этом может приобретать белый оттенок. В таких случаях замена термостата не решит проблему, так как ее корень спрятан в другом месте.
Визуальная проверка термостата позволяет обнаружить его механические повреждения. В таких случаях могут быть разрушены корпус или прокладка термостата. Устранение неисправности своими руками в таком случае не займет много времени.
Симптомы поломки терморегулятора
Предпосылками того, что в скором времени потребуется замена термостата являются:
- медленный прогрев силовой установки, особо заметный в зимнее время;
- запуск холодного двигателя ведет к быстрому нагреву патрубка большого круга;
- температура растет слишком быстрыми темпами и не останавливается при достижении верхнего предела номинала;
- прокладка термостата дала течь;
- несмотря на высокую температуру мотора, нижний патрубок холодный.
Эксплуатировать авто при вышеуказанных проблемах запрещено, особенно если заклинил термостат. Наличие проблем с температурой двигателя в большинстве случаев негативно воздействует на все узлы железного коня. Если продолжить ездить на машине, то стоимость ремонта будет на порядок выше, чем замена термостата.
Определение неисправности термостата без демонтажа
Инструкция о том, как проверить работу термостата, не снимая его с автомобиля:
- Определить где находится термостат;
- Найти шланг соединяющий радиатор с терморегулятором;
- Запустить холодный двигатель;
- Проконтролировать температуру пирометром. Приблизительно можно измерять температуру и своими руками, но делать это не рекомендуется. При этом следует быть особо осторожным, так как в подкапотном пространстве множество подвижных и горячих деталей;Определение температуры непосредственно на автомобиле
- Проконтролировать показания пирометра в тренде, для принятия решения требуется ли замена термостата.
Термостат полностью исправен если в течении первых нескольких минут патрубок был холодный или незначительно нагревался, а после произошел резкий скачок температуры. Если происходило медленное нагревание шланга с самого пуска двигателя, значит клапан заклинил в открытом положении. При отсутствии нагрева патрубка есть риск заклинившего открытого термостата. Более точное состоянии устройства можно узнать произведя снятие термостата.
Инструкция по демонтажу
Перед тем как поменять термостат, необходимо снять ранее установленное устройство. Для выполнения демонтажа своими руками необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:
- Слить антифриз;
- Снять воздушный фильтр;
- Открутить 2 болта и гайку крепления;
- Извлечь клапан рециркуляции;
- Ослабить воздушный шланг, идущий к датчику массового расхода воздуха. После этого отодвинуть сам измеритель;
- Схема подключения шлангов к термостату может отличаться, но важно отсоединить все патрубки;
- Отключить электропровод идущий к терморегулятору. Он присутствует не на всех видах устройств;
- Выкрутить шпильку и гайку термодатчика;
- Прокладка термостата может прилипнуть в посадочном гнезде. Легонько пошатывая требуется снять термостат, как показано на изображении ниже.
Демонтаж
На различных автомобилях технология как заменить термостат может отличатся. Может потребоваться выполнить демонтаж мешающих узлов. Или наоборот доступ к термостату у автовладельца появляется сразу после поднятия капота.
Диагностика снятого терморегулятора
Инструкция как проверить термостат, демонтированный с автомобиля:
- Налить в кастрюлю достаточное количество холодной воды;
- Положить термостат;
- Начать нагревать, снимая показания термометра и контролируя состояние терморегулятора;
- При достижении кипения исправные термостаты меняют состояние;
- Для того, чтобы убедится что термостат не имеет проблемы в работе, необходимо проследить за его срабатыванием при охлаждении воды.
Нагрев регулятора в емкости
Существует множество способов как проверить термостат, но вышеуказанный является наиболее простым и точным. Слишком долго задерживаться на этапе проверки не имеет смысла, поэтому, убедившись в неисправности, требуется переходить от диагностики к замене.
Тонкости установки нового устройства
Сделать монтаж своими руками не составит труда. Выполняя подключение термостата необходимо соблюдать последовательность аналогичную с тем как снять терморегулятор, только в обратной последовательности. Во время установки важно избегать перекосов и попадания мусора.
Контроль номинально температуры термостата
Перед приобретением нового изделия следует убедиться в его совпадении параметров с заводскими рекомендациями. Информация о термостате присутствует у него на корпусе. Она должна совпадать с ранее установленным терморегулятором.
Своевременная замена термостата избавит от неприятностей в дороге, поэтому автовладелец должен внимательно относится к признакам перегрева. В противном случае его в скором времени ожидает капремонт силовой установки.
Неисправный термостат может привести к перегреву двигателя или не позволит двигателю достичь рабочей температуры.
Замена автомобильного термостата не сложная. Но вам нужно обратить особое внимание на ключевые моменты процесса.
Что нужно знать для замены автомобильного термостата
- Как получить доступ к корпусу термостата
- Используя правильные инструменты
- Подготовить поверхности для новой установки
- Приобретение правильного термостата для вашей модели автомобиля
- Установка нового термостата правильно
- Удаление воздуха из системы охлаждения для предотвращения перегрева
Пропуск мелких деталей, которые на первый взгляд могут показаться несущественными, может привести к проблемам с системой охлаждения и более дорогому ремонту.
10 основных советов, представленных в этом руководстве, помогут вам правильно заменить автомобильный термостат. Они помогут вам избежать проблем, таких как утечки охлаждающей жидкости, повреждения корпуса и зачищенные резьбы, связанные с плохим обслуживанием термостата.
Вы найдете большинство автомобильных термостатов рядом с верхней частью мотора либо с одной из сторон двигателя – что облегчает вашу работу по поиску его расположения – и ещё реже он может встретиться в направлении нижней части двигателя. И, хотя вам может потребоваться снять один или два аксессуара, чтобы получить доступ к нему, вы можете заменить его в своем собственном гараже примерно за час или около того, используя несколько простых инструментов.
Как поменять термостат
Если вы знаете, что он вышел из строя, замените его, используя эти советы. Однако, если вы не знаете, является ли он неисправным, обратитесь к этой другой статье о поиске неисправностей термостата.
Индекс |
Некоторые инструменты, которые вам могут понадобиться и последовательность работы по замене |
1. Охладите двигатель |
2. Слейте немного охлаждающей жидкости |
3. Получите доступ к корпусу |
4. Используйте соответствующий инструмент для откручивания винтов |
5. Снимите корпус |
6. Проверьте его работоспособность |
7. Очистите прилегающие поверхности на корпусе двигателя |
8. Купите новый |
9. Используйте соответствующую модель для вашего авто с такими же температурными показателями |
10. Установите новый |
Предупреждение!
При замене всегда работайте на холодном двигателе, чтобы избежать серьезных ожогов кожи.
Некоторые инструменты, которые вам могут понадобиться |
* Напольный домкрат, если необходимо |
* Набор трещоток и шестигранника |
* Стандартная шлицевая и крестовая отвертка |
* Ветошь (тряпки) |
* Пластиковый скребок |
* Свежая охлаждающая жидкость |
* Гаечный ключ |
Застрявший термостат может перегреться и серьезно повредить двигатель автомобиля.
Как заменить термостат
Лучший способ выполнить ремонтные работы – если вы впервые заменяете эту деталь сами – использовать руководство по обслуживанию для конкретной марки и модели автомобиля.
Однако следующих десяти советов может быть достаточно для замены во многих моделях, так как устройство легко доступно, и вам может не потребоваться удалять компоненты, кроме некоторых частей из узла воздушного фильтра.
Если вам по-прежнему нужна помощь, руководство предоставляет пошаговую процедуру замены этого элемента для вашей конкретной модели, как обращаться с компонентами, которые могут заблокировать доступ к корпусу термостата, спецификациями крутящего момента и процессом прокачки для вашего автомобиля, если необходимо.
Купите недорогую, вторичную копию онлайн, как это Руководство Хейнса , от Амазонки. Он поставляется с множеством пошаговых процедур для многих задач по обслуживанию, устранению неполадок и замене, которые помогут вам в будущем. Таким образом, руководство окупается за несколько дней.
Следуя инструкции по обслуживанию, обратите внимание на следующие важные советы, чтобы избежать возможных проблем с ремонтом, связанных с его заменой.
Итак, начнем замену термостата своими руками
Убедитесь, что двигатель остыл, прежде чем начинать замену.
- Охладите двигатель
Подождите, пока радиатор и двигатель остынут, прежде чем пытаться заменить термостат. В горячем состоянии система охлаждения находится под давлением, и вы можете непреднамеренно обжечься, выпуская поток горячей или кипящей охлаждающей жидкости.
- Слейте немного охлаждающей жидкости
Слейте примерно две четверти охлаждающей жидкости, используя сливной клапан радиатора, прежде чем отсоединять верхний шланг радиатора от корпуса термостата. Это снизит уровень охлаждающей жидкости до уровня ниже корпуса и предотвратит разбрызгивание охлаждающей жидкости через ремни и другие компоненты после отделения верхнего шланга радиатора.
- Охлаждающая жидкость вызывает износ некоторых деталей, особенно резиновых соединений, со временем. Возможно, вам придется поднять переднюю часть автомобиля и снять брызговик, чтобы добраться до клапана радиатора. Подняв автомобиль, заблокируйте задние колеса и закрепите автомобиль на стойках домкрата.
- Доступ к корпусу термостата
Отсоедините верхний шланг радиатора от корпуса термостата. Чтобы найти корпус:
- Следуйте по верхнему шлангу радиатора обратно к двигателю. На некоторых моделях вам необходимо снять блок воздушного фильтра, чтобы очистить область вокруг корпуса. При необходимости отсоедините тонкий шланг и разъем электрического датчика от корпуса.
- После снятия зажима, крепящего верхний шланг к корпусу, вы можете обнаружить, что шланг отказывается отрсоединяться. Чтобы сломать уплотнение, аккуратно вставьте тонкую отвертку с плоской головкой в разные точки между шлангом и фитингом.
- Затем поверните шланг назад и вперед, осторожно вытягивая его из корпуса.
Используйте линейный гаечный ключ или шестигранный инструмент для предотвращения повреждения болтов.
- Используйте соответствующий инструмент
При снятии двух или трех крепежных болтов корпуса используйте шестигранный ключ или шестигранную головку правильного размера. Использование инструмента из шести точек позволит избежать закругления головок болтов.
- Снимите корпус термостата.
При попытке поднять корпус, если вы заметили, что он не двигается, слегка постучите по нему резиновой молотком или пластиковой ручкой отвертки.
- Не используйте гаечный ключ или обычный молоток. Корпуса термостатов изготовлены из алюминия или пластика и могут легко сломаться.
- Проверьте выравнивание термостата
Осторожно поднимите корпус термостата подальше от двигателя. Перед снятием обратите внимание на то, как он выравнивается внутри корпуса.
- Чтобы проверить выравнивание, обратите внимание, на какое направление выводной штифт – около края на круглом основании термостата – указывает.
- Вам придется установить новый так, чтобы выпускной штифт был направлен в том же направлении, что и старый.
- Некоторые поставляются с направляющим выступом, который вставляется в углубление на монтажном основании, чтобы предотвратить порчу термостата.
- Очистите сопрягающиеся поверхности
После снятия термостата закройте отверстие на двигателе чистой тряпкой, чтобы предотвратить попадание герметика или прокладочного материала в двигатель.
Для очистки корпуса термостата и сопряженных поверхностей двигателя:
- Используйте пластиковый скребок, если вам нужно удалить старый материал прокладки и герметик. Избегайте использования металлического скребка, который может выбить сопряженные поверхности. Это может привести к утечке охлаждающей жидкости.
Убедитесь, что новый идеально выровнен внутри, прежде чем затягивать крепежные болты.
- Получить новый термостат
Приобретая новый, приобретите его с тем же рейтингом температуры, который указан производителем вашего автомобиля. Вы найдете эту информацию в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля.
- В большинстве моделей автомобилей используется термостатс номиналом 192F или 195F это приблизительно 88-90 градусов Цельсия.
- Если вы установите термостат с другой номинальной температурой, вы столкнетесь со всевозможными проблемами производительности, такими как проблемы с топливом, выбросами и системой зажигания, потому что ваш двигатель будет работать вне своего нормального температурного диапазона.
- Замена прокладки термостата
Большинство новых поставляются с собственными прокладками или резиновым уплотнением, но не все. Поэтому убедитесь, что ваш новый содержит хотя-бы одну прокладку в комплекте.
- Помните, что вам может понадобиться нанести герметик на новую прокладку – обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля. Используйте только тот герметик, который рекомендован производителем вашего автомобиля, и используйте небольшое количество. Использование слишком большого количества герметика может повредить датчик кислорода и нарушить работу двигателя.
- Некоторые термостаты поставляются с резиновым уплотнением вместо традиционной прокладки. Перед установкой нанесите легкий слой свежей охлаждающей жидкости на уплотнение.
- Некоторые модели используют вместо этого жидкую прокладку. При необходимости обратитесь к руководству по ремонту.
- Убедитесь, что сопрягаемые поверхности корпуса термостата и блока цилиндров двигателя абсолютно чисты.
- Установите новый термостат
Сравните новый со старым. Затем установите новый на место вместе с его уплотнением и затяните болты корпуса динамометрическим ключом.
- Посмотрите на маркировку, указывающую, какой конец должен быть обращен к радиатору. Если вы не можете найти маркировку, просто убедитесь, что конец пружины (датчика) обращен к двигателю.
- Кроме того, некоторые термостаты имеют установочные штифты, которые помогут вам разместить его в корпусе и блоке.
- В руководстве по ремонту автомобиля указано значение крутящего момента для крепежных винтов термостата. Это предотвратит растрескивание пластикового кожуха, а оставить кожух незакрепленным и приведет к утечке охлаждающей жидкости или повреждению резьбы болтов.
- Когда все будет готово, долейте в радиатор охлаждающую жидкость, чтобы заменить количество, которое вы удалили, и прокачайте систему охлаждения, если ваш производитель автомобилей рекомендует это – вы можете выполнить одну из процедур прокачки.
- Захваченный воздух вызовет перегрев двигателя. Следующее видео дает вам представление о том, как прокачать систему из вашего автомобиля, используя специальную воронку, предназначенную для этой цели.
- Затем проверьте свою работу, запустив двигатель и проверив наличие утечек и уровня охлаждающей жидкости.
Системный подход к замене автомобильного термостата
Работа по замене автомобильного термостата доступна для обычного владельца автомобиля. Вам не нужны специальные навыки или инструменты. И вы можете сделать это в собственном гараже. Но это не значит, что ничего не может пойти не так.
Выполнение ремонтных работ неправильно или следование неправильной процедуре приведет к гораздо более дорогой работе, или вообще обращению на СТО.
В случае сомнений обратитесь к руководству по ремонту автомобиля для конкретной марки и модели автомобиля. Десять советов, описанных здесь, указывают на наиболее распространенные проблемы при замене термостата, так что держите эти советы под рукой и при необходимости обращайтесь к ним.
Сколько стоит замена термостата на СТО
Замена термостата автомобиля на СТО в Украине и России может стоить от 60 гривен, 200 рублей и до 800 гривен или 1800 рублей, обычно стоимость колеблется в этих диапазонах и сильно зависит от марки и модели автомобиля, а так-же от города и места в нем где располагается станция технического обслуживания.
А вот видео замены термостата поможет вам понять процесс более глубоко и наглядно
SummaryArticle NameЗамена термостата своими рукамиDescriptionЧто такое замена термостата зачем она нужна и как это сделать своими руками заменить термостат не обращаясь на СТОAuthorДенио ДенчикPublisher NameSantavod.ruPublisher Logo
Если вы проживаете в квартире, в которой еще установлены старые чугунные радиаторы отопления, подогреваемые теплоносителем из центральной системы, то вам наверняка знакома ситуация, когда весной на улице уже стоит плюсовая температура, а батареи жарят, как зимой. Нечто подобное происходит и осенью, но наоборот. В общем, комфорта от такого отопления немного, но существует способ, как справиться с проблемой, причем применим он не только для квартир, но и для частных домов. Итак, для чего нужен терморегулятор на батарею отопления, как он устроен, как им пользоваться и как самому смонтировать – обо всем этом мы поговорим в сегодняшней статье.
Все преимущества терморегуляторов
Все мы разные, один постоянно мерзнет, а другому жарко при +20 градусах. Поэтому, когда в помещениях везде одинаковая температура, кто-то из жильцов начинает испытывать постоянный дискомфорт, согласитесь, неплохо бы было в своей комнате выставить оптимальный температурный режим! Иногда в помещениях требуется изменение температуры и по другим причинам, например, у вас там находятся растения, которым нужен определенная температура воздуха, или вы хотите на время сна убавить прогрев, чтобы спать было комфортнее, и не просыпаться с головными болями.
Вообще требования к температуре в разных комнатах отличаются. В той же ванной, не стоит ее опускать ее ниже 24 градусов, так как влага будет плохо испаряться, и в помещении будет ощущаться неприятная сырость. В кухне будет достаточно и 19 градусов, так как там дополнительно находятся прочие приборы, вызывающие нагрев воздуха. Для детской оптимальная температура 23-24 градуса.
В общем, суть понятна. Регуляция нагрева радиатора – это вполне себе необходимая мера, чтобы жилище было по-настоящему комфортным для проживания. Вам не потребуются сложные системы для реализации подобных настроек – достаточно приобрести компактный терморегулятор, который нужно установить совместно с батареей. Вот что даст вам это устройство:
- Экономия ресурса котла — он работает намного экономичнее и потребляет меньше топлива.
- Удобная регуляция температуры во всех комнатах.
- Отсутствие необходимости вмешательства для регулировки нагрева – все происходит в автоматическом режиме, после первой установки.
- Работает как кран, и может полностью перекрывать подачу теплоносителя к радиатору.
В специальной статье подробно разберем вопрос: какие возможны схемы подключения радиаторов отопления в частном доме. Посмотрим, в чем преимущества и недостатки тех или иных вариантов. Увидим, какие технологические приёмы используются для оптимизации некоторых схем.
Интересно знать! По сути, термостат является понижающим прибором, так как увеличить эффективность нагрева батареи он не в состоянии, что и не удивительно. Однако это никак не сказывается на его полезности и удобстве использования.
Виды терморегуляторов
На рынке представлено несколько модификаций термостатов, отличающихся по своему строению и принципу работы, однако все они выполняют одинаковые функции.
Механический регулятор
Механические термостаты предусматривают ручную регулировку степени нагрева радиаторов. Стоят они недорого, надежны в работе, просты в настройке и практически никогда не дают сбоев, так как вся их работа основана на механических законах физики. На самом кране имеется градуировка в степенях, что позволяет с достаточно высокой точностью выполнять регулировку нагрева. Однако такая установка осуществляется опытным путем – вы не можете просто задать нужное количество градусов, что можно отнести к недостатку прибора.
В механическом терморегуляторе имеется три основные рабочие части – сильфон (газовый или жидкостный), привод и сам регулятор. Наполненный сильфон (вещество в нем) играет решающую роль в автоматической подстройке прибора. Когда мы поворачиваем рычаг термостата, содержимое переходит в золотник, влияя на положение штока.
Сам шток при давлении на него опускается и частично перекрывает проход для теплоносителя. Ограничивая его прохождение. На схеме ниже показано более подробное строение такого термостата.
Электронный термостат
Второй вид терморегуляторов является электронным. Внутри него установлен микропроцессор, отвечающий за регулировку нагрева батарей. Безусловно, в пользовании такие устройства очень удобны, так как позволяют выполнить поградусную настройку.
Интересно знать! Такие регуляторы оснащены датчиками температуры, замеряющими нагрев теплоносителя или температуру воздуха в комнате. Получаемые им данные используются для регулировки настроек прибора.
Управляется термостат обычно при помощи кнопочной панели, что достаточно надежно и удобно. Некоторые модели умеют одновременно управлять котлами, насосами и даже смесителями. Стоят они немало, что и не удивительно.
Электронный термостат также имеет механическую рабочую часть, которая практически ничем не отличается от описанного выше варианта. Сильфон в этом случае идет цилиндрический, а стенки его сделаны в виде гофры. Внутри сильфона находится вещество, которое реагирует на окружающую температуру.
Такое вещество при нагревании начинает расширяться, внутри прибора растет давление, оказывающее влияние на положение штока, который также регулирует объем проходимого через прибор теплоносителя. При понижении температуры происходит обратный процесс. Такой терморегулятор очень надежный, сильфон способен без проблем выдерживать десятки тысяч сжатий и расширений, его ресурса хватит более чем на 10 лет, главное, чтобы электроника не подвела.
Среди электронных термостатов можно выделить два отличающихся вида приборов – закрытые и открытые. Первые не могут определять температуру автоматически, поэтому все настройки пользователь должен производить самостоятельно. Преимущество его перед ручным прибором состоит в том, что вы можете выставлять температуру по градусам, а не градуированной шкале больше-меньше.
Открытые являются сложными электронными устройствами с возможностью программирования. Например, при повышении температуры до определенного порога, прибор автоматически меняет режим своей работы на выбранный.
Работают такие термостаты от сменных элементов питания – батареек. Энергии не потребляется много, поэтому частая замена не требуется – за весь отопительный сезон вы можете сделать это 1-2 раза. Также есть модели, в которых установлен заряжаемый аккумулятор – в комплекте с ним поставляется зарядное устройство.
Есть еще и полуэлектронные приборы. Их принцип работы также схож с механическими, но есть несколько важных отличий. Сильфонная головка ориентируется на температуру в помещении, поэтому она достаточно габаритная. Датчик у них выносной, который соединяется с рабочей частью капиллярной трубкой.
Видео — Виды и преимущества терморегулятора
Термостаты на газе или жидкости
В чем отличие газонаполненных сильфонов от жидкостных? Разница есть, и при покупке лучше бы о ней знать!
- Устройства на газе отличаются высоким сроком службы – около 20 лет. При этом газ очень плавно реагирует на изменения температуры, что не вызывает избыточных резких нагрузок на оборудование.
- Жидкостные, наоборот, срабатывают быстро, что немного сильнее влияет на износ рабочих деталей, но позволяет оперативно реагировать на падение или рост температуры. Работают они точнее, чем газовые.
- В жидкостных термостатах датчик может быть выносным или встроенным. Если он встроен, то устройство ставится в горизонтальном положении, чтобы уменьшить влияние конвекционных потоков от радиатора и труб.
- Датчики дистанционного типа целесообразно устанавливать, когда прибор закрывается плотными шторами, влияющими на теплообмен, термостат расположен вертикально, радиатор установлен в глубокой стеновой нише или слишком близко к подоконнику.
Как выполняется монтаж терморегулятора
Таблица 1. Набор материалов и приспособлений для установки
Фото | Описание |
---|---|
Прибор имеет два соединения, и оба выполнены резьбовыми. Поэтому нужно взять пару гаечных ключей, а еще лучше, чтобы один был разводным, а второй газовым. Последний поможет при необходимости удержать круглые трубы. | |
Старое проверенное средство – сантехническая пакля. Используем мы ее для уплотнения соединений, чтобы со временем на них не появлялось течи. Некоторые мастера предпочитают брать ленту фум или нить, но они не так надежны. | |
Силиконовый герметик помогает сделать соединение еще более герметичным. Он наносится поверх пакли. Этот материал спокойно переносит нагрев теплоносителя, не страдая от этого. В дополнение к такой тубе покупается монтажный пистолет, цена которого находится в районе 250 руб. |
Также может понадобиться плоская отвертка и приспособления для работы с трубами, если их потребуется укоротить для того, чтобы сделать вставку терморегулятора.
Теперь давайте пошагово рассмотрим, как устанавливается на радиатор терморегулятор электронного типа.
Шаг 1 – установка элементов питания
Распаковываем терморегулятор, снимает крышку батарейного отсека и устанавливаем пальчиковые батарейки, которые могут идти в комплекте с устройством или продаваться отдельно. Закройте крышку и проверьте исправность прибора тестовым включением. Если все заморгало, и он подал признаки жизни, то можно переходить к дальнейшим действиям. Некоторые модели не требуют включения – они запускаются автоматически.
Шаг 2 – настройка времени
Далее необходимо выполнить настройку времени, что позволит работать прибору, ориентируясь на время суток. Настройка не отнимает много времени, не отличаясь от настройки самых обыкновенных часов – используем стрелки и кнопку «ОК».
Дальше происходит настройка даты. Не совсем понятно, для чего это реализовано, но возможно, кому-то эта функция заменит календарь.
В конце настроек на дисплее появляется мигающая галочка – нужно нажать еще раз кнопку «ОК», чтобы подтвердить введенные настройки.
Если вы все сделали правильно, то на экране вы увидите мигающую заглавную букву «М», как показано на фотографии. Теперь можно переходить к подготовке трубопровода для включения в него терморегулятора.
Шаг 3 – демонтаж старого термостата
Если в системе у вас ранее был установлен терморегулятор, его необходимо демонтировать. Предварительно перекрываем кран подачи воды, чтобы не получить протечки. Снимается устройство при помощи шестигранника, которым нужно выкрутить небольшой фиксатор.
Совет! У вас есть возможность совместить головку нового терморегулятора со старыми клапанами, чтобы полностью не заменять еще рабочее устройство. Для этого вам потребуется соответствующий адаптер, который можно дополнительно приобрести.
Шаг 4 – монтаж адаптера RA
Устанавливаем адаптер на основание клапана. Он крепится также при помощи шестигранного торцевого ключа. Адаптер имеет внешнюю резьбу, на который нужно накрутить головку термостата и хорошо ее затянуть.
Шаг 5 – настройка
На экране у вас снова замигает буква «М». Нажмите среднюю кнопку и удерживайте ее, пока не откроется функциональное меню (3 сек). Нажимаем среднюю кнопку еще раз, и перед нами появится указатель текущей настройки температуры – при помощи кнопок вверх/вниз выставляем нужное для себя значение.
Если ничего не менять, то автоматически запустятся предустановленные программы. Например, модель с фото, будет автоматически охлаждать воздух в ночное время до 17 градусов – Р1. Программа Р2 будет делать то же самое и в рабочее время, когда предполагается, что дома никого нет.
Как-то все просто получилось в нашей инструкции. Пожалуй, это идеальный случай, когда не потребовалась установка клапана или его замена. Такая работа может быть выполнена любым человеком, без какой-либо подготовки и навыков. Но так бывает далеко не всегда. Чаще придется действовать так.
Шаг 1 – спускаем воду из радиатора
Начинаем с того, что спускаем из радиатора всю воду. Возможно, вам придется подождать некоторое время после перекрытия крана, пока теплоноситель остынет, чтобы не получить ожог. Для слива нужно выкрутить гайку или заглушку в верхней и в нижней части радиатора. Подставляем снизу ведро, и ждем, пока течь не прекратится.
Шаг 2 – демонтаж старого адаптера
Далее снимается старый адаптер или кран. Используем для этого гаечные ключи. Застелите пол тряпками, так как из системы еще потекут остатки воды. Чтобы не повредить трубы, корпус адаптера нужно зафиксировать газовым или гаечным ключом.
Шаг 3 – монтаж нового адаптера
Уплотняем резьбовые соединения удобным способом – фум лентой нужно сделать не менее 6-ти витков. Накручиваем новый адаптер сначала на трубу, а затем присоединяем его к радиатору отопления.
Дальнейшая процедура вам уже знакома – вкручиваем головку термостата и выполняем ее пошаговую настройку. Если используете механическое устройство, этот процесс займет у вас много времени. Чтобы ускориться советуем поступить так.
- Открываем для начала краны и спускаем из радиатора весь воздух. Как только ток теплоносителя восстановится, батарея начнет нагреваться.
- Закройте в помещение и все окна и двери, чтобы избежать погрешности на теплопотери через них.
- Открываем клапан на полную, и размещаем в комнате термометр, чтобы увидеть соответствие шкалы температуре воздуха.
- Как только набор температуры прекратится, поворачиваем рычаг регулятора в обратную сторону, в минимальное положение.
- Ждем пока показатель термометра упадет до нужной вам отметки, начните регулятор снова открывать, пока не услышите, как вода побежала по трубам. Прекратите вращение и оставьте устройство. Повторно замерьте температуру воздуха через несколько часов и внесите финальные коррективы при необходимости. Теперь прибор будет удерживать нужный нагрев в помещении.
Советы перед началом монтажа
В дополнение хотим дать вам несколько полезных советов перед установкой оборудования:
- Обязательно читайте инструкцию от завода-изготовителя, так как установка и настройка каждого устройства может иметь свои особенности, не зная которых, можно испортить оборудование.
- Хорошо уплотняйте все соединения, не перетягивайте гайки, чтобы не повредить детали.
- Посмотрите, в какую сторону показывают стрелки на корпусе термостата – они будут соответствовать направлению тока теплоносителя в системе.
- Если монтаж будет происходить при однотрубной системе отопления, обязательно предусматриваем байпасы, иначе ваш терморегулятор собьет всю ее работу.
- Выбирайте место для установки терморегулятора так, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи и поблизости не находилось других источников тепла, например, бытовой техники. Это позволит приборам работать точнее. Сквозняки им также противопоказаны
- В самых холодных комнатах отдайте предпочтение электронным приборам, так как они более чувствительные.
Правила довольно простые, но, несмотря на это, очень эффективные и помогут сэкономить вам на отоплении, отбивая не только стоимость самих регуляторов, но и выводя со временем в плюс.
Видео — Терморегулятор для радиатора отопления: установка и настройка
Ручная и автоматическая регулировка температуры в помещении от современных источников отопления производится при помощи терморегуляторов или термостатов.
- термостат для водяного отопления
- для электрического теплого пола
- для газовых котлов или бойлеров
По своему внешнему виду они все очень похожи друг на друга, однако схемотехника у них отличается.
Давайте подробнее рассмотрим особенности подключения терморегулятора к газовому котлу, его схему, ошибки и возможные проблемы при эксплуатации подобных устройств.
Преимущества использования терморегулятора</h2>
Чтобы правильно выбрать нужную модель термостата переверните его и внимательно изучите обратную сторону. А именно — схему, надписи и контактные колодки.
Если там будет указано “Dry Contact” (сухой контакт) – вы сделали правильный выбор. Так обозначаются терморегуляторы, предназначенные для работы с газовыми котлами.
Термин “сухой контакт” говорит, что в любом состоянии напряжение на этих зажимах отсутствует. То есть, подача питания 220V на колодки L и N термостата, никак не будет связана с сухими контактами, и напряжение туда никогда не попадет.
В отличие от терморегуляторов тёплого пола, как на схеме ниже. У них контакты подачи питания (3-4) и нагрузки (1-2) соединены напрямую между собой.
Зачем вообще нужна эта штука для газового котла? Без такого программатора, котел после выхода на заданную температуру будет работать с задержкой примерно в 3 минуты.
Включился, поработал, набрал температуру и потух. Через три минуты заново включается и все повторяется по новому циклу. За сутки устройство будет запускаться около 200-240 раз.
Таким образом, за весь отопительный сезон газовый котел включится-отключится 40 000 раз. Подключив терморегулятор, вы в несколько раз сокращаете эти коммутации, добиваясь тем самым не только экономии газа, но и уменьшаете износ отопительного оборудования.
Какую температуру выставлять?</h2>
Логика работы здесь следующая. В заводских настройках котел греет воду по температуре теплоносителя.
Устанавливая выносной термостат, мы тем самым даем ему команду, греть воду не так как хочется котлу, а согласно настройкам терморегулятора, т.е. на определенную температуру в том или ином помещении.
При нормальном утеплении дома и минимальных теплопотерях, газовый котел с терморегулятором в сутки будет работать всего 3-4 часа.
Если термостат после установки никак не повлиял на время работы котла, то скорее всего на газовом приборе выставлена меньшая температура, чем необходимо. Датчик регулятора просто не успевает прогреться до нужного значения и сработать, в то время как t теплоносителя уже достигла заданного порога.
В инструкциях отдельно прописывают минимальную t на котле при использовании внешнего термостата. Как правило, она должна быть не меньше 65 градусов.
Изначально на отопительном приборе рекомендуют выставлять расчетную температуру, которая полностью покрывает теплопотери здания. Когда эти теплопотери не известны, для стандартной системы отопления берут значения от 60 до 70С.
Если вы проживаете в относительно теплом климате, и зимой температуру в батареях не поднимаете выше 45С, для работы с термостатом ее все равно придется увеличить.
Некоторые задаются вопросом, а какой тогда смысл в установке регулятора и как это приводит к экономии?
Из-за того, что температура получится больше, ничего страшного нет:
- во-первых, котел меньше тактуя, быстрее прогревает систему
Куда и где подключать провода на газовом котле?</h2>
Для подключения термостата от клеммной колодки котла к контактам Dry Contact вам нужно подвести два проводника.
По инструкции рекомендуемое сечение медных жил – не менее 0,75мм2.
Длина кабеля до места установки термостата не должна превышать 50 метров.
Необходимые клеммы на самом котле ищите в инструкции завода изготовителя, либо ориентируйтесь по надписям на колодках.
Данные клеммы чаще всего расположены с обратной стороны платы управления.
Однако иногда производители их выносят за пределы платы.
Еще некоторые монтажники при установке подключают сюда кабель и выводят его наружу, чтобы потребитель в дальнейшем не лез к плате и чего-нибудь там не напутал. Так как термостат еще не установлен, концы кабеля закорачивают.
Кстати, с этой выносной колодкой будьте внимательны. Некоторые потребители сталкивались с проблемой заводского перепутывания проводов, как например у Protherm (Протерм).
В итоге все начинало работать как надо, только при обратном подключении.
Изначально между клеммами стоит перемычка. Если перемычку разорвать, то газовый котел просто-напросто перестанет работать.
При подключении термостата заводскую перемычку демонтируют и на ее место заводят кабель, проложенный до места установки терморегулятора. Самое главное никаких внутренних настроек на котле изменять не нужно.
Через эти контакты подается управляющий импульс низкого напряжения (обычно 24В).
У нас есть управляющее устройство (термостат) и ведомое (котел). Между ними по слаботочной линии постоянно происходит передача набора запросов-ответов.
Принцип работы здесь простой – замыкая сухой контакт, мы тем самым разрешаем работу котла, размыкая – прерываем передачу данных и запрещаем. Замыкание и размыкание происходит через реле термостата, в зависимости от выставленной температуры на устройстве и сравнения текущих показателей в комнате.
При срабатывании сначала отключается горелка, затем через определенный промежуток (время выбега насоса) и циркуляционный насос. Хотя в разных моделях алгоритм работы насоса может отличаться.
Не желательно, чтобы насос отключался сразу же после срабатывания термостата. В этом случае выставьте в меню выбег от 5 до 10 минут. Тогда вся система отопления будет остывать равномерно и промежутки времени срабатывания автоматики увеличатся.
На дорогих моделях, поддерживающих протокол OpenTherm, через выносной программатор можно управлять многими встроенными параметрами котла, а не только его включением-отключением.
Вот наглядные примеры, куда подключать термостат для разных моделей котлов:
А что будет, если терморегулятор выйдет из строя? Как в этом случае поведет себя котел?
Все зависит от того, в каком положении останется сухой контакт. Если замкнут — ничего страшного не случится. Котел просто начнет работать по своей последней заданной программе.
Если разомкнут, то отопление не запустится и работать не будет.
Обратите внимание, что на работу горелки в режиме горячего водоснабжения термостат не влияет.
На контакты питания терморегулятора заводится напряжение 220V – фаза и ноль (L и N). Это можно сделать как от отдельной розетки или распредкоробки, так и взять их непосредственно с самого котла.
На регуляторе с сухими контактами без разницы, куда заводить фазу или ноль, а вот на моделях для эл.теплых полов это играет существенную роль в вопросе безопасности эксплуатации.
Так как при неправильном подключении разрываться будет только нулевой проводник, а фаза будет постоянно дежурить на кабеле обогрева.
Механический или электронный термостат</h2>
Кстати, для газового котла можно использовать и другой простейший тип регулятора, на который даже не придется подавать напряжение 220В. Например, механический термостат Termec Emmeti или другие подобные модели.
Вот «обычная» схема подключения Termec.
Вам же нужно задействовать только нормально замкнутые контакты 1 и 3, полностью исключив переменку 220В (L и N).
Встроенный датчик при изменении температуры в комнате будет замыкать и размыкать внутренний контакт. Никакого питания ему не нужно. При этом вся логика работы отопления аналогична рассмотренной ранее.
Только не забывайте, что практически у всех механических моделей очень большой гистерезис. Комфортную температуру в помещениях с их помощью не создашь.
Поэтому по возможности выбирайте электронные девайсы с подключением по WiFi. Благо в наше время у китайцев можно найти очень достойные и недорогие варианты.
Например, такие как этот (тысячи довольных покупателей и положительных отзывов).
В некоторых моделях есть контакты, обозначенные как NO (нормально открытые), NC (нормально замкнутые) и COM (общий). Кто-то советует подключать через них, а именно через NC и COM.
Однако будьте осторожны, термостат термостату рознь и всегда изучайте инструкцию. Через них может также подаваться переменное напряжения 220V, и вы тем самым запустите фазу на плату управление куда не нужно.
Вот яркий пример таких многофункциональных регуляторов Fluoreon и Beok.
На многофункциональных устройствах, температура в комнате также определяется при помощи встроенного температурного датчика.
Однако у них на корпусе есть клеммы для подключения и внешнего (Sensor). Он чаще всего используется для теплых полов.
Место установки</h2>
Как известно, температура воздуха в помещении с традиционными системами обогрева на радиаторах, прогревается неравномерно. Возле пола она ниже, под потолком выше.
Исходя из наличия в терморегуляторах именно встроенного температурного датчика, их высота установки регламентируется.
Размещать такие термостаты нужно на высоте 1,2-1,5м от уровня пола и как можно дальше от источников обогрева, в том числе защищать от попадания прямых солнечных лучей.
Также не рекомендуется ставить термостаты в коридоре или на кухне.
Подключение термостата теплого пола на газовый котел</h2>
Зачастую потребители задаются вопросом, а можно ли использовать стандартный терморегулятор от теплых полов на 220В для работы с газовым котлом?
Вдруг вы не нашли специальный термостат с сухими контактами, а модель от теплых полов у вас уже есть в наличии. Такое подключение возможно.
Однако для этого вам понадобится “развязать” напряжение 220V. В большинстве термостатов теплых полов оно приходит на клеммы питания и далее снимается с клемм, отходящих на кабель обогрева. А как говорилось выше, при работе с газовым котлом используются “сухие контакты”, по которым передаются импульсы низкого напряжения.
Если вы напрямую подключите сюда кабель с платы управления котла, то спровоцируете короткое замыкание и выведете из строя свой котел.
Для безопасного подключения в схему придется добавить промежуточное реле или дополнительный контактор с нормально открытыми контактами.
С клемм термостата вместо кабеля теплого пола подаете напряжение 220В на катушку реле (контактора), а уже через его нормально открытые контакты (1-2 или 3-4), подключаете провода на газовый котел.
Принцип работы здесь такой же, как был рассмотрен ранее. Однако имейте в виду следующую особенность.
Так как это термостат все-таки для теплых полов, то скорее всего он будет работать по схеме: датчик воздуха + датчик пола. А значит потребует от вас установки и выставления ограничения температуры по датчику пола, которого у вас не будет.
Поэтому в настройках придется отвязать датчик пола и оставить в работе только датчик воздуха. Как это сделать, подробно читайте в инструкции к своей модели. У разных девайсов могут быть отличия.
Например, у Devi Touch для этого приходится ломать на задней стороне специальную перемычку.
Дабы не иметь всех этих сложностей и проблем, лучше все-таки изначально выбирать правильную модель терморегулятора.
Терморегулятор для коллектора водяных полов</h2>
При наличии в отдельных комнатах водяного теплого пола, который может быть запитан от того же газового котла, нужен несколько иной тип терморегулятора. Его необходимо подключать к сервоприводам на распределительном коллекторе.
Обратная сторона такого устройства выглядит следующим образом.
Если у вас сервопривод нормально закрытый, то жилы кабеля заводятся на клеммы 1 (Close или NC) и 3 (N-ноль или COM). Если нормально открытый – 2 (Open или NO) и 3 (N-ноль или COM).
Принцип работы здесь следующий. Когда в системе установлен нормально открытый сервопривод и при этом на питающем кабеле происходит прерывание подачи напряжения, сервопривод открывает проток. В нормально закрытом, ситуация противоположная.
При этом не путайте, это не какое-то реле или эл.магнитный привод, который при подаче напряжения 220В перещелкивается и моментально переходит в другое состояние. Это термоэлектрический привод, который открывает-закрывает клапан постепенно.
Поэтому, если вы захотите испытать работоспособность подобного устройства, не удивляйтесь, что он сразу же не среагирует на подачу сигнала и моментально не перекроет поток.
Подключение питания термостата осуществляется на колодках L и N. На боковых клеммах заводится кабель выносного температурного датчика в полу.
Используемые источники:- https://spasiboauto.ru/remont/kak-pravilno-zamenit-termostat.html
- https://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/zamena-termostata.html
- https://santavod.ru/zamena-termostata-svoimi-rukami/
- https://stroyday.ru/stroitelstvo-doma/pechi-i-sistemy-otopleniya/termoregulyator-na-batareyu-otopleniya.html
- https://domikelectrica.ru/sxemy-podklyucheniya-termostata-k-gazovomu-kotlu/